4 Ноября в России отмечают сразу два праздника: день иконы осенней Казанской иконы Божией Матери и день народного единства.

Одна дата и два праздника — это не совпадение, дело в том, что, два праздника связанны друг с другом.

Но давайте обо все по порядку.

Икона Казанской Божией Матери явилась в 1579г. после большого пожара 8 (21) июля в г. Казани.

В 1579 г. в г. Казани случился пожар, вследствие которого выгорел целый район города. И вот одной девочке Матроне во сне было видение – явилась Богородица и указала место, где в пепле лежит икона. Но Матерь Божья явилась ей второй, а потом и третий раз. После третьего явления, после слов Богородицы «Почему ты не слушаешь меня?» девочка решилась рассказать о видении своей маме. Мать девочки обратилась к местному священнику, и рассказала ему о дочкином видении.

Неизвестно сколько длились поиски, но все-таки икону нашли. Среди пепла сгоревшей церкви, на глубине около 1 м, действительно лежала икона Богородицы. Конечно, все удивились чуду – образ, написанный на дереве, не тронул огонь. После пожара икона была как новая.

 В том же 1579 году IV приказал построить храм на мете явления иконы и устроить женский монастырь.

   Когда обретенную икону Божьей Матери переносили в Благовещенский собор (в г. Казани), тогда произошло еще одно чудо – исцеление слепого человека. Конечно, весть об исцелении быстро распространилась среди народа, и к чудотворному образу потянулись жаждущие исцеления, в большинстве случаев с различными глазными болезнями.

Иконография Казанской Божией Матери близка к иконографии Петровской Богоматери , которая представляет собою её прообраз.

   Изображение Богоматери погрудное, голова склонена к  Младенцу вправо. Изображение Младенца поясное, анфас. Правая рука Его поднята, перстосложение именословное; левая рука опущена и прикрыта гиматием.

 Список чудотворного образа  сопровождал народное войско князя Пожарского.   Россия переживала Смутное время, Москва была занята иноземцами. Казалось, что Русскому государству приходит конец. И тогда на защиту государства и православной веры встал народ, возглавляемый Патриархом Ермогеном. Первое ополчение, собранное в 1611 году рязанским воеводой Прокопием Ляпуновым, потерпело поражение, и воевода был убит своими же соотечественниками.

   Спустя полгода в Нижнем Новгороде Кузьма Минин призвал горожан пойти на защиту Отечества. К нижегородцам присоединились жители других городов, и второе ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского и воеводы Кузьмы Минина шло освобождать Москву со списком чудотворной иконы Богородицы, явленной в Казани в 1579 году. 

   По преданию, решающему сражению предшествовал строгий трехдневный пост и усиленная молитва. Божия помощь была явлена, и 22 октября ( 4 ноября по новому стилю) 1612 года Москву освободили от поляков.

   Междоусобицы Смутного времени закончились, в феврале 1613 года Земский собор избрал царем Михаила Федоровича Романова. Верующие русские люди были убеждены, что победа над иностранными захватчиками стала возможной благодаря помощи Божией и чудотворному Богородичному образу. Почитание Казанской иконы Богородицы стало общенародным. 

   Церковно-государственным праздник в честь Казанской иконы Богородицы становится с 1649 года, когда царь Алексей Михайлович повелел отмечать не только день ее явления, 8 июля, но и 22 октября (по старому стилю), в память избавления Москвы и России от поляков.

    Он праздновался в течение трех столетий, вплоть до 1917 года. С приходом советской власти традиция отмечать освобождение Москвы прервалась. Но в 2005 году 4 ноября – День народного единства вновь стали отмечать на государственном уровне. Церковь, и государство вспоминают в этот день одно событие: освобождение Москвы от поляков в 1612 году, конец Смутного времени.

#4ноября #ДеньНародногоЕдинства #ХудожественныйМузей #Елец #культура48 #культураонлайн #ОсеньВремяИдтивМузей

This entry was posted in Новости. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий