✨ История светописи ✨

Добрый день, дорогие Друзья! Сегодня мы будем говорить о далёком, но очень важном предке современного фотоаппарата.

   Еще до изобретения фотографии, люди были знакомы с принципами, на которых она в итоге была основана. У современных фотоаппаратов есть прототип, который хоть и не позволял, переноси изображение на бумагу, но мог проецировать картинку на вертикальную поверхность. Люди могли создавать изображения на стене или листе бумаги, фотопечать в то время была невозможна, поскольку сохранение светового изображения значительно более сложная задача, чем его проецирование. Инструмент, использовавшийся для работы с изображениями назывался камера-обскура Название происходит от латинский слов camera — комната и obscura — темный, то есть дословно: темная комната. Этот инструмент существовал за несколько столетий до появления фотографии.
   Камера-обскура в сущности представляет собой тёмную закрытую коробку с отверстием в одной из стенок. Отверстие должно быть достаточно малым относительно размера коробки, чтобы камера-обскура правильно работала. Принцип её работы основан на законах оптики: свет, проходящий через крошечное отверстие, трансформируется и создает изображение на встречаемой поверхности, которой является стенка ящика.

Изображение было зеркальным и перевернутым, современная аналоговая камера работает примерно таким же образом, отличаясь только наличием зеркала и пленки для сохранения созданного светом изображения.

Процесс использования камеры-обскуры выглядел очень странным и пугающим для людей в те далекие времена и Джованни Баттиста — итальянский живописец, гравер, фрескист представитель венецианской школы. Вынужден был отказаться от идеи использования этой камеры после того, как его арестовали по обвинению в колдовстве.
   Точная дата создания камеры-обскуры неизвестна. Принцип ее создания сначала приписывался Роджеру Бэкону, жившему в 1214-1294 гг. Однако это опровергает книга «История фотографии», написанная четой Гернсгейм. В ней указывается, что данный принцип был известен в середине XI столетия арабскому ученому Хасан-ибн-Хасану. В то время известный ученый, физик и математик раньше задумывался о линейном принципе распространения света. Его выводы были основаны на эффекте работы камеры-обскуры.
Сейчас считается, что первым из европейцев эффект камеры описал Аристотель. А самое раннее упоминание встречаются у последователей китайского философа Мо-цзы в V-IV веке до нашей эры.
   Первое детальное упоминание камеры-обскура оставил Леонардо Да Винчи, подробно описавший камеру-обскуру в своем «Трактате о живописи». Это и правда была camera в латинском смысле слова — большая темная комната с маленьким отверстием в одной из стен. В комнате устанавливался полупрозрачный экран, художник находился внутри комнаты, за этим экраном зарисовывая происходящее снаружи. Леонардо использовал ее для создания натюрмортов и пейзажей. Леонардо да Винчи писал, что отображаемые на бумажном листе объекты переданы не только в их настоящих формах, но и тех же цветах.

 Камеры-обскуры и другими художниками стали активно применять для написания пейзажей и портретов. Нередко в отверстие вставляли линзы, чем достигалось увеличение яркости и резкости. Изображение, полученное в камере-обскура, всегда достаточно размытое, увеличить резкость несколько помогает уменьшение размеров отверстия, но не сильно. С увеличением отверстия резкость изображения ухудшается, зато его яркость возрастает.
Почти до конца XVII века камерой-обскура занимались по большей частью ученые: оптики и астрономы. В 1544 году 24 января голландский физик и математик Рейнер Гемм Фризиус наблюдал солнечное затмение при помощи камеры-обскуры. Благодаря ему появилось первое изображение камеры-обскуры в научных трудах.
   Кто первым вставил в отверстие камеры линзу достоверно неизвестно, но первое подробное описание улучшенного прибора оставил венецианец Даниеле Барбаро, изучавший перспективу.
   Есть замечательное описание камеры-обскура и ее эффектов итальянца Баттисты дел-ла Порта:
«Теперь сообщу Вам то, о чем доселе молчал и думал, что должен молчать. Если поместить у отверстия чечевицеобразное стекло, то все изображение будет отчетливее; увидишь и лица проходящих людей, платья, цвета, движение, все как будто было вблизи. Зрелище так приятно, что видевшие не могли вдоволь насмотреться».
   Усовершенствовал и приспособил камеру-обскура для нужд художников монах из немецкого города Вюрцбург, по имени Иоганн Цан. Он жил в середине XVII века. В 1686 году ему удалось сконструировать относительно портативный прибор, который был оснащен простейшим объективом и зеркалом, расположенным под углом 45०, это позволяло проецировать изображение на матовую пластину и уже прямое, а не перевернутое.
   В XVIII веке камера-обскура продолжала совершенствоваться и уменьшаться в размерах, набирая все большую популярность у художников. Появились затемненные палатки и тенты, которыми можно было пользоваться на природе. Точно известно, что камеру-обскура применяли в своей работе Вермеер и венецианский художник Джованни Антонио Канале.
   В начале XIX века был сделан ряд научных открытий, позволивших уменьшить камеру-обскура до относительно компактных размеров и получать в ней вполне резкие изображения. Появились мастерские и магазины по продаже прибора.

  Именно благодаря такому магазину при мастерской известных оптиков Шевалье состоялась встреча официальных отцов фотографии: Нисефора Ньепса и Луи Дагера. Оба покупали у Шевалье оборудование для опытов.   

Ньепс, Нисефор
 Луи Дагер
 Оригинальная камера Дагера, сделанная Альфонсом Жиру

#ИзИсторииСветописи #ХудожественныйМузей #Елец #культура48 #культураонлайн #Светопись #фотография #историяфотографии

   

This entry was posted in История светописи, медиалекция, Новости. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий