Из истории фарфора.

В одном из залов художественного музея размещена выставка русского и зарубежного фарфора и фаянса XVIII — нач.XX вв.

И мы начинаем серию медиалекций о зарубежной и русской керамике.

Часть I. Китайский фарфор.

Глазированная фарфоровая фигурка лошади VII-VIII века н. э. Династия Тан (618—906 гг. н. э.)

Первые упоминания о фарфоре присутствуют в летописях династии Хань (I век до н.э.). В то время это были простые по форме и оформлению белые чаши. После упадка Хань производство фарфора приняло массовый масштаб. Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом тонкодисперсной смеси каолина, пластичной глины, кварца и полевого шпата. С развитием техники появились разновидности фарфора: глинозёмный, цирконовый, борнокальциевый, литиевый и др. В зависимости от состава фарфоровой массы различают так называемый твёрдый и мягкий фарфор. Для получения необходимой плотности и просвечиваемости он требует более высокой температуры обжига (до 1450 °С). Мягкий фарфор более разнообразен по химическому составу, чем твёрдый; температура обжига до 1300 °С, т.к. имеет различные химические добавки. К мягкому фарфору относится также костяной фарфор, в состав которого входит до 50% костяной золы (полученной от сжигания костей животных), а также кварц, каолин и т.д.
Китайский фарфор поражает своим разнообразием, техникой исполнения, богатством красок. С 6 века по сегодняшний день в Китае бережно охраняют рецепты изготовления. Путь к созданию фарфора был длительным и трудоемким. Первые фарфоровые сосуды – стройные, вытянутые с гладкой полированной поверхностью светлых тонов вазы и кувшины со скульптурными изображениями жанровых сцен на крышках появились во время правления династии Вэй в 4 веке.
Период династии Тан в 6-9 веках — это период объединения китайских земель после трёхвековой раздробленности. В это время Китай превратился в мощное феодальное государство с высокой культурой и развитием торговых связей. Приезжали купцы из Индии, Ирана, Сирии, Японии. Для изучения наук и ремесел Китая правительство Японии посылала свою молодежь на повышение квалификации в Китай. В годы правления династии Тан (618-907 гг.), пришедшей на смену Сун, Китай превратился в мировую державу.

Чайник заварочный. Фаянс. Из коллекции художественного музея г. Ельца

В эпоху благосостояния и расцвета культуры бурно развивались торговля и искусство. Блестящая эпоха правления Тан, длившаяся 300 лет, вошла в историю Китая как «золотой век». Сюаньань (нынешний Сиань) стал роскошной столицей царства Тан. Средоточием культуры Тан был двор правителя Сюаньцзуна (годы правления 712-756). На придворных императорских торжествах танцы сопровождались игрой музыкантов, число которых доходило до 30 ООО. Они были родом не только из Китая, но и из зарубежных стран. Как, впрочем, и музыка, музыкальные инструменты и экзотические танцы. Городские ворота были широко распахнуты для обмена культурой и товарами со всем миром. При дворе одевались роскошно и элегантно. Дамы носили шелковые платья, закалывали волосы в сложные прически и гримировались. Китай эпохи Тан был культурен, это время считалось золотой эпохой поэтического искусства. В то время полагали, что лишь тот может считаться совершенным человеком, кто литературно образован. На экзаменах на высшую чиновничью должность нужно было продемонстрировать свои способности к сочинению стихов. К излюбленным забавам придворного общества относилась охота.
Из Персии через Центральную Азию в Китай пришла игра в поло.Женщины наравне с мужчинами музицировали, танцевали, скакали верхом и играли в поло.
В эпоху Тан китайская цивилизация распространилась далеко на север и запад Азии.

Тарелка. Династия Мин (1368—1644 гг. н. э.)


Начался культурный расцвет, который длился три века. Столица Чаньань являлась начальным пунктом Шелкового пути, который много веков служил для контактов с западной Азией, Африкой и Европой. Торговцы, студенты и ученые со всех концов света стекались в этот город, в котором в VIII веке проживало 2 миллиона человек, и который был тогда, вероятно, самым большим городом мира.
Мусульмане, буддисты и христиане мирно сосуществовали друг с другом. Однако «золотой век» не был вечным. Восстания и гражданские войны, которые велись на протяжении столетия, привели к упадку империи.
Период Тан известен расцветом поэзии, появлением новых форм литературы, развитием театрального искусства. Всё больше и больше развиваются художественные ремесла, в особенности производство фарфора. Из многотомного историко-географического труда «Описание местности Фулян» (уезда, в котором находился центр фарфорового производства г Цзиндэчжэнь, провинция Цзянси) стало известно о мастере Тао Юе, поставлявшем ко двору в начале периода Тан (618-628гг) большие партии фарфора.


Императоры Китая посылали своих чиновников в Цзиндэчжэнь контролировать производство фарфора, а главное сохранять на него монополию двора. Двор богдыхана требовал ежегодно 3100 блюд, 16000 тарелок с синими драконами,18000 чашек с цветами и драконами,11200 блюд со словом фу, что означало «богатство».
Каждый из фарфоровых предметов исполнялся как самостоятельное и ценное художественное произведение. Фарфору посвящались стихи, знаменитые поэты прославляли его сорта, центры производства. В 7 веке к императорскому двору династии Тан поставлялся белоснежный фарфор. В это время 618-628 гг. фарфор считался настолько ценным, что его сравнивали с очень дорогим камнем нефритом и называли «подражание нефриту».
С 621 года из этого города, переименованного в Синьпин, а позднее в Цзиндэчжэнь, мастер Хэ Чжун-чу и его помощники регулярно поставляли тонкий, блестящий, как нефрит, фарфор к императорскому двору. В период Тан фарфор производился во многих местах: в Юэчжоу(провинция Чжэцзян), в Синчжоу (провинция Шаньси), в Хунчжоу (провинция Цзянси), в Дан (провинция Сычуань) и т.д.
Из танских сортов наиболее ценным считался фарфор из г. Синчжоу (ныне г.Синтай, провинция Хэбэй). Знаменитый танский поэт Ли Бо писал: «Фарфор из г. Синчжоу как снег, серебро, «о другом сорте тонкостенного фарфора из Дана «фарфор печей Дан и тверд и тонок.. А белизной своей он превосходит снег и иней».


Китай был и остается основоположником создания настоящего твердого фарфора, состоящего на 50% из природного фарфорового камня и 50% белой глины-каолина, без всяких примесей. Китайский фарфор занимает первое место в мире по качеству и совершенству художественного исполнения. Белая глина и фарфоровый камень в Китае названы костями и мясом фарфора.
Производство твердого фарфора непросто.
Фарфор проходит сначала длительную техническую обработку. Вот как описывает процесс производства фарфора в феодальном Китае в классической книге о фарфоре «Цзиндэчжень тао-лу».
Каолин,белую глину размалывают, отмачивают в проточной воде, чтобы она стала мягче и нежнее. Потом каолин смешивают с размельченным фарфоровым камнем в большом чане, наполненном водой.
Пропускают через тонкое сито из конского волоса, а затем через мешок из плотного шелка. Полученную суспензию переливают в несколько глиняных сосудов. В них она отстаиваются, после чего вода сливается. Влажную смесь заворачивают в полотно, кладут на стол и прессуют кирпичами. Затем бросают на каменные плиты и переворачивают деревянными лопатками, пока она не станет более пластичной. Только тогда искусный мастер начинает лепить из этой массы разнообразные изделия. Он вертит ногами, а чаще руками гончарный круг и придает желаемую форму лежащему на нем глиняному шару из фарфоровой массы. Круглые сосуды изготовляются на гончарном круге целиком. Предметы более сложной формы изготовляются по частям. Иногда фарфоровая масса в разжиженном виде разливается в формы. После лепки изготовленные предметы просушиваются (причем иногда сушка продолжается около года) или подвергаются легкому обжигу. Большей частью их поверхность покрывается глазурью. При невысокой температуре глазурь лишь слегка расплавляется и нанесенные на нее краски приплавляются к поверхности фарфорового изделия. Если эти краски обжигать при высокой температуре, они могут перегореть и потерять свой цвет.

Династия Мин (1368—1644 гг. н. э.)


Глазурь состоит из размельченного каолина, полевого шпата, кварца и гипса,смешанных с водой. В нее погружают оформленные предметы. Глазури бывают бесцветными, но если в них добавить окислы некоторых металлов, они приобретают тот или иной цвет. Часто до нанесения глазури сосуд расписывается синей или красной подглазурными красками или он становится многоцветным уже после нанесения глазури.
Для росписи используются специальные керамические краски: медь дает зеленый цвет, марганец-фиолетовый, золото-розовый, иридий –черный, медь с толченым рубином дает красный цвет, а кобальт –синий цвет.

Перед тем как нанести краску на фарфоровое изделие, ее растирают, прибавляют стекловидный порошок(флюс) и затем художники тонкой кисточкой наносят ее на фарфор.Раньше каждое изделие проходило через руки 70 мастеров.
Роспись бывает подглазурная и надглазурная. Характерной особенностью подглазурной росписи является нанесение узора на поверхность фарфорового предмета, подвергнутого уже обжигу, после чего изделие покрывается сверху глазурью и обжигается вторично при температуре 1200-1400 градусов. В печи глазурь расплавляется и покрывает все изделие ровным стекловидным слоем, причем через глазурь просвечивают краски нанесенной ранее росписи.
Позднее была изобретена надглазурная роспись эмалевыми красками-высшее достижение в разрисовке фарфора, когда узор рисуется на глазури.



Фарфоровый чайник. Династия Сун

Изобретения надглазурной росписи, закрепляющейся при невысокой температуре, дало возможность увеличить количество кермических красок.
Подготовленные для обжига фарфоровые изделия ставили в печь в капсулах из огнеупорной глины, способных выдерживать сильный жар печи. В такой печи капсул ставились до десятка маленьких или их заменял один большой сосуд.
Фарфор накалялся докрасна, а потом до ярко-желтого. Обжиг продолжался несколько дней. Открывали печи по истечении 1-3 дней после обжига, т.к. капсули раскалялись докрасна, и войти в печь было невозможно. На четвертый день рабочие надевали перчатки, сделанные из десяти слоев ваты и вымоченные в холодной воде, голову, плечи и спину закрывали сырой одеждой и тогда только входили в печь за готовым фарфором. Пока печь не остывала, в нее закладывали новую партию изделий для подсушки.

Вначале фарфор декорировали очень скромно. Китайцы восхищались белоснежным черепком, прозрачной глазурью, и поэтому никакой росписи по поверхности не производили. А уже в период Юань (это период монгольского завоевания, конец XIII – начало XIV веков) появляется роспись, которая была привнесена иранскими керамистами. Это кобальтовая роспись, подглазурная, она требует очень высокой температуры обжига. Изделие должно находиться в печи при температуре 1400 градусов, только тогда мутноватая серая краска становится ярко-голубой, а порой даже с великолепным фиолетовым отливом. Итак, фарфор начинают расписывать кобальтом. Темы росписи самые разнообразные. Первоначально это сложные орнаменты – геометрические, растительные, цветочные, потом появляются изображения стилизованных животных, драконов.
После династии Восточная Хань производство китайского фарфора получило быстрое развитие. В разные исторические периоды китайский фарфор имел свои лучшие образцы. Например, известный фарфор Цзюнци провинции Хэнань, отличающийся красноватым блеском, переливами синего, фиолетового и белого цветов и прозрачностью является лучшим фарфором династии Сун. В этот период (10-12 века) были сделаны большие успехи в изготовлении изделий из фарфора. Примером может служить фарфор марки «Яобянь», который обладает очень высоким качеством. Такой фарфор мог по ценности и изысканности соперничать с золотом и нефритом. Наиболее известными в то время являлись изделия мастерских Дэхуа и Лунцюань.

Изделия Дэхуа, как правило, покрывались лишь белой глазурью, зачастую украшались гравировкой и рельефным рисунком. В мастерских Лунцюань создавались изделия, покрытые нежно-голубой или светло-зеленой глазурью, получившей в Европе название «селадон». В этот период, хотя и довольно редко, встречались росписи на сосудах, сделанные зеленой, коричневой или желтой эмалью, а также монохромные, покрытые красной глазурью сосуды.

Известный синий фарфор Цинцы, изготовленный в фарфоровой печи «Лунциняо» в провинции Чжэцзян славен многими достоинствами. О нем люди говорят, что его синева подобна нефриту, чистота — зеркалу, а звук, который он издает при прикосновении, подобен звучанию Цина. Это древний ударный музыкальный инструмент в виде изогнутой пластины, сделанной из нефрита, камня или меди. Изделия из синего фарфора со времен сунской династии широко покупались в странах Восточной Азии, Европы, Америки и арабских странах. Например, сегодня в Турции в Стамбульском музее хранится более тысячи изделий из синего фарфора Лунцюань времен династии Сун, Юань, Мин и других.

Керамическая фигурка из гробницы VII-VIII века н. э. Династия Тан

В первые века нашей эры мастерские по производству фарфора появились в одном из городов провинции Цзянси, который впоследствии стал известен под именем Цзиндэчжень. Он находится на берегу многоводного озера Поянху. С его названием ассоциируется одно из самых древних, чудесных достижений китайского народа-фарфор. Китайские историки затрудняются точно установить дату основания этого города. Впервые его имя упоминается в летописях династии Хань, т.е. 2 тысячи 200 лет назад. В 6 веке нашей эры город был известен под названием Чаннаньчжэня. Позже, уже в годы Сунской династии, на изделиях знаменитых мастеров фарфора было принято писать: «Изготовлено в годы царствования императора Цзин-дэ». Это и определило новое название города — «Цзиндэчжэнь». Издавна фарфоровые изделия из Цзиндэчжэня отличались высоким качеством. Молва гласит, что они были ослепительны, как снег, тонки, как лист бумаги, прочны, как металл. Необыкновенного искусства достигли мастера художественной росписи по фарфору. Их краскам свойственны прочность и чистота. Рисунки по фарфору, особенно те, в которых воссоздана природа Китая, его флора, очень жизненны. Среди художников по фарфору были блестящие мастера рисовать розы, пионы, лотосы. хризантемы, орхидеи, ветви цветущей сливы или вишни, стебли бамбука. Лучшее, что создавали мастера из Цзиндэчжэня, приобреталось императорским двором или шло на экспорт. Еще в 14 веке здесь были созданы печи, которые работали для нужд двора. Вместе с парчой и бархатом. отправляемыми по «шелковому пути», на Средний Восток и в Европу, шел и китайский фарфор.

Тарелка чайная. Фарфор. Из коллекции художественного музея г. Ельца


История Цзиндэчжэня, которому больше 2 тысяч лет, является яркой страницей истории китайской культуры. Город возник у самых разработок каолиновой глины на горе Гаолин. Число печей росло с каждым годом и в пору расцвета Цзиндэчжэня достигло нескольких сот. При раскопках были найдены остатки печей, построенных еще в эпоху Танской династии, то есть 1200 лет назад. Черепки древних фарфоровых изделий дают представление о том, что здесь обжигался фарфор на редкость красивой расцветки. Раскопки позволили восстановить целые этапы в истории китайского фарфора. Чтобы секреты изготовления фарфора не попали в чужие руки, город Цзиндэчжэнь, в котором и было основное производство, вечером закрывали, а на улицах патрулировали вооруженные отряды солдат. Попасть в него в этот время могли только те, кто знал специальный пароль.

Производство фарфора.

*»Фарфоровый камень» -горная порода из кварца и слюды, из которой замешивали массу. Добывали эту породу в провинции Цзянси. Секрет китайского фарфора — это секрет сырья, из которого он производится. Провинция Цзянси оказалась сокровищницей «фарфорового камня» — горной породы, состоящей из кварца и слюды. Фарфоровую массу делали из брикеторованного порошка «фарфорового камня» (пе-тун-тсе) и каолина (он придаёт белизну изделию). Получившуюся массу хранили не один десяток лет, чтобы она приобрела пластичность. А для особого матового блеска глазурь составляли из нескольких слоев разной прозрачности. китайский императорский двор делал колоссальные закупки: каждый год 31 000 блюд, 16 000 тарелок с драконами, 18 000 чашек, а также скамьи, беседки. А в 1415 году построили знаменитую Нанкинскую фарфоровую бвшню.

Из фарфора делали и музыкальные инструменты: они представляли собой сосуды, по которым постукивали тонкой палочкой. Возможно, именно отсюда и пошел обычай проверять фарфоровую посуду лёгким постукиванием.
Первые фарфоровые изделия минской эпохи были чисто белыми, без художественной росписи, только слегка покрытые глазурью. В более поздние времена широко используется для росписи изделий сине-голубая краска, которую привозили с Явы и Суматры. Как ни наряден фарфор, расписанный этой краской, по своей художественной ценности он уступал белому фарфору. Белый фарфор сохранил свою ценность и после того, как китайские мастера стали наносить на свои изделия крупный рисунок. Раскопки подтвердили, что техника китайского фарфорового производства находилась в те времена на очень высоком уровне. Достаточно сказать, что в то время температура в печах достигала 1400 градусов.

Ко времени династии Юань быстро растущий город Цзиндэчжэнь стал уже центром производства фарфора в стране. Фарфоровые изделия этого города отличаются изысканной формой, легкостью, красивой расцветкой. В частности, изделия из фарфора «цинхуацы»-синие цветы, «фэнхуацы»-розовые цветы», и Цинхунлинлунцы»-миниатюрные синие цветы, «Ботайцы»-прозрачный фарфор -считались бесценным сокровищем и служили лучшим подарком среди императорской фамилии и дворцовой знати.
Следующий виток развития китайского фарфора – это период правления династии Мин с середины XIV века по середину XVII в. По-прежнему кобальт является излюбленной техникой росписи, но она усложняется и появляется очень сложная технология двойного обжига. Вначале изделие покрывают кобальтовой синей краской, оно проходит высокотемпературный обжиг, а затем уже накладывают надглазурные краски – жёлтую эмаль, зелёную, фиолетовую и очень интересную краску, так называемую “железную красную”, которая имеет самые разнообразные оттенки от желтовато-охристых до пурпурно-красных.В китайском городе Нанкини стояла девятиэтажная башня, сверху донизу покрытая разноцветными фарфоровыми плитками. Ее так и называли — фарфоровая башня. Известный китайский мореплаватель Чжэнхэ времен династии Мин 7 раз отправлялся в дальнее плавание в страны Восточной Азии и Африки. В числе его товаров и подарков было немало изделий именно из такого фарфора.
Глазурь на готовые фарфоровые изделия наносили в несколько слоев, варьируя степень прозрачности каждого слоя. Делалось это для, чтобы придать посуде особый матовый блеск. В качестве красок использовались кобальт и гематит, хорошо переносящие высокую температуру при обжиге. Отделку эмалевыми красками китайцы стали применять только в 17 веке. Как правило, древние мастера использовали в росписи тематические сюжеты и сложные орнаменты, так что одно изделие расписывали несколько человек. Одни очерчивали контуры, другие писали пейзажи, третьи – фигуры людей


В эпоху Мин (14-17 века) и Цин (17-20 века) широкое распространение получил способ украшения фарфоровых изделий подглазурным кобальтом. Ранние минские изделия с подглазурной росписью кобальтом отличались светлым серо-голубым оттенком, чаще всего в росписи использовался растительный орнамент. В начале 15 века одновременно с кобальтом начинает употребляться красная краска естественного происхождения. С середины 16 века очень распространенным стал метод украшения, известный под названием «доуцай» (соперничающие краски)-сочетание подглазурного кобальта с пестрыми эмалевыми красками. Для минской эпохи в целом характерно изобретение новых видов цветной глазури и эмалевых красок, которые нашли широкое применение в фарфоровом производстве.

Эпоха Цин.
С XVI века китайским фарфором заинтересовались европейцы. Прибывающие в Китай католические миссионеры первым делом пытались узнать секрет драгоценного китайского фарфора, ведь фарфор так и называли – “китайский секрет”. Но европейцы до XVIII века так его и не узнали. Королевские и княжеские дворы Европы платили золотом за драгоценные вазы. Известно даже, что Август Саксонский в начале XVIII века обменял несколько гренадеров на фарфоровые вазы у короля Пруссии, Фридриха.
Фарфоровую чашку китайские мастера склеивали из двух половинок – внешней и внутренней, при этом их донышки и верхние ободки были прочно соединены. Внутри чашку расписывали цветочными орнаментами, а ажурная внешняя половинка оставалась белой. Когда в нее наливали чай, то сквозь фарфоровое кружево была видна тончайшая роспись меньшей чашки. Но самым удивительным для европейцев стали фарфоровые сосуды сероватого цвета, с проступающими на стенках узорами. По мере того, как чашка наполнялась чаем, на ней проявлялись морские волны, водоросли, рыбки.
Многие иностранцы, выдавая из себя купцов или путешественников, пробовали разузнать китайскую тайну изготовления фарфора, но никто ответов на свои вопросы так и не добился. Лишь одному человеку отдаленно удалось приблизится к разгадке этой тайны. Его звали Д’Антреколл, и родом он был из Франции. Смолоду решив раскрыть китайскую тайну, он приложил к этому максимум усилий. Выучил китайский язык и обычаи. Вел себя тихо и вежливо — кланялся богатым и не возвеличивался перед бедными, даже помогал им, чем мог. Он любил рассказывать интересные и поучительные истории, был приятным собеседником, поэтому к нему быстро привыкли и он стал своим среди китайцев. Но он никогда не расспрашивал о фарфоре.

Однажды его познакомили с одним богачем, которому принадлежал китайский завод. Богач пригласил Д’Антреколла в гости, и хитрый француз, по дороге к дому, кланялся не только слугам, но и деревьям и кустам по бокам дорожки. Господину понравился умный иностранец, который, скромно попивая чай, рассказывал интересные истории, и богач пригласил его в город Цзиндечжень, где находились самые большие китайские заводы, и куда запрещали заходить иностранцам. Там Д’Антреколл кое-что узнал…
Оказалось, что цени делают из белого порошка — каолини, и добавляют к нему растертый в порошок камень циши. Обжигают изделия в печах, в специальных глиняных горшках. Д’Антреколл даже смог увидеть, как работают гончары, и как выглядят печи. Про свое путешествие он написал книгу, которая была издана не только во Франции, но и в других странах мира. Но ни Д’Антреколл, ни читавшие его книгу ученные так и не раскрыли секрет изготовления фарфора — каолин и камень циши не были известны в Европе. Китайская тайна оставалась неразгаданной…Начались независимые открытия, химические эксперименты.

И в XVIII веке был изобретён европейский фарфор. Тем не менее, интерес к китайскому фарфору не ослабел. В Амстердам приходили корабли Ост-Индской компании, которые привозили огромное количество фарфоровой продукции: здесь и сервизы, и огромные дворцовые наборы из пяти ваз, и украшения для открытых шкафчиков и полочек, а также для каминов.
Появляется огромное количество типов росписи. Благодаря внедрению новых красок в конце XVII века появляются даже целые полихромные композиции, которые в Европе получают название семейств. Это чёрное семейство, где преобладает чёрный фон краски, это зелёное семейство, где главными являются два оттенка зелёного при наличии других полихромных эмалей, и розовое семейство – эта краска образуется путём добавления в эмаль некоторого количества трихлорида золота, и образуется удивительная нежно-розовая или же нежно-фиолетовая, в зависимости от температуры обжига, краска.

Следует отметить, что роспись, декор и даже сами формы изделий несли не только декоративную нагрузку, не только были призваны украшать итерьер, они имели ещё и глубокий символический смысл, зашифрованный в декоре. Например, нежная слива мэйхоа символизирует новый год, символизирует радость, счастье, начало жизни, а соединение сливы с бамбуком и сосной, которое можно видеть на удивительном стакане для кистей начала XVIII века (роспись произведена кобальтом) – это три друга холодной зимы — символ стойкости, дружбы и несгибаемой воли.
В эпоху Цин продолжалось производство всех раннее существовавших видов фарфора. Самым блестящим периодом в развитии фарфора эпохи Цин является 18 век, когда по всему Китаю работали сотни мастерских. Среди них выделялись заводы Цзиндэчжэня, выпускавшие высокохудожественную и высококачественную продукцию. Богатством и разнообразием цветов отличалась глазурь, которой покрывались изделия. В это время предпочтение отдавалось монохромной глазури. До сих пор большой известностью пользуются сосуды и вазы, покрытые т.н. «пламенеющей глазурью» и глазурью «цвета бычьей крови». К 18 веку относится изобретение розовой эмалевой краски, которая начинает широко употребляться в сочетании с эмалью других цветов. В Европе в зависимости от цвета преобладающей эмалевой краски или глазури фарфор стали подразделять на желтый, розовый, черный и зеленый. В это время фарфоровые изделия отличались чрезвычайным многообразием форм, появилось большое количество статуэток. Поиск мастерами новых форм иногда приводил к чрезмерной вычурности, а подчас и к потере чувства материала, что выражалось в имитации бронзы, дерева и т.д.. Изделия из фарфора не только шли на внутренний рынок, но и превратились в одну из главных статей экспорта. В конце 19 века в фарфоровом производстве стал наблюдаться упадок.

Существует несколько центров фарфорового производства в Китае- это Лилин в провинции Хунань, Таншань в провинции Хэбэй, Исин в провинции Цзянсу, Цзыбо в провинции Шаньдун. Фарфоровые изделия, производимые в разных местах, отличаются своим стилем и колоритом.



После образования КНР правительство приступило к восстановлению разрушенных фарфоровых заводов. К работе были привлечены известные мастера своего дела. Была проделана большая работа по восстановлению утраченных рецептов красителей и способов обжига. Современные высококачественные фарфоровые изделия свидетельствуют о продолжении лучших традиций прошлого и значительных новых достижениях.

Китайский фарфор, развиваясь на протяжении столетий, в 20-м веке приобретает новую жизнь.

Интерес высок как к антикварным изделиям, которые очень высоко ценятся и вызывают интерес на всех аукционах, так и к современным, причём, появляются удивительные, замечательные авторские произведения, где соединяются традиции и новаторские идеи.

This entry was posted in медиалекция, Новости. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий