Спасённые шедевры России. Реставрация графики

Слово «графика» происходит от греческого «графо» — пишу. Графика – это изобразительное искусство, в основе которого лежит рисунок, выполненный разными техниками на самом разнообразном материале. Ежегодно в центре имени Грабаря реставрируют более 500 произведений графики. За последние 70 лет реставраторы вернули к жизни свыше 50 тысяч музейных экспонатов. О том, как проходит современная реставрация, и какие технологии используют реставраторы, расскажет фильм «Графика» из цикла «Спасенные шедевры России».

 Реставрация графики Слово «графика» происходит от греческого «графо» — пишу. Графика – это изобразительное искусство, в основе которого лежит рисунок, выполненный разными техниками на самом разнообразном материале. Ежегодно в центре имени Грабаря реставрируют более 500 произведений графики. За последние 70 лет реставраторы вернули к жизни свыше 50 тысяч музейных экспонатов. О том, как проходит современная реставрация, и какие технологии используют реставраторы, расскажет фильм «Графика» из цикла «Спасенные шедевры России». Причины разрушения произведений графики.

   Произведения музейной графики выполнены обычно на высокосортных бумагах. Однако встречаются экспонаты и на бумагах более низкого качества. Значительно уступают по качеству старинной тряпичной бумаге многие сорта бумаг современного производства, и в этом — одна из причин быстрого старения и разрушения произведений советской графики и, как следствие, — сложность и зачастую невозможность их реставрации.
Существуют три основные причины разрушения произведений графики:
1) естественное старение,
2) нарушение условий хранения,
3) неправильное обращение с экспонатом. Старение — это сложный физико-химический процесс, который зависит от свойств исходных материалов, от того, насколько правильно были соблюдены технологические нормы при создании произведения, а также от тех условий, в которых оно хранится.
   Бумага, изготовленная с использованием древесной массы, значительно быстрее стареют и в большей степени подвержены различным разрушениям, в связи с чем при их реставрации не всегда могут быть применены традиционные методы. Сильно влияют на долговечность графических произведений свойства красочных материалов. Например, недостаток или избыток связующего в краске при печати, плохое перетирание или связывание с пигментом могут привести к утратам краски или появлению масляных пятен, которые способствуют разрушению бумажной основы. Деструктивные процессы в бумаге вызывают и железогалловые чернила, имеющие кислую реакцию.
   Столь же существенны для долговечности произведения и условия его хранения. Известно, например, что если воздух помещения загрязнен сероводородом H2S, то цвет свинцовых белил изменяется — вплоть до почернения. Самыми распространенными повреждениями произведений графики на бумажной основе являются пожелтение и образование желто-бурых пятен.
   Колебания температуры и влажности (или, как принято говорить, — температурно-влажностного режима) вызывают деформации основы. При резком повышении влажности может, помимо прочего, произойти заражение микроорганизмами, и в результате на экспонате проступят пигментные пятна. В особо тяжелых случаях произведение практически уже невозможно спасти.
   Насекомые-вредители и грызуны также способны повредить или даже уничтожить основу и красочный слой.
   Неправильное хранение, неквалифицированное обращение с экспонатами и их неумелое монтирование могут послужить причиной разнообразных дефектов основы и красочного слоя: разрывов, изломов, загрязнений, затеков, появления пятен различного происхождения, потертостей, царапин, осыпей и утрат красочного слоя. Огромный вред наносит произведениям графики применение при монтировке и реставрации канцелярского клея, который имеет щелочную реакцию, вызывающую обесцвечивание красок и разрушение волокон бумаги.
   Весь комплекс дефектов, накопившихся за время жизни произведения графики, является предпосылкой к реставрации. Задача последней — замедлить процессы естественного старения и ликвидировать по возможности все повреждения.
  https://www.youtube.com/watch?v=yYQWvOgs3XU&list=PLgctnI88vkPnui49V_K0k5lmdvkQYrqxo&index=2 https://ivan.at.ua/load/1-1-0-46

#ХудожественныйМузей#Елец#культура48#культураонлайн#реставрация

This entry was posted in медиалекция, Новости, Спасённые шедевры России. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий