Продолжаем публикацию книги Алексея Пискулина «КРУГ СВЕТЛЫХ ДНЕЙ». ТРОИЦА В ЕЛЕЦКОМ КРАЕ.

Любимым народным летним праздником в Черноземье является Троица.

О том, как праздновалась Троица в селах Елецкого, Измалковского и Краснинского районов в первой половине – середине XX века автором была собрана этнографическая информация.

 В наших местах Троица праздновалась следующим образом. Готовиться к празднику начинали в последнюю пятницу перед троицким воскресеньем, «всегда хатки белили, все промывали». В некоторых местах, например — Измалковский р-н, вечером в пятницу шли за деревню косить траву и рвать березовые ветки к празднику.

К Троице девушки шили новые платья. Наступление Троицы ожидали с большой радостью. Вообще, все информанты подчеркивают радостное воодушевление, царившее в деревне или селе в ожидании праздника: «Какая была благодать, она чувствовалась!», «Радость, душевная радость была!». Последняя фраза наиболее полно характеризует эмоциональное состояние людей в предвкушении праздника и в течение праздника.

Субботу накануне праздника называли «троицкой субботой» или «родительской». В эту субботу было принято ходить на кладбище «родителей поминать», «сродников поминать». На кладбище шли утром. Несли с собой березовые ветки, цветы, еду. Еду брали «какую кто может». Обязательно были крашеные яйца. Многие хранили эти яйца с Пасхи. В селе Преображение Измалковского района и в селе Корытное Краснинского района на кладбище устраивали общий стол, молились, поминали всех умерших, а потом расходились к «могилкам» своих родственников и поминали там. Спиртные напитки приносить с собой было не принято. Березовыми ветками украшали «могилки» (иногда также цветами и травой) – «поздравляли родителей». В селе Грешенка Измалковского района заходили на кладбище в троицкое воскресенье, возвращаясь из леса с гулянья, и клали на «могилку» березовый или цветочный венок. Однако, в основном, украшение могил березками происходило все-таки в субботу. «Идем на кладбище, убираем там так же, как и дома, и ветки ставим, и травку положим, чтоб как дома было, так же и там у каждого». Украшали «могилки» и поминали, «потому что заведено это так, потому что это Троица, значит, надо идти на кладбище, убирать (украшать) там могилки», «промежду могилками» сыпали еду.

Следует отметить, что посещение кладбища в троицкую субботу было распространено не везде, некоторые информанты прямо отвечали, что ходить в Троицу на кладбище у них в селе было не принято. Так, в селе Грешенка Измалковского района (ныне село Лебяжка) на кладбище в субботу не ходили, а «забегали» туда, возвращаясь с воскресного гулянья в лесу, да и то только те, чья дорога домой проходила недалеко от кладбища; «разве, когда идешь из леса, по пути, то забежишь на кладбище – веночек повесить». Ходить на кладбище в этом селе стали лишь в последние лет десять-пятнадцать в само троицкое воскресенье. Посещение кладбища в данном случае заменило воскресное гулянье в лесу: «Сейчас в лес теперь никто не ходит, и все собираются сейчас на кладбище в воскресенье на Троицу». Отсутствуют воспоминания о субботнем посещении кладбища и в селе Ольховец Елецкого района.

В целом, говоря о таком элементе троицкой обрядности, как посещение кладбища в троицкую субботу, следует отметить, что в Елецком крае этот обычай был распространен, но не являлся самым важным моментом троицких обрядов, как, например, на русском Северо-Западе.

В субботу начинали украшать дом березовыми ветвями, травой и цветами. Многие информанты говорят о том, что дом начинали украшать «к вечеру». «Вечером травки накосят, веточек березовых нарвут». Иногда к березовым прибавляли кленовые веточки и вообще всякое «разнолесье», говорили: «клен – это тоже хорошо».

Ветви «ставили» сначала в Святой угол, затем к каждому окошку, к дверям. Вообще старались, чтобы зелени в доме было как можно больше, ветви ставили «куда только можно запхнуть». На пол сыпали траву. К иконам и над столом вешали вышитые полотенца – «рушники» или «накрючники».

В субботу занимались также приготовлением пищи к предстоящему празднику. В период времени, о котором идет речь (середина XX века), какой-то особенной, специфически «троицкой» еды информанты не выделяют. Готовили традиционный набор русских праздничных блюд, употреблявшихся в деревне и в городе в середине и второй половине XX века: холодец, курицу и лапшу; покупали лакомства: пряники, конфеты. Иногда в качестве еды, характерной для троицкого угощения, информанты вспоминают пшенную кашу с яйцом и яичницу (последнюю готовили в воскресенье утром в русской печи).

В воскресенье (собственно на Троицу) шли «на гулянье» в лес, в этом состояло главное действие праздника. Гулянья в лесу продолжались три дня, с воскресенья до вторника. Воскресное посещение леса – пик праздника. Как сказала одна из информантов, «Троица – лесной праздник». Воскресное утро начиналось с праздничной трапезы, затем, одевшись во все самое лучшее, шли в лес.

В каждой округе был конкретный,  определенный лес, где проходило гулянье. В такой лес сходились жители со всей сельской округи, подчас представленной несколькими десятками деревень. Так, в Измалковском районе в лес, называющийся «Горелый», сходились на гулянье жители двадцати семи сел и деревень. Троицы без лесного гулянья жители Ельца и его округи не представляли. «Как это на Троицу сидеть дома?! Это и в голову никогда не укладывалось!»,- говорит одна из информантов. В лес шли представители всех возрастов, от детей до стариков. Больше всех, однако, было молодежи. Главное развлеченье на гулянье – матаня (матанье): песни и танцы. В танцах также могли участвовать все желающие, вплоть до пожилых людей – «старички, которыепоплясать любят». Естественно, что и здесь среди танцующих преобладала молодежь – «парни» и «девушки». Пели и плясали под гармошку, собираясь в «круги». Чем больше было гармонистов, тем больше «кругов». Ребята дарили девушкам «тросточки» —  палочки, с которых срезали кору так, что получался красивый узор. Девушки с этими тросточками возвращались с гулянья домой.

Неотъемлемый элемент лесного гулянья – заплетание венков. Венки плели из березы, клена и цветов и украшали ими голову (в основном, девушки). Венки вили на протяжении трех дней троицкого лесного гулянья. После окончания гулянья венки могли просто выбросить. Однако иногда их приносили домой и хранили, «оставляли высыхать». Иногда давали скоту (Измалковский, Краснинский районы). Впрочем, объясняли это не какими-либо целебными свойствами троицкой травы, а просто тем, что венок все равно некуда больше девать. В селах Ольховец, Дерновка, Нижний Воргол и Рябинки Елецкого района, расположенных на берегу речки Воргол, дети плели венки и пускали их по речке. Выше уже говорилось об обычае, распространенном в селе Грешенка Измалковского района: возвращаясь вечером с воскресного гулянья, люди заходили на кладбище и оставляли венки на могилах родственников.

Никогда не обходилось   

троицкое гулянье

без драк.                                                   

 Обрядовые драки во время больших календарных праздников – явление очень архаическое. Однако для середины XX века драки на Троицу объяснялись информантами очень просто: как правило – ссора из-за девушек. Дрались также «по сторонам». Вот как об этом рассказывает жительница села Грешенка: «Села, которые недалеко друг от друга – ребята из них друг друга знали – вот и ходили вместе. Хотя и тех, с кем дрались, знали тоже. Веригинские, Осиновские, Новосельские – это вот та сторона. Это южная сторона, а мы – это северная. И вот южные с северными сходились». Чаще всего происходил «кулашный бой», однако могли драться и березовыми кольями.

В Ельце, по рассказам старожилов, также принято было устраивать кулачные бои. Еще в двадцатые годы XX века они были массовыми и представляли развернутое празднично-обрядовое действо, на которое собирались многочисленные зрители. Старожилы старинной елецкой Александровской слободы (Бугор) рассказывают о боях «бугорских с городскими». Проходили они на высоком берегу речки Ельчик, дрались стенка на стенку. Солидные семейные мужчины, как правило, не принимали участия в драке, но в случае, если их сторона «подавалась», кидались поддерживать своих. Рассказывают, что во многих семьях были мужчины, которые всегда принимали участие в этих боях и были известными, опытными бойцами. Женщины, дети и пожилые люди обязательно приходили смотреть на кулачный бой, эмоционально переживая его перипетии.

Для троицкого гулянья, как уже упоминалось выше, был предназначен определенный лес. Так как леса на территории Елецкого края немногочисленны, то, как правило, каждый лес имел свое название. Жители села Ольховец Елецкого района и других деревень, расположенных поблизости, по берегам реки Воргол, гуляли в лесу, называвшемся «Казенный». Сюда же приезжали на гулянье и из города Ельца. Жители села Грешенка Измалковского района шли в «Горелый лес», который являлся своеобразным центром округи. Самая ближайшая деревня находилась от него на расстоянии полутора километров. От Грешенки до леса было около трех километров. Самое дальнее село, из которого приходили гулять в «Горелый» лес – Товарково, находилось на расстоянии примерно двенадцати километров от леса. Крестьяне села Корытное Краснинского района собирались в лесу, называвшемся «Громнойлес». Иногда гуляли в «Банном лесу».

Наибольшим размахом отличалось гулянье в воскресенье. В понедельник и вторник тоже ходили в лес, но, в отличие от первого дня, когда гуляли и люди среднего возраста, и старики, в лесу собиралась только молодежь. Иногда  во второй и третий день праздника могли собираться не в лесу, а «на лугу», «на выгоне», рядом с селом. Троицкие гулянья оканчивались во вторник.

«Троицкая травка», то есть березки, цветы и трава, украшавшие Святой угол, «иконки», считалась целебной. Такую «травку» на третий день праздника «собирали от иконочек» и хранили. С троицкой травой мыли голову. Троицкая травка использовалась также в погребальной обрядности, ее клали в сено, которым набивали подушку покойника.

Среди поверий, относящихся к Троицыну дню, следует отметить такое: повсеместно в Ельце и округе считалось, что на Троицу непременно должен пойти дождь.

В 60-е и в  начале 70-х годов XX века традиционным местом троицких гуляний ельчан была так называемая «Ростовская дача» или «Ростовские дачи» — берег реки Ельчик за городом.

Троица, хотя естественно, и не была «государственным» праздником, отмечалась широко и открыто. Этому, безусловно, способствовал «природный» характер ее обрядов. На гулянье в лес открыто отправлялись и коммунисты, и беспартийные, и «ответственные работники», и простые люди, и горожане, и жители села.

Для Центральной России, в частности Елецкого края, Троица, прежде всего, — «лесной праздник», характеризующийся большим эмоциональным подъемом, весельем, «душевной радостью».

#ХудожественныйМузей#Елец#культура48#КругСветлыхДней
#Троица

This entry was posted in "Круг светлых дней" (книга А.А. Пискулина), Новости. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий