Продолжаем публикацию книги Алексея Пискулина «КРУГ СВЕТЛЫХ ДНЕЙ». НИКОЛА ВЕШНИЙ.

Проси Николу, а он Богу скажет – говорил русский народ.

Святитель и чудотворец, угодник Божий, Николай Мирликийский почитался русским народом как главный заступник и покровитель.

О нем говорили:

Нет за мужика поборника супротив Николы.

Никола на море спасает,

Никола мужику воз подымает.

Праздник в честь Николая Угодника на Руси отмечают дважды в году: 19 декабря и 22 мая — (9 мая по старому стилю). Не грех и подивиться такому знаковому и символическому совпадению чисел.

Народ говорил —

Есть два Николы: один травный, другой морозный.

22 мая — Никола Вешний, 19 декабря – Никола Зимний.

Один исследователь народного быта писал в XIX веке: «Чудотворец Николай есть посредник между Богом и людьми и к нему такое имеют сильное верование, что русский, войдя в церковь, устремляет свое набожное внимание на его образ и молится ему с не меньшим усердием, как самому Богу, призывает его на помощь: Святой Николай Угодник! Помоги мне, святой чудотворец! Покрой меня своим чудом и сохрани от всех несчастий».

Русский народ воспринимал Николая Угодника как своего народного святого, помогающего и в большом и в малом: и супостата одолеть, и дом построить, и жизнь защитить, и невесту хорошую выбрать. 

Народ свято верил, что Николай Угодник — свой русский святой.

В  повести «Очарованный странник» Лескова есть эпизод, который показывает отношение русского человека к Николаю Угоднику, именно как к своему, истинно народному святому. Главный герой Иван Северьянович встречается в степи с проезжим чувашином:

«Мне на четвертый день чувашин показался, один пять лошадей гонит.

— Садись – кричит – веселей, двое будем ехать.

— Я говорю – А  кто ты? Может быть, у тебя Бога нет.

— Как – говорит – нет? Это у татарина Бога нет, он кобылу ест, а у меня есть Бог.

— Кто же — говорю – твой Бог?

— А у меня – говорит – все Бог: и солнце Бог, и месяц Бог, и звезды Бог – все Бог. Как у меня нет Бога?

— Все у тебя Бог?! А Исус Христос, стало быть, тебе не Бог?

— Нет – говорит – и он Бог, и Богородица Бог, и Николач Бог!

— Какой – говорю Николач?

— А что один на зиму, один на лето живет.

Я его похвалил, что он русского Николая Чудотворца уважает.

— Всегда – говорю – его почитай, потому что он русский, — и уже совсем было его веру одобрил и совсем с ним ехать хотел, а он, спасибо, разболтался и выказался.

— Как же – говорит – я Николача почитаю: я ему на зиму пущай хоть не кланяюсь, а на лето ему двугривенный даю, чтоб он мне хорошенько коровок берег. Да еще на него одного не надеюсь, так Керемети бычка жертвую.

Я и рассердился.

— Как же – говорю – ты смеешь на Николая Чудотворца не надеяться и ему, русскому, всего двугривенный, а своей мордовской Керемети поганой целого бычка. Пошел прочь – говорю – не хочу я с тобою. Я с тобою не поеду, если ты так Николая Чудотворца не уважаешь!».

На Руси Николай Угодник почитался как национальный святой, покровитель русского народа, как крестьянский святой – мужицкий заступник. Верили, что Николаю Угоднику можно молиться во всех нуждах, что он всегда и всем поможет, что он добр и милостив.

Отправляясь в дальнюю дорогу, говорили:

 Никола в путь, Христос подорожник.

 Бог на дорогу, Никола в путь.

Микола с нами.

 Провожая на ратное дело, надеялись на защиту святого и читали заговор:

Д а хранит тебя Микола многомилостивой,

В бою да сохранит он с неприятелем,

От оружьица ведь он да басурманского,

И от искры сохранит тобя трескучей,

И от этого огня да от полящего.

Впереди да он Микола щитом бере,

Позади да он Микола мечом секе,

Посторонь да он Микола огнем палит,

Тучи нет, а как гром гремит,

Грому нет, а искры сыплются.

Особо почитали Николая Угодника русские  мореплаватели и моряки. Эта традиция восходит к русскому средневековью, ко временам Господина Великого Новгорода и былинного гусляра Садко. Новгородцы были известны, как смелые путешественники и отважные мореходы. В опасностях на море они молились Николаю Угоднику. Эта традиция перешла к морякам Российского флота. На каждом корабле был образ святого Николая Чудотворца. Во время бури его выносили на  палубу и молились о спасении.

В житии Николая Чудотворца содержатся рассказы о спасении им мореплавателей и утопающих.

В знаменитой новгородской былине о Садко именно Никола Угодник выручает гусляра из плена морского царя. Он является Садко, когда тот играет на гуслях, потешая морского владыку, из-за пляски которого разразилась страшная буря. Николай Чудотворец подсказывает Садко, как вернуться на святую Русь. По совету Николая Садко рвет струны, отпрашивается у морского царя на землю за новыми, и оказывается на берегу Волхова в родном Новгороде.

В 1914 году Сергей Есенин пишет Стихотворение «Микола». Поэт, как никто другой, передал  глубину народной веры, народного чувства и народного мировосприятия через образ Николая Чудотворца – Угодника Божьего.

1.

В шапке облачного скола,

В лапоточках, словно тень,

Ходит милостник Микола

Мимо сел и деревень.

На плечах его котомка.

Стягловица в две тесьмы.

Он идет, поет негромко

Иорданские псалмы.

Злые скорби, злое горе

Даль холодная впила;

Загораются, как зори,

В синем небе купола.

………………………..

Ходит ласковый угодник.

Пот елейный льет с лица:

«Ой ты, лес мой, хороводник,

Прибаюкай пришлеца».

2.

…………………………

Тучка тенью расколола

Зеленистый косогор…

Умывается Микола

Белой пеной из озер.

Под березкою-невестой,

За сухим посошником,

Утирается берестой,

Словно мягким рушником.

И идет стопой неспешной

По селеньям, пустырям:

«Я жилец страны нездешной,

Прохожу к монастырям».

Высоко стоит злотравье,

Спорынья кадит туман:

«Помолюсь схожу за здравье

Православных христиан».

3.

Ходит станник по дорогам,

Где зовут его в беде.

И с земли гуторит с Богом

В белой туче-бороде.

Говорит Господь с престола,

Приоткрыв окно за рай:

«О мой верный раб, Микола,

Обойди ты русский край.

Защити там в черных бедах

Скорбью вытерзанный люд.

Помолись с ним о победах

И за нищий их уют».

Ходит странник по трактирам,

Говорит, завидя сход:

«Я пришел к вам, братья, с миром –

Исцелить печаль забот.

Ваши души к подорожью

Тянет с посохом сума.

Собирайте милость Божью

Спелой рожью в закрома».

…………………………..

«Всем есть место, всем есть логов,

Открывай, земля, им грудь!

Я – слуга давнишний Богов –

В Божий терем правлю путь».

Звонкий мрамор белых лестниц

Протянулся в райский сад;

Словно космища кудесниц,

Звезды в яблонях висят.

На престоле светит зорче

В алых ризах кроткий Спас;

«Миколае-чудотворче, Помолись ему за нас!». 

Н.К.Рерих. Николай Угодник. 1914 год.
Н.К. Рерих. Святой Никола. 1916 год.

This entry was posted in "Круг светлых дней" (книга А.А. Пискулина), Новости. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий