Плакат в годы Великой Отечественной войны.

1941 год.

22 июня 1941 года на рассвете фашистская Германия, нарушив Пакт о ненападении, вторглась на территорию Советского Союза. Тысячи самолетов врага проникли в воздушное пространство СССР, сбрасывая бомбы на города, железнодорожные узлы, промышленные объекты. Сотни орудий открыли огонь по пограничным заставам и частям Красной Армии. Танковые и механизированные соединения фашистов хлынули вглубь страны. Советский народ был вынужден взяться за оружие, чтобы отстоять честь своей Родины.

С первых дней острым оружием идейной борьбы стала политическая графика. В 1941 году отчеканился художественный стиль советского военного плакатного искусства. Композиция состояла из одной – двух фигур, их действие подчеркивалось характерным движением. Лучшие плакаты отличались четкостью силуэта центральной группы; применяемые цвета были яркими, экспрессивными, контрастными и в своем сочетании усиливали выразительность изображения. Особое внимание художники уделяли выражению лица изображенного человека, стремясь передать его не только его характер, но психологию в целом.

Первым плакатом Великой Отечественной войны является плакат Кукрыниксов (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов) «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Создан он был к вечеру 22 июня 1941 года и опубликован в газете «Правда». Боец Красной армии решительно вонзает штык в хищного Гитлера, который, отбросив маску благодушия, прорывает лист с текстом Пакта о ненападении между СССР и Германией. Через день Кукрыниксы создают окончательный вариант, вошедший в историю советского изобразительного искусства. Теперь боец Красной Армии вонзал штык не в руку, а в голову Гитлера, напоминающего злобного хорька. И хотя в руке зверь держал оружие, было видно: он обречен. Этот плакат поднимал моральный дух советского народа, развенчал миф о непобедимости гитлеровской армии, вдохновлял советских воинов на подвиг. 24 июня 1942 года плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» появился на улицах Москвы и стал неотъемлемой частью по-военному строго облика столицы.

Наиболее известным плакатом Великой Отечественной войны является плакат И.М.Тоидзе «Родина – мать зовет!». Спустя неделю борьбы с фашистами прохожие по улице Горького, мимо центрального телеграфа, останавливались, потрясенные. Поражали размеры плаката и удивительный образ, запечатленный на нем. Седая женщина строго и требовательно смотрит прямо в глаза, одна ее рука вскинута вверх, другая держит текст военной присяги. Интересна история замысла плаката: солнечным утром 22 июня 1941 года художник, как обычно, работал. Вдруг его словно обожгло: радио донесло страшную весть – «Война!». И.М.Тоидзе быстро зашагал по комнате, охваченный чувством тревоги за Родину, ненависти к врагу, посмевшему развязать войну. Лихорадочно работала мысль: он немедленно должен написать женщину-мать, и не просто мать, а Родину-мать. Мастер понимал, что образ должен вобрать в себя черты всех матерей, убеленных сединой, вырастивших для Родины любимых сыновей, которых теперь предстоит благословить на ратный подвиг. Плакат вышел миллионными тиражами на языках всех народов СССР. Его видели и в Берлине, на колонне поверженного рейхстага.

Еще во время революции начинается служение искусству политической графики В.Дени – мастера сатиры, одной из особенностей творчества которого было умение подчинять художественно-изобразительные средства основной задаче плаката – агитационной. Своим содержанием и классовой направленностью плакаты В.Дени отвечали интересам широких масс населения. Художник едко и беспощадно высмеивал бредовые планы гитлеровских захватчиков, задумавших поработить русский народ, завоевать весь мир. В начальный период войны в своих работах В.Дени переосмысливал главным образом художественные образы своих же произведений периода 20-х-30-х годов, но постепенно на смену плакатам, показывающим фашизм в виде косматого чудовища, приходят конкретные, полные сарказма и гнева образы бесноватого фюрера и других «руководителей» третьего рейха. Нередко в плакаты он вводил и конкретный пейзаж, что придавало произведениям еще большую выразительность и убедительность. Отличительной особенностью В.Дени было эмоциональное, психологическое решение образа, единство изобразительного ряда и слова.

Итак, плакаты начальных месяцев войны призывали советский народ к оружию, к борьбе за честь и независимость отчизны. Они были пронизаны пафосом самоотверженной борьбы со смертельным врагом. Подчеркивая единство партии и народа, его неразрывную связь с армией, воскрешая в графических произведениях славную историю нашей Родины, художники создавали такие произведения, в которых ярко отражался массовый героизм советских людей на фронте и в тылу.
1942год.

После поражения под Москвой гитлеровское командование предприняло широкое наступление на южном крыле советско-германского фронта с целью овладения Кавказом и захвата Сталинграда. Летом 1942 года советские войска вели тяжелые оборонительные бои. Победа под Сталинградом положила начало коренному перелому не только в Великой Отечественной войне, но и во всей Второй мировой войне, предопределила изгнание ненавистных захватчиков с советской земли.

Чутко и оперативно откликались художники-плакатисты на события в стране. В своих плакатах они выбирали действия, которые правдиво отображали реальность фронтовой жизни и в то же время метафорически раскрывали идею плаката. Будничная красота облика солдата сочетается с ощущением значимости и внутренней силы образа. Общий тон решения плаката этого периода характеризуется сдержанностью, использованием немногих цветов с введением ударных красных пятен. Одной из тем плаката 1942 года стала тема страдания советских людей, особенно детей, на оккупированных территориях.

Плакат В.Б.Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» впервые появился на страницах газеты «Правда» 5 августа 1942 года [4]. До наших дней сохранились уникальные, пожелтевшие от времени фотографии, на которых запечатлен плакат «Воин Красной Армии, спаси!» — на передовой позиции артиллерии, в одном из цехов танкового завода на Урале, на улицах осажденного Ленинграда. Рядом с артиллерийской батареей мы видим фанерный лист, а на нем плакат «Воин Красной Армии, спаси!», он вдохновлял советских бойцов вести сокрушительный огонь по врагу, за слезы матерей, за Родину. Работая над эскизами плаката, В.Б. Корецкий концентрировал внимание зрителя на лицах женщины и прижавшегося к ней мальчугана. Необходимо было добиться такой выразительности глаз матери, чтобы зритель мог прочесть в них презрение и ненависть к врагу. Оба смотрят не на штык, а на врага. Призыв, как бы написанный каплями крови, стекающими со штыка, сделал плакат еще более понятным и действенным. Биография плаката «Воин Красной Армии, спаси!» не закончилась с окончанием Великой Отечественной войны. В 50-е годы, во время американской агрессии в Корее, одним из корейских художников был сделан плакат, близкий по решению к плакату В.Б.Корецкого. Таким образом, плакат оказался нужным борющемуся за свободу народу.

Итак, в 1942 году были созданы плакаты, которые художественно передают непреодолимое стремление советских воинов армии к разгрому Германии, исторической неизбежности победоносного исхода войны.
1943 год.

1943 год вошел в историю как год завершения коренного перелома в ходе Второй мировой войны. Важнейшими вехами на пути к успеху были разгром немецкой армии под Сталинградом, победа в битве под Курском, выход советской армии к Днепру.

В плакатах 1943 года преобладают темы и настроения, вызванные началом решительного наступления советских войск.

Таков, например, плакат Н.А Долгорукова «Чуден Днепр при тихой погоде…». «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет, ни прогремит». Эти строки о Днепре принадлежат русскому писателю Н.В.Гоголю. Но не был спокоен Днепр в суровые дни сентября 1943 года, когда ударные группировки советских войск вышли к этой крупной водной преграде и начали ее форсировать. Именно в этом контрасте заключается авторский замысел. На листе изображено черное, непроглядное небо, ярко светит луна. По только что наведенному временному понтонному мосту на противоположный берег устремляются советские танки. По лунной дорожке реки плывет перевернутая немецкая каска со свастикой на боку и слова: «Чуден Днепр при тихой погоде…». Река предстала перед зрителем во всем своем величии, в блеске и сиянии подвига советских воинов, в свершившейся победе. Плакат нарисован черной и серой красками. Лишь на мчащихся вперед танках видны красные флажки. Строгая, почти скупая графика, но за всем этим чувствуется всепобеждающая сила. Такая манера исполнения придавала плакату еще большую выразительность и достоверность. Удивительный по лаконизму и силе эмоционального воздействия плакат Н.А.Долгорукова «Чуден Днепр при тихой погоде…» был отмечен премией на Всесоюзном конкурсе плакатов. Его оригинал приобрела Третьяковская галерея.
1943 год.

Н. Н. Жуков вошел в историю советского изобразительного искусства как выдающийся мастер плакатов и рисунков. Художник отображал войну со всех ее сторон. Но, прежде всего, он показывал роль в ней человека. В его произведениях мы видим моменты боя, бытовые сцены из солдатских буден. Карандаш публициста воспевал подвиги советских солдат на Калининском фронте, обличал зверства немецко-фашистских захватчиков в городах и селах, подвергшихся временной оккупации. Уже в первом военного времени плакате Н.Н. Жукова

«Отстоим Москву!», на первый план выдвигается героическая фигура советского воина, самоотверженно вставшего на защиту социалистической Родины.

В суровые незабываемые дни битвы на Волге художник вместе с бойцами и командирами был в окопах Сталинграда . Здесь под грохот разрывающихся бомб и снарядов, под вой пикирующих бомбардировщиков, и лязг танковых гусениц он создает свой знаменитый плакат «Бей насмерть!». Разбитый врагом дом, к пулемету «максим» прильнул советский солдат. Он без устали ведет свинцовый огонь по наседающим врагам. В лице воина – жгучая ненависть к фашистам, неукротимое желание выстоять, выжить, победить. Суровость и реальность обстановки хорошо передает разбитая стена дома, на которой виден плакат В.Б.Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!».

Ненависть к врагу и любовь к жизни, к труду, к родной земле наполняли сердце художника и находили выражение в документальных зарисовках и плакатах, которые несли в себе заряд необыкновенной эмоциональной силы. Они взволнованно звали на защиту Родины, сурово клеймили гитлеровцев, бесчинствовавших на советской территории.
1944 год.

В 1944 году В.Дени создает одно из наиболее значительных и острых своих произведений — «Узнал фашистский стервятник, что у нас не ягнятник». Сильная рука красноармейца намертво сжала горло хищной черной фашистской птице. В голове хищника без особого труда узнаются черты лица Гитлера. На крыле у хищника – свастика, на груди – крест за убийство мирных советских граждан. На фоне плаката – разрушенная деревня и труп девушки. Своими когтями хищник вцепился в спину жертвы. За поясом фашистского стервятника – особый меморандум убийцы. Поэтические строки плаката, как и других произведений В.Дени, имеют свое, особое начертание. Их сознательно тревожный характер подчеркивает остроту сатирической направленности рисунка. Вторая строка специально выделена красным цветом, а огромный восклицательный знак словно пригвоздил хищника к месту преступления. Необходимо подчеркнуть, что поэтические строки к своим плакатам В.Дени сочинял сам. Многие графические произведения В.Дени в годы Великой Отечественной войны сыграли важную агитационную роль в деле мобилизации сил советского народа на разгром врага. Они пользовались огромной популярностью на фронте и в тылу, прочно вошли в историю советского изобразительного искусства как произведения большой художественности, выразительности и идейной насыщенности.

В.С.Иванов тоже ясно понимал установку плакатов 1944 года: звать воинов к окончательной победе над фашизмом. Одним из выдающихся его произведений этого периода стал плакат «На Запад!». Он предельно прост и лаконичен: советский воин-освободитель прикладом своего автомата сбивает установленную фашистами доску-указатель с надписью «На Восток!». В плакатах времен Великой Отечественной войны В.С.Иванов стремился к созданию обобщенного, типического образа воина-защитника, воина-освободителя. В этих целях он использует большой тематический диапазон, ведет постоянный творческий поиск сюжетов, точно отбирает наиболее характерные и значительные жизненные явления, художнику свойственна выразительность мимики и жеста героя, проникновение в его психологию. Все это помогало придавать героям плакатов глубокий символический смысл.

Еще идет война, а в Нижнем Тагиле создается актив выставки, которая откроется позже, когда придет Победа, чтобы рассказать о подвиге тагильчан в тылу и на фронте. По крупицам начали собирать реликвии войны. Выставку возглавил председатель горисполкома И.А.Непомнящий, членами комитета были директор танкового завода генерал-майор Ю.Е.Максарев, начальник Тагилстроя – Тагиллага генерал-майор М.М.Царевский, редактор газеты «Тагильский рабочий» А.В.Суворов и др. все предприятия города помогали музею – предоставляли экспонаты, создавали макеты, давали фотобумагу, лак, краски, картон и т.п. Пять залов были тщательно отремонтированы. И вот стали поступать первые музейные предметы – будущие экспонаты выставки «Нижний Тагил в годы Великой Отечественной войны». Своеобразным символом военных лет стала картина-плакат «Седой Урал кует победу», написанная мотористом Уралвагонзавода И.И.Воскобойниковым клеевыми красками на фанере. Суровой силой и мужеством веет от этого полотна… Чуть розовеет горизонт. За покрытым мхами Уральским хребтом угадывается рассвет. А на Елани звенит установленная на разлапистый пень массивная наковальня. Старый кузнец без устали, сна и отдыха кует огромный меч. Он спешит как можно скорее изготовить грозное оружие, ведь Родина в опасности. Начиная с XVIII века, тагильские заводы традиционно поставляли оружие для страны, и вот Урал в середине XX века опять готовит оружие для Победы. В реликвиях военных лет – судьба нескольких поколений. Это память о великой жертвенности народа, сумевшего в кровавой схватке с фашизмом отстоять независимость и целостность своей Родины.

Таким образом, в 1944 году в произведениях плакатистов решается новая задача – мобилизация усилий советского народа на восстановление разрушенных врагом городов в освобожденных от немецких оккупантов территорий.
1945 год.

1945 год занимает особое место в летописи героических свершений советского народа и его Вооруженных Сил. Победоносно завершилась Великая Отечественная война. 8 мая представители фашистской Германии подписали акт о полной и безоговорочной капитуляции, а 9 мая Советский народ, все прогрессивные люди мира с огромным ликованием праздновали Победу. 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве состоялся парад Победы. Перед Мавзолеем В.И.Ленина торжественным маршем под боевыми знаменами прошли сводные полки, к подножию Мавзолея были брошены штандарты поверженной фашистской армии.

Решающую роль в разгроме Германии, а затем и империалистической Японии, в спасении мировых цивилизаций сыграл советский народ. Он вынес на своих плечах основную тяжесть войны, избавил человечество от угрозы фашистского порабощения, оказал помощь многим народам Европы. Плакатная живопись Великой Отечественной войны завершается серией ярких и праздничных плакатов, вышедших в 1945 году. Одно из первых мест принадлежит плакату Л.Ф.Голованова «Красной Армии – слава!»

Политической графикой Леонид Федорович Голованов стал заниматься с первых дней Великой Отечественной войны, когда в ряды плакатистов влились многие художники, ранее работавшие в других областях изобразительного искусства.

Придя в художественную мастерскую, которой руководил В.Б.Корецкий, он встретил там таких выдающихся плакатистов, как В.С.Иванов, А.А. Кокорекин, В.С. Климашин и другие. Работа в мастерской оказалась для начинающего плакатиста весьма полезной. Помощь опытных товарищей, участие в совместном обсуждении тем и эскизов многому научили Л.Ф.Голованова и помогли ему овладеть пластическим языком плаката. Работая в мастерской, он подготовил плакат «Обслужим бойцов на марше!». В нем уже просматриваются черты, которые позже легли в основу таких известных работ, как «Дойдем до Берлина!» и «Красной Армии – слава!».

Творческий путь Л.Ф.Голованова тесно связан с событиями на фронте. Вскоре после начала контрнаступления советских войск под Москвой он побывал в освобожденном от врага городе Калинине и его окрестностях, где встречался с партизанами и бойцами, сделал многочисленные зарисовки. Художнику надолго запомнились встречи с воинами-танкистами, которыми командовал полковник П.А.Ротмистров, ставший позже главным маршалом бронетанковых войск. Результатом этой поездки были плакаты и рисунки, которые демонстрировались летом 1942 года на выставке «Работы московских художников в дни Великой Отечественной войны».

Кроме занятий над плакатами, в которых прослеживается оптимистический настрой образов, Л.Ф.Голованов плодотворно работает в жанре малых форм графики, таких, например, как политическая открытка. Особенно широкое распространение в годы войны получили и полюбились воинам его миниатюры: «Танкист и девушка», «Папа, с Новым годом!», «Жди меня, и я вернусь!» и многие другие.

Когда Л.Ф.Голованов призвали в армию и зачислили в студию военных художников имени М.Б.Грекова, он стал чаще выезжать на фронт, где получал огромное творческое вдохновение, делал зарисовки непосредственно в боевой обстановке. Особенно ему запомнились поездки в 25-ю гвардейскую дивизию имени В.И.Чапаева. Там художник подружился со многими бойцами и командирами, сделал массу рисунков и заготовок с натуры.

Во время одной из таких поездок Л.Ф.Голованов познакомился с известным снайпером Голосовым. Уж очень понравился ему этот молодцеватый, веселый воин родом из Рязани, который, как выяснилось позже, был представлен командованием к высокому званию Героя Советского Союза. Художник сделал несколько зарисовок отважного воина. Больше им, к сожалению, не довелось встретиться. Герой Советского Союза лейтенант Голосов пал смертью храбрых, не дожив до счастливых дней Победы.

В 1945 году Советская Армия развернула победоносные наступательные операции на всем советско-германском фронте. Она била и гнала врага с нашей земли, не давая ему закрепиться на новых рубежах. В один из таких дней Л.Ф.Голованову позвонили по телефону и попросили сделать плакат на тему: «Дойдем до Берлина!» Тема захватила художника, он сразу же приступил к созданию эскизов. Вот как он пишет об этом в своих воспоминаниях: «Хотелось решить образ на основе конкретной жизненной ситуации, но сделать его запоминающимся, выразительным. Наиболее удачное решение – изобразить солдата на марше. А конкретным героем, прообразом солдата на плакате «Дойдем до Берлина!» стал улыбающийся русский богатырь, в моем представлении олицетворяющий советского воина-снайпера Голосова. Я сделал несколько эскизов карандашом, наконец, остановился на одном из них и приступил к выполнению оригинала… »

Вскоре плакат с фигурой солдата, переобувающего сапоги, и словами: «Дойдем до Берлина!» увидели на всех фронтах, он облетел всю страну. Сотни восторженных откликов поступили на это замечательное произведение.

Советские войска с боями вступили на территорию ненавистного врага. Были дни, когда Москва по нескольку раз в сутки салютовала доблестным воинам, добивавшим врага в его собственной берлоге. Близился день Победы над фашистской Германией. Художник продолжал упорно трудиться, ему хотелось выдающимся произведением отметить это всемирно-историческое событие.

Война слагается из четырёх основных сфер: вооружённой борьбы, политического, экономического и идеологического противостояния воюющих сторон. Основой идеологической борьбы является пропаганда, которая сыграла свою роль в войне между Германией и Советским Союзом. Пропаганда обеих противоборствующих сторон служила для достижения победы каждой из стран.

Л.Ф.Голованов чувствовал, понимал, что должен создать образ воина-героя, воина-победителя. В памяти невольно оживал все тот же образ лихого и веселого воина, каким запомнился лейтенант Голосов, но уже возмужавшего, с боевыми наградами на выгоревшей от солнца гимнастерке, с лихо сдвинутой пилоткой, с сознанием выполненного долга.

Этот воин выполнил наказ Родины, дошел до столицы фашистского рейха и, подводя черту своему подвигу, написал слова: «Дошли. Берлин.2.V.45.».

Так родился известный и ныне плакат Л.Ф.Голованова «Красной Армии – слава!».
Заключение

Какие же качества плаката делают его таким сильным агитационным средством?

Большую роль играют контрасты черного и белого, а так же линия и контур, позволяющие передать впечатление объемности формы. Композиционный закон контрастов имеет огромное значение в плакатном искусстве. Без опоры на этот закон невозможно создать плакат, который будет эмоционально воздействовать на зрителя и донесет до него свое содержание.

Для плаката характерны контрасты цветовые, силуэтные, тоновые, а также контрасты величины и форм. Художники часто оперируют только двумя тонами при изображении объекта, показывают только свет и тень предмета, без перехода и полутона. Именно граница освещенной и теневой поверхностей предмета и создает его объемность, наиболее эффективно и лаконично передает форму.

Цвет в плакате имеет принципиальное значение. В цветовую композицию включается один или 2-3 цвета (редко больше) одной силы тона. Наличие ведущего – также одна из особенностей плакатного искусства. Огромная роль принадлежит символике цвета. Красный, в первую очередь, — Победа, жизнь и главный цвет Советского Союза; черный ассоциируется с фашистской Германией, трагическими событиями и смертью, белый же — равенство, святость, свобода. Средствами колорита художник может добиться равновесия композиции. В цветовое равновесие плакатной композиции включается размер, расположение и рисунок шрифта. В плакатном рисунке обращается внимание на экспрессию фигуры, предмета, детали.

Плакатный образ должен сразу восприниматься обобщенным и в то же время многозначным при всей лаконичности плакатных средств. Художник-плакатист освобождает композицию от всего, что замедляет восприятие ее смысла, сводит до минимума число красок и количество деталей. Он сужает арсенал своих средств во имя предельной экспрессии плакатной композиции, оставляя на палитре иногда всего лишь одну краску и белый цвет бумаги.

Таким образом, главными особенностями плаката можно назвать:

  • Лаконичность изображения, мгновенность его восприятия
  • Небольшое количество цветов, наличие среди них ведущих: красный, белый, черный
  • Крайняя выразительность, экспрессивность каждой фигуры, каждой детали
  • Призывность текста
  • Ярко выраженная авторская позиция
  • Убедительность плаката
  • Актуальность выбранной темы.

Как и любой другой вид искусства, плакат неразрывно связан с эпохой, в которой создается. Эта связь выражается не только в выборе авторами тем для своих работ, но и в том, с каким настроением создаются и читаются лозунги, как преподносится зрителю сюжет, какими средствами пользуется художник-плакатист. Плакаты Великой Отечественной войны наполнены бурлящим чувством патриотизма, единения народа в борьбе с врагом. Но вместе с тем политический плакат является силой, формирующей общественное мнение, просвещающей, а значит, в какой-то мере и заставляющей происходить определенные события, приближающей их, влияющей на ход истории.
Список использованной литературы

Катаян А. «Маяковский — художник». Изд. «Советский художник», 1963г.
Савостюк О. «Перестройка и мы. Всесоюзный конкурс плакатов»,М, «Плакат», 1989г.
Свиридова И.А. «Советский зрелищный плакат». Изд. «Изобразительное искусство»,1975г.
Черемных М. [Альбом], М, «Советский художник», 1970г.
Черемных М. «Мастера советской карикатуры», М, «Советский художник»,1984г.
Шрейберг Л.Д., Цирулис А.Я. «Так мы работаем с плакатом», М, «Плакат», 1983г.
«За мир и социальный прогресс. Альбом работ международного конкурса политического плаката» 1986 г,М, «Плакат»,1989г.
Детская энциклопедия, т.10 (Литература и искусство), М, изд-во Академии наук РСФСР, 1961г.
Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 — 90-е гг.): Учебное пособие
Г.И.Поташникова «Публицистика в годы ВОВ», Самара 2005
Летописцы Победы. Печать времен Великой Отечественной войны : сб. — М.: По-литиздат, 1984
Попов Н., Горохов Н. Советская военная печать в годы Великой Отечественной войны. 1941 — 1945 / Н. Попов, Н. Горохов. — М.: Воениздат, 1981
http://juliadrunina.narod.ru/
http://www.staratel.com/pictures/ruspaint/310.htm .
http://www.davno.ru/posters/artists/kukryniksy/ 8.
http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=13224
http://petrov.com.ua/GoldCalf/GoldCalf.htm
Электронная библиотека «Кирилла и Мефодия»

This entry was posted in 80 лет Победы, Виртуальные выставки, медиалекция, Новости, Современные художники. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий