Игорь Грабарь жизнь и профессиональный путь

Всероссийский художественный научно-реставрационный центр  имени академика И. Э. Грабаря

ВХНРЦ — старейшее реставрационное учреждение России создано 10 июня 1918 г. как научно-административный центр, призв анный руководить всеми реставрационными работами в стране. Инициатором создания Комиссии по сохранению и раскрытию памятников древней живописи (так первоначально назывался Центр), равно как и создания отечественной реставрационной школы был И.Э. Грабарь — известный художественный критик и историк искусства, автор и редактор многих фундаментальных изданий, талантливый художник.

Комиссия начала свою деятельность с обследования фресок памятников Кремля и Москвы и реставрации древнерусской живописи из Благовещенского собора Кремля. Опыт первых трех лет реставрационной деятельности был обобщен на I Всероссийской реставрационной конференции (12-14 апреля 1921 г.), утвердившей принципы реставрации всех видов художественных памятников: архитектуры, скульптуры, живописи, прикладного искусства. В 1924 г. Комиссия в связи с расширением объема работ была преобразована в Центральные государственные реставрационные мастерские, технически хорошо оснащенные и собравшие в своих стенах первоклассных мастеров-реставраторов и известных специалистов в области русского и европейского искусства. В эти годы были раскрыты и реставрированы древнейшие иконы «Богоматерь Владимирская» (XII в.), «Спас Златые власы» (нач. XIII в.), «Спас Нерукотворный», иконы письма Андрея Рублева, фрески Феофана Грека и еще целый ряд ценнейших икон, вошедших в экспозиции крупнейших музеев страны.

В процессе работы интенсивно проводились разработки научных принципов реставрации художественных произведений, нашедших яркое выражение в трудах И.Э. Грабаря — научного руководителя Мастерских. Предложенные им методы раскрытия произведений от поздних наслоений и принципы бережного отношения к подлинной авторской структуре произведения стали основополагающими в создании отечественной школы научной реставрации.

С успехом проходили большие реставрационные выставки в Москве в 1918, 1920, 1927 гг. и за рубежом: так, выставка «Памятники древней живописи. Русские иконы XIII-XVIII вв.» проследовала в 1929 — 1932 гг. по городам Германии, Англии, Австрии и США. Многие зарубежные специалисты приезжали для знакомства с работой реставраторов Мастерских. Но наступают роковые 30-е гг. — годы варварского разрушения собственного национального достояния, — ибо признается нецелесообразным охранять целиком все культурное наследие. «Романовский хлам», церковные ценности считаются вредоносными для идейного воспитания масс. Наиболее активно выступающие за сохранение ценнейших памятников русской культуры А.Анисимов и Ю.Олсуфьев репрессированы и гибнут в застенках, сосланы Н. Померанцев, П. Барановский и Н. Сычев. По этой же причине летом 1934 года были расформированы Мастерские, а основные функции по реставрации, учету и охране памятников распределены между ведущими центральными музеями Москвы и Ленинграда. Секция живописи, научный отдел и фототека Мастерских были переведены в помещение Третьяковской галереи и практически продолжали осуществлять функции центрального органа по реставрации произведений искусства. Бывшие сотрудники Мастерских успешно проводили экспедиционную деятельность по выявлению и охране памятников не только в России, но и за ее пределами — в Киеве, Грузии, Армении, Азербайджане, Керчи и других местах, принимали экстренные меры по поддержанию уникальных фресок в Новгороде, Владимире, Александровской слободе.

По распоряжению Совета народных комиссаров осенью 1944 г. возобновляется деятельность Мастерских. Общее научное руководство возлагается на академика И.Э. Грабаря, а директором назначается Вера Николаевна Крылова, много сил потратившая, чтобы собрать реставраторов — бывших сотрудников Мастерских. Главной задачей Мастерских в этот период становится проведение восстановительных работ над отечественными памятниками, пострадавшими в годы Великой Отечественной войны. Наряду с этими, реставрировались живописные полотна и произведения графики из собрания Дрезденской картинной галереи, а также музеев Берлина, Польши, Румынии, Венгрии, Болгарии. В 1966 г. художники-реставраторы активно участвовали в возрождении всемирно известных памятников искусства, пострадавших во время наводнения во Флоренции.

С 1960 г. Мастерские носят имя ее основателя И.Э. Грабаря, а в 1974 преобразовываются во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр.

Реставраторы Центра обеспечивают качественное, высоко профессиональное проведение работ, используя широкий диапазон различных методов и приемов реставрации, тщательно и всесторонне проводя предреставрационное исследование произведений, внедряя в практику результаты последних достижений науки и техники.

Практический и исследовательский опыт регулярно обобщается в издаваемых Центром научных изданиях, методических рекомендациях, пособиях, каталогах, альбомах, а также используется при проведении стажировок. Ежегодно в ВХНРЦ проходит обучение художников-реставраторов музеев, вузов, архивов, библиотек. Практически во всех музеях России, а также Прибалтики, Украины, Грузии и Казахстана работают специалисты, прошедшие некогда обучение в стенах Центра, либо их ученики. Мастерству реставрации обучались стажеры из Италии, США, Венгрии, Югославии, Голландии. Архив Центра хранит уникальный материал — тысячи «паспортов» возвращенных и спасенных произведений, памятников истории и культуры, содержащих подробное описание проведенных исследований и действий, фотоматериалы, фиксирующие ход реставрации.

Заслуженным авторитетом пользуются эксперты-искусствоведы ВХНРЦ. Они проводят научно-техническую экспертизу памятников русского и зарубежного искусства для закупочной комиссии Министерства культуры Российской Федерации, музеев, коллекционеров и частных граждан. В процессе комплексного исследования подтверждается подлинность художественного произведения, уточняется автор, школа, время создания, либо выявляется копия или подделка.

Велико значение регулярно проводимых Центром экспедиций: тысячи бесценных произведений древнерусской живописи, прикладного искусства, деревянной скульптуры были выявлены во время экспедиций под руководством Ю.А. Олсуфьева, Н.Н. Померанцева и их последователей. Мастер-иконописец, исследователь и реставратор А.Н. Овчинников, долгие годы работая в экспедициях, изучил и воспроизвел в натуральную величину фрески восьми церквей с УШ по XV в. (Псков, Старая Ладога, Грузия), две из которых погибли уже в наше время, и копии-реконструкци А.Н. Овчинникова представляют единственное свидетельство их существования.

В настоящее время ВХНРЦ – сложная разветвленная структура, включающая в себя реставрационные мастерские масляной и темперной живописи, мебели, тканей, керамики, графики, кости, металла, рукописей, каменной скульптуры, отделы физико-химических исследований, научной экспертизы, архив, фототеку, а также Иконотеку А.Н. Овчинникова. При Центре созданы Архангельский, Вологодский и Костромской филиалы.

Многолетнее размещение мастерских в московских храмах (помимо собора Марфо-Мариинской обители, различные отделы располагались в церкви святой Екатерины на Всполье, Владимирском соборе Сретенского монастыря, церкви Воскресения Христова в Кадашах), которые ВХНРЦ собственными силами поддерживал и восстанавливал, закончилось в 2006 году, когда вся организация переехала в реконструированное здание на улице Радио. Расширение рабочих площадей дало возможность оснастить отделы современным оборудованием.

http://www.grabar.ru/about_us/history/index.php

#ХудожественныйМузей#Елец#культура48#культураонлайн#реставрация

This entry was posted in медиалекция, Спасённые шедевры России. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий