Приход Преображенской церкви состоит из купцов и мещан, проживающих в разных частях города, и крестьян пригородных деревень: Лавского хутора и Казинки. Всех прихожан считается 829 душ муж. пола и 838 жен. пола. Городские из них занимаются торговлей, ремеслами, работами на железных дорогах, табачных фабриках и кожевенных заводах, а сельские – земледелием, каменоломнями и каменными работами в городе.
О времени образования прихода точных сведений не сохранилось. Можно предполагать, на основании данных архива Орловской Духовной Консистории, что приход уже в начале XVIII ст. существовал. Известно, что в 1761 г. прихожанами Стефаном Вас. Шапошниковым, Космою Сергеевым и Стефаном Яковл. Шапошниковым возбуждено было ходатайство перед епископом Воронежским Кириллом о построении нового каменного храма на месте деревянного, уже к этому времени обветшавшего.
Новый храм во имя Преображения Господня с приделом св. вмч. Параскевы был построен в 1771 г. на средства прихожан и на пожертвования по сборной книжке Воронежской епархии. Сначала храм был небольшим по размеру, а впоследствии путем перестроек и расширения приведен в теперешний вид.
Горельеф на фасаде церкви Преображения Господня (ул. Октябрьская, 135-а). Его установили 26 мая 2008 года, по благословению епископа Липецкого и Елецкого Никона, благодаря местному коллекционеру и меценату Евгению Павловичу Крикунову (автор композиции, заслуженный художник РФ П. П. Чусовитин).
Уже в 1808 г. известный по благочестию священник о. Иоанн Борисович Жданов испросил разрешение у епископа Досифея поставить новый иконостас и переменить полы в храме, но в это время местные купцы И. В. Шапошников и А. Д. Талдыкин изъявили желание на свои средства расширить главный алтарь, увеличить трапезную часть храма, устроить второй придел здесь во имя Иоанна Крестителя и сделать три новых иконостаса. Поэтому о. И. Жданов в 1809 г. снова обратился с прошением к епископу Досифею о разрешении переустроить храм по предложенному плану. В 1810 г. предположенный план осуществлен.
В 1867 г. храм вторично подвергся переустройству по ходатайству ктитора П. А. Сергеева, пожертвовавшего на это 20 000 руб. На этот раз трапезная часть опять распространена по новому плану, утвержденному епископом Поликарпом, а в следующем году церковь внутри и снаружи оштукатурена.
В 1871 г. устроена колокольня. В 1891 г. грозою колокольня была повреждена, в ней выбито до 400 кирпичей, а на храме крыша настолько испортилась, что стала протекать. Это вызвало крупный ремонт в 1892 г., когда была исправлена наружная штукатурка, сделана новая крыша, восстановлена с северной стороны ограда, принятая в 1867 г. по случаю расширения трапезной, и вся церковь покрыта масляною краскою.
Внутренность храма тоже неоднократно ремонтировалась. Главный иконостас поновлен и позолочен в 1860 г., а придельные заменены новыми в 1895 г. Одновременно обновлена вся трапезная часть храма: для нее приобретена медная позлащенная утварь стоимостью в 2 750 руб., стены и потолок покрыты масляною краскою и украшены живописью, а деревянные полы заменены цементными.
В церковной ограде в 1893 г. разведен сад ктитором А. Сергеевым, а в 1902 г. к Преображенской церкви причислена часовня, устроенная в 1882 г. обществом ремесленников в память мученической кончины Императора Александра II.
Прихожанами особенно почитаются иконы Божией Матери Тихвинской и «Троеручицы» в сребропозлащенных ризах. За клиросом трапезной части находится древняя икона «Воскресения Христова и сошествия Его в ад». В Преображенскую церковь ежегодно 9 августа совершается крестный ход из Вознесенского Собора, неизвестно когда и почему установленный. На содержание храма поступает треть арендной платы с каменной лавки, пожертвованной в 1797 г. местным купцом И. В. Шапошниковым, а остальные деньги идут в пользу причта; кроме того, церкви принадлежит капитал в 1 269 руб.
«Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской Епархии». Том I. — Орел. Типография Губернского Правления, 1905 г.
Галина Климочкина. 2022 г.
Деревянная Преображенская церковь между 1678 и 1691 гг. заменила более древний храм во имя св. Параскевы Пятницы, стоявший у Ливенских ворот, и была в числе других четырёх храмов, расположенных внутри рубленого города-крепости. Престол древней Пятницкой церкви был перенесён во вновь построенный Преображенский храм в качестве придельного.
Писцовая и межевая книга 1693 г. стольника Тихона Камынина даёт следующее описание храма: «Церковь Преображение Господне, да придел святой великомученицы Прасковьи, нареченной Пятницы, и колокольня деревянная старинная. А в той церкви Двери Царские, и Деисус, и ризы, и книги, а на колокольне колокола. Строение попа Силуяна и мирское, мерою вокруг церкви в длину с олтарем и с трапезой пять сажен с третью, поперег три сажени, и круг той церкви огорожено кладбище по наезду в переднем конце поперечнику по восточной стороне девятнадцать сажен, в заднем конце по западной стороне двадцать одна сажень с третью, а длину того кладбища по южной стороне 23 сажени, по северной 17 сажен. Да у попа на дворе кладбища 3 сажени. А от церкви мерою до городбы от олтаря на восток 11 сажен, на запад 18 сажен…». [1]
К середине XVIII в. деревянный Преображенский храм весьма обветшал и его прихожане — елецкие купцы Стефан Васильевич Шапошников, Косьма Леонтьевич Сергеев и Стефан Яковлевич Шапошников в 1761 г. ходатайствовали перед Воронежским епископом Кириллом о разрешении на строительство нового храма. В том же году 17 июня из Воронежской духовной консистории была выдана шнуровая книга для сбора денег, а 20 июня Преосвященный Кирилл издал указ на построение нового храма, которое и началось в скором времени. Окончена постройкой каменная Преображенская церковь и освящена в 1771 г. [2]
Как и многие постройки, возводимые русскими мастерами того времени, Преображенская церковь строилась по «образцу», и прототипами её можно считать церковь Иоанна Воина в Москве. Следуя конструктивным и декоративным аналогиям, елецкие мастера создали совершенно оригинальный тип культового сооружения, который был повторён в ряде елецких церквей — Владимирской-Сергиевской (1779 г.), Рождества Богородицы (1789 г.), Предтеченской (1809 г.). Подобный тип бесстолпного храма «восьмерик на четверике» начал развиваться на Елецкой земле гораздо раньше, и местная архитектурно — строительная школа берёт основы от широко известных памятников XVI в., а черты её своеобразия видны уже в постройках середины XVIII в., таких как Казанская церковь в Талице и церковь Введения в Ельце.
Церковь Преображения неоднократно перестраивалась. Первоначально был выстроен сам храм с алтарем в стиле барокко. Классицизм в зодчестве делал тогда ещё робкие шаги, поэтому он совершенно не затронул ни композицию храма, ни его декоративное оформление. Стены Преображенского храма были выбелены, а выступающий декор окрашен в желтый, красный и зеленые цвета, что совершенно необычно для построек того времени, окрашивавшихся, как правило, в два цвета, но очень характерно для периода XVI-XVII вв., когда фасады богато расписывались и для их оформления часто применялся многоцветный изразец.
Наступил век XIX, и пришло время исправлять ветхости Преображенского храма, распространять небольшую церковь и по-новому её украшать. Уже в 1808 г. почитаемый ельчанами за благочестивую и подвижническую жизнь священник Иоанн Борисович Жданов испрашивал у Преосвященного Досифея, епископа Орловского и Севского, разрешение о замене иконостаса и полов в храме. На что резолюцией Владыки было дозволено «…из текущих сборов ветхости исправить и для того благочинному елецкому протоиерею Василию Алексеевскому престол снять, и по утверждении пола устроить и освятить по чиноположению». [3]
Однако осуществлено задуманное тогда не было по той причине, что прихожане храма — елецкие купцы Иван Васильевич Шапошников и Алексей Диомидович Талдыкин — выразили желание на собственные средства расширить главный алтарь, увеличить трапезную часть храма с устройством в ней второго придельного алтаря во имя св. Иоанна Предтечи и соорудить все три новых иконостаса. Вновь поданное о. Иоанном в том же году прошение на имя правящего архиерея было удовлетворено, а в 1810 г. все указанные работы завершены. При этом на средства о. Иоанна храм внутри был расписан живописцем Алексеем Прохоровичем Щучкиным сюжетами из жития святых. [4]
Все работы по перестройке Преображенской церкви проводились в стиле русского провинциального классицизма: сбит декор наличников, а приделами с выступающими четырёхколонными портиками с южной и северной стороны закрыты окна второго света.
В 1866 г. по ходатайству церковного старосты купца Петра Александровича Сергеева архитектором Синкевичем был составлен проект на «увеличение трапезной и построение вновь колокольни». [5] После этого по благословению епископа Орловского Поликарпа в 1867-1868 гг. на средства ктитора Сергеева, пожертвовавшего на эти цели 20000 руб., трапезная храма была распространена и перекрытие выполнено с использованием чугунных колонн, храм оштукатурен снаружи и внутри, перестроена и украшена главкой алтарная часть, в приделах устроены новые иконостасы, а главный в 1871 г. подновлён и позолочен. [6]
Проект сооружения трёхъярусной колокольни, равной по высоте с церковью, рассматривался 26 июля 1868 г. строительным отделением Орловского губернского правления. В 1871 г., в год столетия окончания строительства храма, было завершено возведение колокольни, и Преображенская церковь приняла в основном свой теперешний вид.
Документы 1866 г. на перестройку церкви воспроизводят обмерный чертёж и план постройки. На первом чертеже видна старая колокольня начала XIX в., а рядом — церковь с новой колокольней, «предполагаемой постройкой». Новая колокольня на плане отодвинута на запад на 4 сажени от прежней и своими формами совершенно изменила все прежние стилевые особенности храма. Сказалось отсутствие определённых стилевых устоев второй половины XIX в., поэтому в сумбурную композицию колокольни намешаны и мавританский стиль портала, и готика стрельчатых арок, и новгородские каменные кресты, и стилизованные кокошники Московской архитектуры XV в. В сравнении с этим калейдоскопом форм по-иному воспринимается раскрытый и восстановленный в наше время реставраторами первоначальный декор храмовой части, где крупные формы полукруглых тимпанов между четвериком и восьмериком многократно повторяются такими же, но меньшей формы в декоре окон этих же ярусов.
Однако более крупная по объёму колокольня отнесена дальше от храма и имеет с ним хорошие соотношения. Проработана и главка колокольни с завершающейся частью, повторяющей храмовую, что позволяет сегодня со многих районов города воспринимать завершения храмовой части и колокольни Преображенской церкви очень цельно и соразмерно.
В 1891 г. часть колокольни и крыши церкви были повреждены ударом молнии, выбившей из кладки 400 кирпичей. В 1892-1893 гг. был проведён крупный ремонт храма, во время которого сделана новая крыша, восстановлена колокольня, устроена новая ограда, а на церкви исправлена штукатурка и покрыта масляной краской. Церковь вся была оштукатурена цементным раствором, в то время только входившим в моду. Реставраторы по праву смогли оценить качество и прочность этой работы, с трудом сбивая слой штукатурки. Кирпичная облицовка за 90 лет значительно пострадала от цементного раствора, который разрушил кирпичную кладку стен на глубину в 5 сантиметров.
В 1895 г. придельные иконостасы заменены новыми, стены и потолок трапезной покрашены и расписаны живописью, деревянные полы в ней заменены цементными. Одновременно для трапезной церкви приобретена новая позлащенная утварь.
Страховые оценки 1910 г. сохранили описание иконостасов Преображенского храма. Высота главного иконостаса — 15 арш. и ширина 10 арш. Размеры иконостасов в приделах: Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — высота 8,5 арш., ширина, считая с боковым, — 14,5 арш.; св. мученицы Параскевы — высота 8,5 арш., ширина, считая с боковым, — 13,5 арш. Иконостасы оценены в 17 тыс. руб. [7]
Прихожане Преображенской церкви до революции весьма почитали ряд икон, поступление которых в храм связывалось с именем о. Иоанна Борисовича Жданова. Прежде всего это образ Тихвинской Божией Матери размером 1 х 3/4 арш., украшенный в 1809 г. сребропозлащённою ризой с жемчужным убрусом и надписью «Изображение с чудотворного образа Пресвятыя Богородицы Тихвинския, которая в городе Волхове в Оптине Троицком монастыре копировал живописец Пётр Образцов в 1801 г. месяца января». Святыней храма была икона Богоматери «Троеручица» размером 2,5 х 2 арш. в сребропозлащённой ризе и жемчужном убрусе. Из записи, сделанной о. Иоанном, следовало, что икона написана живописцем г. Тулы Григорием Белоусовым в начале ХIХ в. В церковной летописи Преображенского храма отмечалось: «К сей иконе прибегают за помощью по молитвам Божией Матери страждущие болезнями рук и ног».
По заказу о. Иоанна Жданова были написаны для Преображенской церкви и две живописные иконы «Спасителя (размером 5 арш. х 8 вершков), изображённого стоящим на облаках и херувимах с благословляющей десницей и скипетром в левой руке, и Божией Матери, на левой руке которой благословляющий Богомладенец, к которому она склонилась Пречистою Своею главою». По сохранявшемуся между ельчанами преданию, перед этими иконами, находившимися на колоннах старой трапезной церкви, о. Иоанн молился в ночное время и слышал голос о приятии его молитвы. Во время работ по распространению трапезной в середине ХIХ в. части этих колонн с иконами были бережно вырезаны и помещены в новые стены тёплой Преображенской церкви. Образ Спасителя — в правом приделе, на южной стене, а икона Божией Матери — в левом приделе, на северной стене. Пред этими образами, освящёнными памятью ельчан об о. Иоанне, горели неугасимые лампады.
Кроме этих икон, над Царскими Вратами придела св. Иоанна Предтечи помещалась икона Спасителя в терновом венце, присланная в Преображенскую церковь в 1874 г. бывшим Нижегородским Преосвященным Иеремией (Соловьёвым), духовным другом святителя Иннокентия (Борисова), во свидетельство прозорливости священника Иоанна Жданова, предрекшего некогда жертвователю иконы архиерейство.
Обращал внимание своею древностью образ Воскресения Христова и Сошествия Христа во ад, украшенный сребропозлащенною с эмалью ризой, стоимостью 1500 руб. [8]
Другая часть святынь храма была связана с памятью о святителе Тихоне Задонском. Это икона Божией Матери, данная Святителем о. Иоанну Жданову, пользовавшемуся особым расположением архипастыря. При входе на колокольню Преображенской церкви была закреплена цепь с надписью: «Сия цепь прибита повелением Тихона 1-го, Епископа Воронежского и Елецкого». Сделано это было по велению о. Иоанна, который с дозволения святителя Тихона хотел таким способом воздействовать на «…неблагоговейно стоящих в храме, особенно мальчиков-шалунов». [9] 16 декабря 1922 г. эта цепь с ошейником была передана в Елецкий пролетарский музей [10], а с 1928 г. она экспонировалась в Елецком антирелигиозном музее. Цепь состояла из 6 звеньев, кончалась двумя полукольцами для заковывания шеи. В антирелигиозный музей передали также и ризу о. Иоанна.
Самый большой колокол на звоннице храма весил 200 пудов. По свидетельству Н. Ридингера надпись на нём «…вроде старинной скорописной; он перелит из старого колокола усердием прихожан на елецком заводе братьев Криворотовых в 1830 г.». [11].
С северной и восточной стороны церкви располагалась ограда длиной до 30 саженей с чугунными столбами и решётками, двумя воротами и двумя калитками. С других сторон храм ограждали кирпичные стены домов А.Д. Малечкина и Т.Г. Богомолова. До 1868 г. в ограде церкви находился дом о. Иоанна Жданова, перенесённый в этот год в Троицкий монастырь. [12]
Настоятель Преображенской церкви Иоанн Борисович Жданов был одним из самых почитаемых ельчанами пастырей и прославился своей подвижнической жизнью далёко за пределами города. Родился он в 1750 г. в семье настоятеля Вознесенской церкви г. Воронежа. Будучи семинаристом, Иоанн Жданов испытал огромное духовное влияние Воронежского епископа Тихона, будущего святителя Задонского. Наставления и проповеди епископа Тихона, уделявшего большое внимание воспитанию будущих священников, общение архипастыря с семинаристами, способствовали укреплению в Иоанне стремления посвятить свою жизнь служению Богу и ближним. По окончании в 1770 г. курса Воронежской семинарии он вступил в брак с девицею Дарьею из духовного сословия, а в 1772 г. был рукоположен в диакона к Вознесенскому храму. В 1779 г. Иоанн Жданов рукоположен в иерея и около года служил священником в одном из приходских храмов Воронежа. В том же году он был переведён к Архангельской церкви г. Ельца, а вскоре назначен священником храма Преображения Господня, в котором прослужил до конца своей жизни. Все свои дни о. Иоанн посвящал церковному служению, уединенной молитве, обустройству и украшению ставшего уже тесным и ветхим Преображенского храма. Как истинный пастырь, он стремился к воспитанию в своих прихожанах всяческих добродетелей, обличая их недостатки и призывая к благочестию и смирению. В быту подвижник отличался поразительной скромностью, употребляя почти все свои скромные доходы на благоустройство храма и в помощь всем нуждающимся. Известны случаи духовной прозорливости о. Иоанна, предсказывавшего многие события в жизни своих прихожан. Скончался пастырь 20 декабря 1824 г. и был погребён при огромном стечении жителей Ельца, почитавших его за праведную жизнь. С тех пор день его поминовения в Ельце считался у горожан днём праздничным — тысячи ельчан стекались в Елецкий Троицкий мужской монастырь, где находилась могила о. Иоанна, чтобы присутствовать при отправлении соборной панихиды над его гробом и помолиться угоднику Божию. [13] Документы Елецкого антирелигиозного музея свидетельствуют, что в 1917 г. ельчане ставили вопрос перед епархиальным начальством о канонизации о. Иоанна Борисовича Жданова. [14]
После о. Иоанна настоятелем Преображенского храма долгое время состоял сын его о. Иоанн Иоаннович Жданов, иногда подписывавшийся в метрических книгах под фамилией Преображенский. В XIX столетии церковный штат составляли один священник и один диакон, в начале XX в. к ним прибавился ещё и псаломщик. В приходе Преображенской церкви перед революцией числилось 1741 человек. [15]
Ежегодно 9 августа (по ст. стилю) в церковь совершался крестный ход из Вознесенского собора, неизвестно когда и по какому случаю установленный.
С 1882 г. к Преображенской церкви указом Орловской духовной консистории от 27 сентября за № 1416 была приписана часовня на Успенской улице, выстроенная Обществом елецких ремесленников в память событий 1 марта 1881 г.
С 1797 г. церкви принадлежала пожертвованная купцом Иваном Васильевичем Шапошниковым лавка в гостином ряду размером 7 х б и высотой 4,5 арш. [16]
В 1922 г. из Преображенской церкви была изъята серебряная утварь весом 7 фунтов 76 золотников. [17] До этого года в храме находилось скульптурное изображение распятия из дерева в натуральную величину. [18]
В 1929 г. властями Ельца была развёрнута кампания по закрытию городских церквей. Рабочие и служащие предприятий и учреждений города стали дружно требовать прекращения в них церковных служб и переоборудования храмов под «культурные нужды». Летом 1929 г. при обсуждении строительной пятилетки рабочие лесопильного завода, госмельниц № 107 и 108, кожзавода имени Ленина и ряда других предприятий потребовали закрыть Преображенскую церковь и оборудовать в ней киноустановку. [19]
Учитывая «массовые пожелания трудящихся» в количестве около 5 тыс. подписей, «наличие в Ельце 13 других церквей … нужду в помещении для культурно-просветительных учреждений», 11 апреля 1930 г. власти закрыли Преображенскую церковь. [20]
В 1936 г. церковь обследовалась на предмет пригодности к эксплуатации, а с 1937 г. здание арендовалось складом Заготзерно. [21]
После открытия в начале 1943 г. Казанской кладбищенской церкви верующие стали просить возвращения и других елецких церквей. 3 июля 1943 г. ельчане обращались в горсовет с просьбой о передаче им Преображенской церкви для богослужения, но получили отказ. [22]
А в 1946 г. по решению Елецкого горисполкома № 270 от 29.08.1946 г. была снесена алтарная апсида храма как «мешавшая уличному движению». [23]
По документам, в 1962 г. храм пустовал. [24] Затем в трапезной располагался тир. В результате кирпич в местах установки мишеней был выбит на значительную глубину. В 1960-е гг. при разборке конструкций крыши трапезной шесть колонн чугунного литья упали и раскололись.
Лишь в 1971 г. решением Липецкого облисполкома №874 от 2 ноября Преображенская церковь г. Ельца поставлена под охрану как памятник архитектуры, что позволило в 1983 году приступить к проектно-реставрационным работам. Целью реставрации стояла задача максимально раскрыть участки памятника, относящиеся к XVIII в., показать наглядно все слои перестроек XIX в., сохранив композиционную цельность этого разновременного, но очень интересного памятника елецкого зодчества.
Активные реставрационные работы в Преображенской церкви начались в 1986 г. Тогда в субботниках по восстановлению храма принимали участие липецкий общественный клуб реставраторов «Русь», елецкий клуб «Вече».
В 1997 г. постановлением главы администрации Липецкой области № 41 от 20 января и распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом №114/580 от 9 июля 1997 г. здание Преображенского храма было передано приходу Вознесенского собора Ельца. Восстановительные работы были продолжены, а в престольный праздник Преображения Господня в храме прошла первая служба и крестный ход среди груды строительных материалов. Престол храма освящён иерейским чином.
В настоящее время реставрационные работы подходят к завершению. В помещении трапезной планируется разместить церковную библиотеку и читальный зал, а в храмовой части, где уже установлен иконостас, по праздничным и торжественным дням совершаются богослужения.
Священно- и церковнослужители храма Преображения Господня:
Священники:
Силуан — уп. 1693
Жданов Иоанн Борисович – 1801-1815
Жданов Иоанн Иоаннович – 1815-1845
Розанов Василий – 1845
Кудрявцев Иоанн Георгиевич – 1867-1870
Михеев Евфимий Симеонович – 1870-1880
Гаврилов Димитрий Васильевич – 1880-1888
Соколов Николай Яковлевич – 1888-1917
Смирнов Стефан Александрович – 1922
Павлов Исидор Васильевич – 1929-1930
Диаконы:
Петров Родион – 1801-1808
Кутепов Иван Борисович – 1810-1836
Кутепов Иван Иоаннович – 1837-1845
Давыдов Иван Алексеевич – 1867-1869
Вележев Иоанн – 1868
Васильев Иван Тарасович – 1869-1888
Доброславский Николай Иванович – 1878-1889
Смирнов Стефан Александрович – 1889-1917
Епифанов Димитрий – 1916
Дьячки:
Попов Савва Данилович – 1804-1830
Яковлев Тимофей Яковлевич – 1831-1845
Вележев Иоанн — 1867-1872
Доброславский Никита Иванович – 1867-1874
Доброславский Николай Иванович – 1875-1877
Пономари:
Парфенов Пимен – 1814-1815
Федосеев Никита Иванович – 1821-1831
Васильев Иван Тарасович – 1832-1867
Псаломщики:
Доброславский Николай Иванович – 1878-1917
Вележев Иоанн – 1872-1884
Шкарин Василий — 1917
Примечания:
1. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 137. Л. 5-6.
2. ГАЛО. Ф. Р-687. Oп. 1. Д. 112. Л. 99; РГИА. Ф. 779. Оп. 33. Д. 1267. Л. 35-37; Труды ОУАК. Вып. 2. Орёл, 1890. С. 17-19.
3. Воскресенский А. Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). Елец, 1999. С. 146.
4. Ефремов Л. Блаженной памяти отец Иоанн Борисов, священник Преображенской церкви в городе Ельце. — Воронеж, 1873. С. 19.
5. ГАЛО. Ф. 274. Оп. 1.Д. 74. Л. 1.
6. ГАЛО. Ф. 274. Oп. 1. Д. 74. Л. 1; РГИА. Ф. 779. Оп. 33. Д. 1267. Л. 35-37.
7. РГИА. Ф. 779. Оп. 33. Д. 1267. Л. 35-37.
8. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1999. С. 146-147.
9. Ефремов Л. Блаженной памяти отец Иоанн Борисов, священник Преображенской церкви в городе Ельце. — Воронеж, 1873. С. 10.
10. ГАЛО. Ф. Р-687. Oп. 1. Д. 118. Л. 51.
11. Ридингер Н.А. Материалы для истории и статистики Ельца. — Елец, 1993. С.97-98.
12. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец. 1999. С. 146-147.
13. Ефремов Л. Блаженной памяти отец Иоанн Борисов, священник Преображенской церкви в городе Ельце. — Воронеж, 1873; Райские цветы с русской земли. Сергиев Посад, 1912. С. 301-311; Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец. 1999. С. 170-172.
14. Фонды ЕКМ.
15. ОЕВ. 1915. № 34-35. С. 371.
16. ГАЛО. Ф. 167. Oп. 1. Д. 25. Л. 18 об.-21; Ридингер Н.А. Материалы для истории и статистики Ельца. — Елец, 1993. С. 73, 99.
17. ГАЛО. Ф. Р-149. Oп. 1. Д. 376. Л. 329.
18. ГАЛО. Ф. Р-687. Oп. 1. Д. 112. Л. 99.
19. Красное знамя. 1929. № 117. С. 3.
20. ГАОО. Ф. Р-3. Oп. 1. Д. 208. Л. 122; ГАЛО. Ф. Р-249. On. 1. Д. 19. Л. 86.
21. ГАЛО. Ф. Р-664. Oп. 1. Д. 10. Л. 259 об. 260.
22. Архив уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Липецкой области. Дело Казанской церкви. Л. 24 об.
23. ГАОО. Ф. Р-1591. Oп. 1. Д. 265. Л. 193-196.
24. ГАЛО. Ф. Р-2184. Oп. 1. Д. 11. Л. 16.
материалы книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец» из серии «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии»