Виртуальная выставка «ПЛАКАТЫ ВОЙНЫ И ПОБЕДЫ.»

Плакаты, созданные в СССР в период с 1941 по 1945 год, — одно из самых ярких художественных явлений культуры XX века.
Их убедительность и высокий патриотический пафос основывались на профессионализме советских художников-плакатистов, большом жизненном опыте и умении ясно говорить средствами графики. Сегодня, спустя многие десятилетия, военный
плакат остался искусством острым, боевым и нестареющим.
Наблюдая историю плаката 1941 — 1945 годов, все больше
понимаешь роль и место каждой работы в служении общему
делу.

С того самого момента, как стало известно о нападении фашистской Германии на СССР, художники-плакатисты обратились к теме войны. В числе первых военных плакатов, расклеенных на стенах домов 23 июня, был и лист художников Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», изображавший Гитлера, вероломно нарушившего Пакт о ненападении
между СССР и Германией. Карикатура становилась главным
пропагандистским оружием борьбы с врагом.

Ниже представлены семь сатирических плакатов нашего земляка — художника Н.И.Москалева.

Среди самых искренних работ тех дней — лист В. Корецкого «Наши силы неисчислимы». Плакат, выполненный методом
фотомонтажа, призывал к созданию народного ополчения для
борьбы с врагом. Художник обращался к символу русского национального патриотизма — скульптуре Мартоса «Минин и
Пожарский», которая на плакате олицетворяла Москву и всю
страну, многонациональный советский народ. Лозунг плаката
В. Корецкого явился пророческим: миллионы людей встали на
защиту Отечества и отстояли свою свободу и независимость.
Тогда же, в июне, В. Корецкий создал композицию «Будь геро-
ем!». Этот плакат, увеличенный в несколько раз, был установлен
вдоль улиц Москвы, по которым в первые недели войны проходили колонны мобилизованных жителей города.

Знаковой работой, продемонстрировавшей чувство личной
сопричастности к происходящим трагическим событиям, стал
плакат И. Тоидзе «Родина-мать зовет!». Портретная индивидуальность героини в сочетании с условным красным цветом
одежд, символизирующим знамя защитников Отечества, придала работе И. Тоидзе особую человечность и остроту.

. Среди военных листов, исполненных художниками
Кукрыниксами, несомненно, выделялся плакат, лозунгом которого стали стихи С. Маршака: «Бьемся мы здорово, колем отчаянно — внуки Суворова, дети Чапаева». В плакате впервые нашла свое воплощение тема преемственности поколения воинов-красноармейцев национальным героям — выдающимся
русским военачальникам.

Художник Д. Моор использовал композицию плаката пери-
ода Гражданской войны «Ты записался добровольцем?» под новым лозунгом: «Ты чем помог фронту?». Актуальность и действенность плаката была так высока, что его перепечатали в других городах страны с переводом лозунга на языки народов
СССР. Старейший плакатист блестяще владел оружием сатиры.
Уже в плакате «Все на «Г»» Д. Моор определил свое отношение
к врагу — уничтожать его кистью и словом.

Ответом на фашистскую агрессию стали работы В. Иванова
«За Родину, за честь, за свободу!»; И. Серебряного «Бей крепче,
сынок!»; А. Страхова-Браславского «Смерть фашизму»; А. Ко-
корекина «Бей фашистского гада!»; С. Боима и Ф. Бочкова
«Разгромим фашистских налетчиков!»; Д. Шмаринова «Фашисты не пройдут!» и другие. Л. Лисицкий создал замечательный
плакат «Все для фронта! Все для победы!», который был отпечатан после смерти автора зимой 1941 — 1942 года.

В июльские дни были напечатаны плакаты, которые призывали вспомнить боевые традиции недавних лет: сражений с фашистами в небе Испании и отражения нападения японских милитаристов на дальневосточных рубежах. Задачей плакатов было формирование у граждан и красноармейцев уверенности в
превосходстве отечественной боевой техники и военного мастерства над оружием фашистских агрессоров. Героями плакатов П. Соколова-Скаля и А. Дружкова, В. Одинцова, ленинградских художников П. Вандышева и Л. Торича стали летчики
и танкисты, уже неоднократно показавшие себя в бою.
Содружество художников, писателей и поэтов позволило
найти оперативную форму исполнения малотиражных графических работ. Мастера искусства обратились к опыту периода
Гражданской войны и с первых дней войны начали создавать
ежедневные выпуски — «Окна ТАСС» — по аналогии с «Окнами
РОСТА».

Художники М. Черемных, Д. Моор, В. Дени, Кукрыниксы, Бор. Ефимов, П. Соколов-Скаля, Н. Денисовский,
В. Иванов, В. Корецкий, В. Лебедев, А. Радаков, Л. Бродаты,
Н. Радлов, Л. Сойфертис, В. Горяев, Б. Пророков, С. Костин,
К. Елисеев, Ю. Ганф, М. Соловьев и другие московские и ленинградские мастера графики в содружестве с поэтами и писателями Демьяном Бедным, С. Маршаком, В. Лебедевым-Кумачом, К. Симоновым, И. Эренбургом, В. Катаевым, М. Исаковским, С. Михалковым, Н. Асеевым, А. Жаровым, В. Инбер и
многими другими за годы войны создали более тысячи двухсот
волнующих исторических документов. Одним из пророческих
стало «Окно ТАСС» № 5 под названием «Чего Гитлер хочет и
что он получит», которое исполнил М. Черемных в первые дни
июля 1941 года.


В июле 1941 года враг продолжал захватывать все большую
территорию — война приобретала характер всенародного сопротивления. Героями плакатов В. Корецкого и В. Гицевич и
И. Рабичева стали партизаны — «народные мстители». В. Корецкий и В. Гицевич в работе над плакатом использовали традиционный прием фотомонтажа, а И. Рабичев создал реалистический портрет старика и старухи — героических защитников
родной земли.

Трудно переоценить роль бойцов народного ополчения в
защите Москвы и Ленинграда от наступавших вражеских дивизий. Наиболее значительные работы, изображавшие защитников Отечества, были созданы летом 1941 года ленинградскими
художниками В. Серовым и А. Ситтаро. В. Серов передал в
плакате «Наше дело правое — победа будет за нами» решимость
пожилого бойца-ополченца защищать родной город от приближающегося врага. Художник максимально воссоздал конкретную обстановку военного времени, изобразив воина, направляющегося на фронт вместе с товарищами, на фоне классической архитектуры триумфальных ворот, через арку которых видны дымящиеся трубы ленинградских заводов. А. Ситтаро использовал в плакате «Вступайте в ряды народного ополчения!» черную и красную краски, добившись необыкновенной динамики и
выразительности лаконичного графического решения.
Создание образов героических защитников Ленинграда в
августе-сентябре 1941 года было первой серьезной пробой сил
для художников-плакатистов. Пафосом борьбы наполнены
плакаты А. Кокорекина «Грудью на защиту Ленинграда!»; В. Серова «Защитим город Ленина»; С. Боима «Бей врага, как его
били отцы и старшие братья — матросы Октября!».

Самые суровые испытания выпали на долю защитников
Москвы осенью 1941 года, когда враг вплотную приблизился к
нашей столице. Московский художник Б. Мухин обратился к
коммунистам и комсомольцам с призывом возглавить ряды защитников Москвы. Им же был исполнен плакат «Защитим родную Москву» — торжественная клятва московских ополченцев.
К празднованию годовщины Октябрьской революции Н. Аввакумов и В. Щеглов исполнили плакат «Завоеваний Октября не
отдадим!». В эти дни был создан еще один графический лист,
ставший бесспорным шедевром: плакат художников Студии
им. М. Б. Грекова Н. Жукова и В. Климашина «Отстоим Москву!». Авторы пошли по пути художественного обобщения и придали воину черты народного героя, находящегося на высочайшем эмоциональном подъеме и призывающего отстоять от врага не только столицу, но и свободу всей страны.

Взоры не одних только советских людей были прикованы к
Москве — весь мир наблюдал за противостоянием могучей фашистской армады и воинов Красной Армии. Зимой 1941 года
был напечатан полный трагизма плакат Н. Ватолиной «Фашизм — злейший враг женщин. Все на борьбу с фашизмом!»,
предопределивший тематику плакатов второго года войны.

После победы под Москвой военные плакаты наполнила
тема мести захватчику-врагу. Сдержанность, характерную для
призывов первого года войны, сменили резкость и откровение.
Их лозунг — «Кровь за кровь. Смерть за смерть». Мстителями
выступили партизаны и подпольщики, действия которых выходили за рамки дозволенного законами войны. Героизированный образ народного мстителя с плаката ленинградского художника А. Ситтаро бесспорно соответствовал таким реалиям.
Тогда же в плакатные лозунги были допущены более доступные
для понимания бойцов определения «немецкие оккупанты» и
«немцы», что отождествлялось в листах 1942—1943 годов с
понятиями «фашисты», «гитлеровцы» и «враги».
События на фронтах войны 1942 года: блокада Ленинграда,
приближение врага к Волге, угроза захвата нефтяных промыслов Кавказа, а главное — оккупация огромной территории, на
которой проживали сотни тысяч мирных граждан, потребовали
включения в плакат новых пропагандистских символов. Бойцы
должны были побеждать в то время, как они отступали под натиском противника. Самоотверженность тружеников тыла давала фронту все больше и больше оружия. На полях глубинных
районов страны женщины вступили в «битву за урожай».

В суровые месяцы 1942 года художники открыто показали
трагедию мирных жителей на оккупированной территории.
Женщины и дети обратились с плакатов к воинам с призывом:
«Спасите нас!». Шедевром графического искусства стала работа В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», впервые напеча-
танная в газете «Правда» 5 августа 1942 года. Плакат вызывал у
бойцов ненависть к врагу.

Недаром художник Н. Жуков на ли-
сте «Бей насмерть!» поместил плакат В. Корецкого на стену до-
ма, который защищал от врага красноармеец-пулеметчик.
Науку ненависти преподали воинам плакаты Л. Голованова — младшего товарища В. Корецкого по работе в мастерской
Исполкома Союза Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца — и известного художника-портретиста Ф.Антонова,
ставшего во время войны также и плакатистом. Плакат Л. Голованова «…Убей захватчика-врага!» со «стреляющими» стихами С. Маршака накрепко врезался в память участников сражений кровопролитного 42-го года. Ф. Антонов обратился к бойцам от имени их жен и сестер в плакате «…Ты не отдашь любимую на позор и бесчестье гитлеровским солдатам». Другая работа Ф. Антонова — «Сын мой! Ты видишь долю мою…» — стала символом народного страдания. Д. Шмаринов создал два графических шедевра: плакат «Отомсти!» с изображением молодой матери-крестьянки и плакат «Я жду тебя, воин-освободитель!», на котором крестьянский мальчик, угоняемый на работы в Германию, с ненавистью сжимает табличку со своим номерным знаком.

Призыв «Ни шагу назад!» нашел образное воплощение в листах лета-осени 1942 года. В. Иванов в плакате «Каждый рубеж — решающий!» сумел лаконично с необыкновенной выразительностью передать решимость защитников Кавказа драться
с врагом до последней капли крови. Среди выдающихся плакатов 1942 года следует отметить и лист А. Кокорекина «За Родину!», прославлявший подвиг мужественного героя-краснофлотца Степана Ермоленко.
Октябрьский праздник 1942 года был отмечен громом сражений на берегах Волги. Неимоверные усилия советских солдат
и матросов остановили дальнейшее продвижение врага. Плакат
В. Корецкого «Завоеваний Октября не отдадим!» обращался ко
всем защитникам Отечества: и к тем, которые бились с фашистами у стен Ленинграда, и к стоявшим насмерть на волжской
твердыне.


Сталинградское сражение раскрыло подлинную суть отношения Гитлера к своему народу. Ценой тысяч человеческих
жизней своих солдат он был готов заплатить за реализацию абсурдной завоевательской идеи. Впервые под Сталинградом наши войска захватили в плен тысячи солдат и офицеров противника, которым необходимо было сохранить жизнь. Горы черепов на плакате В. Дени и Н. Долгорукова «Сталинград» и кресты из фигур солдат на плакате «Окна ТАСС» № 640 «Превращение «фрицев»», работы художников Кукрыниксов, должны
были отделить в понимании советских людей оболваненный
нацистами немецкий народ от его правящей фашистской верушки.

После разгрома врага под Сталинградом от художников по-
требовалось создание жизнеутверждающих плакатов, которые
показали бы встречу освободителей советских городов и сел.
Первым победным плакатом 1943 года стала работа В. Ко-
рецкого «Воину освободителю — слава!». Художник изобразил
молодую женщину, радостно обнимающую мужественного
бойца, перешагнувшего через труп поверженного врага.
В январе 1943 года в Германии была объявлена «тотальная
мобилизация». Военная машина Третьего Рейха еще не была
окончательно сломлена. Художники обратились к бойцам с
«ударными» плакатными посланиями о том, как надо бить вра-
га. И. Тоидзе изобразил боевого командира, присягающего
12 гвардейскому знамени; В. Корецкий создал серию работ «Бей
так…», в которых представил победителей сражений — снай-
пера, артиллеристов и летчиков. Солдат-бронебойщик и истре-
битель танков стали героями плакатов А. Кокорекина и
Н. Жукова.

Введение гитлеровским командованием обязательной тру-
довой повинности для жителей оккупированных районов и
массовый угон женщин и детей на работу в Германию потребо-
вали создания плакатов особой патриотической направленнос-
ти. С графических листов, как и в 42-ом году, женщины и дети
обратились к воинам с просьбой о скорейшем освобождении.
Бесспорным шедевром стал плакат Н. Жукова и В. Климашина
«Боец, Украина ждет тебя!», где истерзанную родную землю
символизировала замученная врагами женщина, привязанная к
столбу с иноземной надписью «Kiew». Не менее выразительны
в своем трагизме старуха и девочка на плакате Б. Иогансона
«Боец, освободи от фашистского гнета!» и героиня плаката
В. Иванова «Мсти за горе народа!». Вновь в плакатах зазвучала
тема мести «немцу» за полученные унижения. Радость мальчи-
ка на руках солдата на плакате Л. Голованова «Спасем совет-
ских ребят от немцев!» и счастье пожилой женщины, обнима-
ющей танкиста, на плакате Ф. Антонова «Сынок родимый мой!»
явились выражением их признательности воинам-освободи-
телям.

С освобождением Харькова начался победный путь совет-
ских войск по украинской земле (плакат Д. Шмаринова «Слава
освободителям Украины!»). Наиболее запоминающийся образ
русского солдата был создан В. Ивановым в плакате «Пьем во-
ду родного Днепра…». Творчество этого мастера ярко про-
явилось в других листах 1943 года: «На запад!» и «Ты вернул
нам жизнь!», которые отличало необыкновенное сочетание
героизма и лиричности при создании образов советского во-
ина.
Сообщение об успешном форсировании Днепра обрело об-
разное воплощение в лаконичной плакатной композиции
Н. Долгорукова «Чуден Днепр при тихой погоде…». Н. Денисов-
ский шутливо изобразил поражение гитлеровских войск в бит-
ве под Прохоровкой в выпуске «Окна ТАСС» № 788 «Как уда-
рила врага наш русская дуга». Плакаты Д. Моора, В. Климаши-
на, В. Дени и других художников призывали бойцов: «Добить
фашистского зверя!».
Советские войска двигались на запад, освобождая города и
села. Впервые с плаката «Восстановим!» известного живописца
А. Пластова пожилой колхозник призвал соотечественников
побыстрее залечить раны войны. Тема самоотверженного труда
для фронта зазвучала в работах А. Кокорекина и И. Тоидзе. Ху-
дожник Л. Голованов поместил в центре плаката девчушку, ко-
торая обращалась к бойцу с вопросом: «Мой папа герой!А ты?».
Героическая оборона Ленинграда и прорыв блокады нашли
отражение в плакатных работах А. Пахомова, В. Пинчука и
В. Серова. Среди плакатов ленинградского цикла 1943 года вы-
делялся выразительный лист И. Серебряного «Накося выкуси!»,
темой которого послужило известие о восстановлении желез-
нодорожного сообщения с городом на Неве.

Быстрота развития событий на фронтах Великой Отечест-
венной войны вызывала оптимизм у художников. Эту уверен-
ность в предстоящем разгроме врага мастерски передали фото-
монтажная композиция В. Корецкого «Дорога к победе!» и са-
тирический плакат В. Дени «Фашистская ставка. Красноармей-
ская поправка!». В. Дени обратился к бойцам с новогодними
посланиями — плакатами «Красной Армии метла нечисть вы-
метет дотла!» и «С праздником на нашей улице!».
Но до окончательной победы над врагом путь был совсем не
близок. В 1944 году перед художниками была поставлена зада-
ча показать необратимость движения Красной Армии на запад.
Уверенность в победе передавала улыбка на лицах бойцов, изо-
браженных на плакатах В. Корецкого «Поработал на славу!» и
Л. Голованова «Чтоб путь к победе стал короче, снарядов боль-
ше шли, рабочий!». Л. Голованову в плакате «Дойдем до Берли-
на!» удалось создать самый запоминающийся образ воина. Про-
тотипом улыбающегося богатыря на марше стал реальный ге-
рой — снайпер Голосов, фронтовые портреты которого легли в
этого основу знаменитого листа.


Весной 1944 года ленинградцы приступили к восстановле-
нию родного города, окончательно освобожденного в январе от
вражеской блокады. В. Серов подарил городу на Неве один из
своих замечательных графических шедевров — плакат «Мы от-
стояли Ленинград. Мы восстановим его!». Однако наибольшим
успехом пользовался лист И. Серебряного «А ну-ка, взяли!..»,
который и сегодня остается одним из самых известных плака-
тов Великой Отечественной войны.
Изображение на плакатах пограничного столба с надписью
«СССР» органично подчеркнуло начало нового этапа войны:
освобождения стран Восточной Европы от фашистских
оккупантов. От самой границы поздравляли с Первомаем тру-
жеников тыла два героя-воина: боец и матрос (плакат В. Ива-
нова «Героям труда — наш боевой привет!»). Солнечные лучи
озарили родную страну на плакате Н. Кочергина «Советская
земля окончательно очищена от немецко-фашистских захватчи-
ков!». Итоги «победоносной» войны для фашистских агрессо-
ров подвел плакат Кукрыниксов «Три года войны» («Окно
ТАСС» № 993).
Бесспорно, самые лирические образы героев войны создал
А. Кокорекин. Работы художника готовили советский народ к
скорой встрече с героями-воинами (плакат «Воину-победите-
14 лю — всенародная любовь!»). Тогда же в плакате впервые нача-
ла широко пропагандироваться тема совместной борьбы с вра-
гом стран антигитлеровской коалиции (плакаты А. Кокорекина
«Так будет с фашистским зверем!», «С Новым годом, ребята!» и
В. Корецкого «Европа будет свободной!»).

Темой грядущей победы пронизан плакат В. Сурьянинова
«С Великим Праздником, товарищи!», посвященный встрече
27-ой годовщины Октября. В. Дени в своей сатирической ма-
нере «поздравил с праздником» Гитлера, слушающего залпы
ноябрьского салюта в своем логове.
В конце 1944 — начале 1945 года актуальной для плаката
становилась тема репатриации. После освобождения госу-
дарств Европы наша страна обратилась к соотечественникам,
угнанным захватчиками на работы, с призывом вернуться до-
мой. Болью и страданием пронизан плакат В. Иванова «Дни и
ночи ждем тебя, боец!». Н. Ватолина изобразила на плакате
«Здравствуй, Родина-мать!» торжественный момент встречи с
родной землей женщин, освобожденных из фашистской
неволи. Один из самых впечатляющих художественных образов
создал В. Ладягин в плакате «Я ждал тебя, воин-освободитель!».
Сцену встречи героя-бойца и советского мальчика на улице за-
падного городка художник нарисовал осенью 44-го года. Лист
был напечатан в начале 1945 года и стал одним из выдающихся
плакатов последнего этапа войны.
На улицах городов Германии шли ожесточенные бои. Со-
ветские орудия на плакате Н. Долгорукова «…он слышит гроз-
ные напевы» громили врага в его логове. «Не унесут фашистов
ноги — добью врага в его берлоге!» — уверял всех пожилой боец,
подкручивающий свой ус, изображенный на плакате В. Корец-
кого. «Так оно и будет!» — торжественно провозглашал солдат
с плаката В. Иванова, закуривающий на площади поверженной
столицы Германии.

Впервые Москва стала салютовать успехам наших войск по-
сле разгрома вражеской армады на Курской дуге. Проведение
этого военного ритуала в годы войны придало образу столицы
особый смысл: с изображением салютов на плакатах связывали
близость окончательной победы над врагом. Плакаты с карти-
ной Москвы, салютовавшей нашим воинам, были подобны
торжественному гимну, звучавшему на улицах города. Велико-
лепными мастерами, блестяще владеющими всеми изобрази-
тельными средствами плаката, показали себя А. Кокорекин и
В. Климашин. Этим художникам мы обязаны созданием лис-
тов, прославлявших Великую Победу, на которых изображено
небо столицы, расцвеченное снопами искр праздничных фей-
ерверков, победное знамя над Кремлем, радостная улыбка вои-
на-победителя.


Все ждали его возвращения. Оптимизмом дышали листы,
исполненные Н. Ватолиной, весной 1945 года («Ждем с побе-
дой!»). Женщина на плакате В. Иванова и О. Буровой «Отст-
роим на славу!» уверенно взялась за лопату, но, как и все в стра-
не, она нуждалась в помощи крепких мужских рук. 15
Известие о победе и окончании войны стало самым знаме-
нательным событием в истории страны. «Окно ТАСС» № 1233
«Удар в сердце», исполненное художниками Кукрыниксами,
подвело итог боевым действиям и продемонстрировало пора-
жение гитлеровской Германии в мае 1945 года. «Красной Армии
метла нечисть вымела дотла!» — арезюмировал В. Дени, напо-
миная всем свой пророческий плакат зимы 44-го года. Города
нашей Родины украсили многочисленные праздничные плака-
ты, выполненные В. Ивановым, В. Корецким, А. Кокореки-
ным, В. Климашиным, Л. Головановым. Художники, как и
весь народ, прославляли героев-победителей.


Плакат Великой Отечественной войны под залпы салютую-
щих орудий и всеобщее радостное ликование торжественно
уходил в историю. Его наполнила тема возвращения героичес-
ких воинов домой. «Родина, встречай героев!» — прозвучал при-
зывный лозунг с плаката Л. Голованова. М. Нестерова-Берзи-
на, Н. Ватолина, В. Иванов, Л. Голованов и другие художники
стали замечательными летописцами радостных встреч с побе-
дителями. Декоративные праздничные плакаты, посвященные
Дню Победы в Великой Отечественной войне, созданные
В. Ливановой, завершили плакатную летопись героических лет
борьбы за независимость родной земли.
Плакаты Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов
стали вкладом нашей страны в сокровищницу мирового худо-
жественного наследия XX века. Уже в годы войны советский
плакат был признан во всем мире вершиной агитационно-про-
пагандистского искусства. Несмотря на материальные труднос-
ти, сокращение печатных изданий и дефицит качественной бу-
маги, художники смогли «выковать мощное оружие», способ-
ное без промаха разить врага и объединить силы фронта и ты-
ла — армию и народ — для Победы над фашизмом.
Александр Шклярук

#Победа#Плакат#Война#ВоенныеХудожники#культураОнлайн

This entry was posted in 76 лет Победы, Виртуальные выставки, медиалекция, Новости. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий