Сегодня — день рождения елецкой художницы Григорьевой Екатерины Юрьевны.

Газета «Липецкие известия», 4 августа, 2021 — о елецком художнике Екатерине Григорьевой.
Елецкие купола и дворики Кати Григорьевой.
Старинные улочки Ельца, великолепные храмы, уютные дворики – какого художника они не побуждают на творчество? Люди искусства съезжаются сюда со всей страны для пленэров, любуясь старинной историей более, чем 1000-летнего города. Для меня это тема тем более интересна, что моя собеседница – ельчанка в четырех поколениях, член правления Липецкого отделения Союза художников Екатерина Григорьева, преподаватель колледжа искусств им. Т.Н. Хренникова. Её прадед – герой Советского Союза Виктор Александрович Карасев, почетный гражданин Ельца, чьим именем названа улица в Москве, а в Ельце на школе в его память установлена мемориальная доска, теперь там учится дочь Кати.
Атмосфера в городе для художников благодатная, В Ельце в разное время творили Николай Жуков, Василий Мешков, Виктор Сорокин, Александр Сорочкин; Николай Климов, Екатерина Григорьева – его преданная ученица.

  • Катя, для начала расскажите о себе, о своих предках, откуда ваши корни?
  • Два моих прадеда и их сестра были крепостными в селе Пальна-Михайловка Становлянского района. Упорно работая, они выкупили себя и сестру и перебрались в Елец, где стали преуспевающими купцами-коннозаводчиками, построили дом и конюшни. Дедушка мой, Василий Дмитриевич Зубанов прошел всю войну, орденоносец, участвовал в Сталинградской битве, воевал на Прохоровском поле. Бабушка моя, Варвара Васильевна – тоже фронтовичка, оперировала в военном госпитале, награждена орденами и медалями, в том числе, орденом Красной звезды. Папа – инженер, а мама – заведующая химической лабораторией на «Гидроприводе». Такая вот семья, я коренная ельчанка в нескольких поколениях.
  • Как вы начали рисовать и почему решили стать художником?
  • В детстве, как и многие, я представляла себе разные профессии, в том числе, хотела стать археологом. 9 лет отдала танцам, была солисткой ансамбля «Росинка» у Татьяны Сотниковой. А в 11 классе захотела стать дизайнером интерьеров или реставратором. Но в год, когда надо было поступать, эти факультеты оказались закрыты. Зато в нашем колледже искусств появился факультет «художник-педагог», и наш заслуженный художник России Николай Иванович Климов принял меня в свой класс. Я окончила колледж с отличием, и поступила в Липецкий педагогический институт на худграф, заочно, мои работы так же продолжал курировать Николай Иванович, окончила институт тоже с отличием.
  • А что это за история, о том как вы, будучи студенткой, во Франции побывали?
  • В 2008 году я приняла участие, по настоянию Николая Ивановича, в молодежном конкурсе «Свобода выбора» и заняла 2 место в номинации «графика». Выставка работ состоялась в Историческом музее в Москве. Мне позвонили, сказали, что работа моя прошла, и мы с мамой поехали в столицу. Побегали по залам музея, и не увидели моей картины, а потом оказалось, что её так красиво оформили в паспарту, что мы её поначалу даже и не узнали. Кроме меня, провинциалки, там была ещё одна девушка-победитель из такого же небольшого города, а так — только Суриковский институт, его студенты. Поощрением за конкурс стала поездка во Францию – по музеям и выставочным залам Парижа, Страсбурга и Лиона. 10 дней – они стали незабываемыми! Это был наш общий успех с учителем, кроме него и мамы об этом никто не знал, я никогда прежде не рассказывала, только теперь, спустя много лет.
  • Катя, скажите, почему вы пишите графику, а не работаете маслом?
  • У Николая Ивановича, пока училась, я слыла живописцем. Но однажды один из художников сказал, глядя на мои работы «Это все Климов», и я испугалась подражательства, вычеркнула масло из жизни, хотя думаю сейчас, спустя много лет, к этому вернуться, буду наверстывать. А в то время взялась за графику, в том числе – за литературные иллюстрации. Участвовала в Лермонтовской выставке в областном выставочном зале, в Бунинской выставке в Доме музыки, сейчас, по вашему предложению, работаю над книгой «Авиаторы света». Литература и живопись идут рука об руку. Но к маслу, непременно, вернусь.
  • Вы преподаете в художественной школе при колледже искусств имени Тихона Николаевича Хренникова и в самом колледже. Что самое главное, чтобы стать художником, что хотите видеть в своих учениках?
  • Главное – культурная «питательная среда». По статистике и моему жизненному опыту могу сказать: в профессию попадают не больше 20 процентов студентов, и так называемые «технические способности», особой роли в этом не играют. Им важно дать «культурное наполнение», правильный старт, чем бы они в жизни потом не занимались. Повторюсь: литература, живопись, музыка – суть одно – просто разные инструменты подачи, и это тот гуманитарный слой, который мы им даем, помогает позитивно жить дальше, если угодно, не делать зла, и держать удар, когда трудно. Стать художником – это таинство. Но даже те, которые просто соприкоснулись, уже становятся другими.
    У моего дяди, Валентина Васильевича Зубанова была прекрасная библиотека, и он приобщил меня к чтению. И сейчас, перечитывая ту же классику, нахожу в ней что-то другое, взрослею. Беседую с книгами, с классиками. Сейчас перечитываю Федора Михайловича Достоевского, на очереди Лесков, Пикуль.
  • Катя, с одной стороны, у вас сугубо реалистический стиль, а с другой – очень современная, пронзительная и лаконичная графика. Каких правил вы придерживаетесь, чтобы сохранить себя?
  • При том, что я преподаю и участвую в выставках, у меня есть семья, подрастает дочь, я не всегда готова к общению с людьми, особенно, с новыми. Главное для меня, моего творчества – сохранить свою ментальность и идентичность. Главное – верность своему роду, своему пути. А там уже как Бог даст.



  • Участие в выставках:
    2008г. Участие в выставке «Свобода выбора» г. Москва 2 место номинация графика.
    2012г. VIII областная выставка и II областной творческий конкурс, посвященный областному празднику День Художника.
    2015г.
    X областная выставка, посвященная областному празднику День Художника.
    2017г.
    Выставка-конкурс третьего Белгородского открытого фестиваля изобразительных искусств памяти заслуженного художника России С.С.Косенкова — финалист.
    Межрегиональная художественная выставка (г.Липецк) — участник.
    2018г.
    Международная выставка изобразительного искусства «Современное искусство-средство общения между народами мира» (Болгария, Италия, Россия) — участник.
    Межрегиональная молодежная художественная выставка «Мы и наше время» (г.Липецк) — участник.
    Всероссийская художественная выставка «Образ Родины-IV» (г.Орел) — участник.
    IV Межрегиональная выставка-конкурс «Прохоровское поле» (г.Белгород) — финалист.
    Выставка, посвященная 40летию Худграфа, (г.Липецк) — участник.
    XII Межрегиональная выставка художников Центрального Федерального округа. (г.Липецк) — участник.
    ХШ Всероссийская выставка ЦДХ, (г.Москва) — участник.
    2019г.
    Межрегиональный фестиваль изобразительных искусств (г.Курск) — участник.
    Областная художественная выставка «АРТ-Салон», (г.Липецк) — участник.
    Выставка художников СХР Липецкой области, (г.Курск) — участник.
    «Липецк 7» художественная выставка, (г.Владимир, г.Курск) — участник.
    Выставка-конкурс четвертого Белгородского открытого фестиваля изобразительных искусств памяти заслуженного художника России С.С.Косенкова (г.Белгород) — участник.
    2020г.
    Областная художественная выставка, посвященная «Дню художника» г.Липецк.
    Межрегиональная выставка, посвященная 150-летию И.А.Бунина, г.Воронеж.
    «Антоновские яблоки», посвященная 150-летию И.А.Бунина .г. Елец
    Персональная выставка Дом музыки. г. Липецк.

Григорьева Екатерина — преподаватель художественного отделения колледжа искусств им. Т. Хренникова, член Союза художников России, и нам довелось побывать в ее мастерской. Это и рабочий кабинет педагога, и мастерская, и очень удачное место для работы с натуры: в окнах чудесные виды древнего города.
Екатерина работает преимущественно в графике, и её графические листы всегда выделяются на любой выставке своим особым почерком, яркой, характерной образностью и сдержанным цветом. В мастерской и её работы, и работы многочисленных учеников; стоят удивительные натюрморты с ярко-синими наличниками, которые когда-то украшали окна старинных домов Ельца.
Екатерина работает с натуры, часто вместе со студентами на пленэре, ведь совсем рядом множество памятников архитектуры и деревянного зодчества, и для художника это — неисчерпаемый источник вдохновения.


Её учитель, Николай Иванович Климов, тоже трудился в стенах Елецкого колледжа, а по-старому стилю — училища культуры. Здесь и его работы: со стен мастерских смотрят на студентов герои композиций Мастера, служа высоким образцом для учащихся, донося до нас всех мысли художника, образы, его удивительное творчество. Семья Екатерины отсюда, из Ельца, история рода уходит в глубь нескольких столетий, и в её работах это прекрасно ощущается. Глубина, переосмысление натуры, серьезная работа с композицией — графика художницы заставляет задуматься, остановиться и «пережить» увиденное. У Екатерины есть «своё лицо» в творчестве, её работы узнаваемы и никогда не затеряются в общих экспозициях; изящная условность в изображении натуры, сдержанность в средствах выразительности — и это всегда привлекает и запоминается надолго.
Когда-то под полукруглыми сводчатыми потолками училища располагался госпиталь, и сегодня в этом месте ощущается дыхание ушедшего времени. Но в работах Екатерины Григорьевой всё оживает, природа и улицы древнего города заставляют зрителя остановиться и почувствовать несколько прекрасных мгновений переживания творчества — а это универсальный язык, которым художница владеет виртуозно.

Бурлей Нели, член СХР

This entry was posted in Виртуальные выставки, медиалекция, Новости, Современные художники. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий