Продолжаем публикацию книги Алексея Пискулина «КРУГ СВЕТЛЫХ ДНЕЙ». Праздники июня.

        ЗЕЛЕНЫЕ СВЯТКИ.

Здравствуй, Лето Красное!

В народе говорили:

Лето крестьянину – отец и мать.

Не жди лета долгого, а жди теплого.

Худое лето, коли солнца нету.

Что мне золото – светило бы солнышко!

Где тепло, тут и добро.

Красное лето никому не надокучило.

Летом каждый кустик ночевать пустит.

А еще говорили:

Летний день год кормит.

День прозевал, урожай потерял.

Лето пролежишь, зимой с сумой к соседу побежишь.

Летом дома сидеть – зимой хлеба не иметь.

Что летом соберешь, то зимой на столе найдешь.

Что летом ни урожается, все зимой сгожается.

Летом ногой копнешь, а зимой рукой возьмешь.

Июнь величали в народе светозаром, светлояром, разноцветом, хлеборостом. Июнь – месяц зарниц, светлейший месяц года, с яркими от лучистого солнца днями, теплыми светлыми вечерами и короткими ночами:

В июне день не меркнет, в июне день – с год.

Июнь еще называли «земляничник» – поспевает сладкая земляника.

Говорили:

В июне первую ягоду в рот кладут, а вторую домой несут.

Крестьянину в июне много работы:

Пришел июнь разноцвет – отбою от работы нет.

Июнь – пора сенокоса:

 Июнь с косой по лугам прошел,

А июль с серпом по хлебам побежал.

Говорили:

 В июне есть нечего, да жить весело:

Цветы цветут, соловьи поют!!!

На этот месяц в русском традиционном праздничном календаре приходились любимые народом праздники: Троица, Иван Купала, Петров день.

На сороковой день после Пасхи празднуется Вознесение Господне. Согласно Евангелию Иисус Христос после своего Воскресения пробыл на земле еще сорок дней, встречаясь с учениками, апостолами, рассказывая о царствии Божием, совершая чудеса.

На сороковой день в Иерусалиме Спаситель вознесся на горе Елеонской.

Русский народ по-своему воспринимал этот праздник. Люди верили, что Иисус Христос вместе с апостолами каждый год от Пасхи до Вознесения ходит по земле, заботясь обо всех православных христианах. Верили, что под видом странников они приходят к избам, поэтому все эти сорок дней запрещалось плевать на улицу, выкидывать туда мусор, чтобы не попасть в Христа и его апостолов. В эти дни старались особенно щедро раздавать милостыню, так как по народному представлению, Христос, вознесшись на небо, благословил нищих, велел им ходить по земле, славить его и получать за это пищу и кров.

В старинном духовном стихе пелось:

Светлое Христово Воскресенье

Дошло до Христова Вознесенья.

Возносился Христос на небеса

Со ангелами, с херувимами,

Со грозными серафимами.

Восплакалась тут нищая братия,

Возрыдала убогая сирота:

На кого ты нас, Господи, оставляешь,

На кого убогих спокидаешь?

Кто нас обует, оденет,

Кто нас теплом обогреет?

Дальше пелось, что Христос хотел дать нищим богатство, но Иоанн Златоуст отговорил его, так как: князья да бояре все равно отберут у бедняков «гору золотую, реку медовую, сад с виноградом».

Тогда Христос велел нищим славить его имя:

Ходить по селам, по городам,

Ходить по городам да пригородкам.

И все будут сыты и пьяны,

Все будут обуты и одеты,

И от темныя ноченьки укрыты.

И.М.Прянишников. Калики перехожие. 1870г.

В народе считалось, что от Пасхи до Вознесения открыты двери рая и ада: «отверзаются двери райския, разрешаются узы адския». В эти дни грешники могут встречаться с праведниками, души умерших приходят в дома живых:

С Пасхи до Вознесенья всему миру сведенья.

Поэтому Вознесенье считалось поминальным днем. Умерших поминали блинами, крашеными яйцами и поминальными хлебцами-лесенками, которые, по народным представлениям, помогали Христу и всем прибывшим с Того Света душам поскорее попасть на небо.

На Верхней Волге, например, гадали в этот день о своей посмертной судьбе: бросали на пол хлебец в виде лесенки с семью ступеньками и по количеству ступенек, оставшихся целыми, смотрели, на какое небо попадешь после смерти. Если все семь ступенек оставались целыми, верили, что попадешь прямо в рай.

В этот праздник исполнялось большое количество обрядов, связанных с плодородием земли. Служили молебны о благоденствии, часто они проходили у ржаного поля. По окончании молебна девушки и женщины шли в поле «провожать Христа». Там они ели ритуальную пищу: яйца, блины; подбрасывали вверх хлебец-лесенку, приговаривая:

Рожка, рожка, схвати Христа за ножки!

Христос, иди на небеса, ржицу возьми за колосок.

В некоторых местах женщины катались по полю, приговаривая:

Расти, расти, трава, к лесу, а рожь к овину!

Выполняя эти обряды, крестьянки надеялись на хороший урожай.

Любимым народным летним праздником является Троица. Празднуется она на пятидесятый день после Пасхи. Традицию широко праздновать Троицу ввел на Руси Сергий Радонежский. Для его современников идея единства пресвятой Троицы соотносилась с идеей единения всех русских земель.

В народной же среде на период празднования Троицы накладывались древние славянские обряды почитания священных рощ, духов и божеств растительного мира и почитания священных предков, после смерти ушедших в мир природы. По мнению ученых, некогда у славян-язычников существовал единый весенне-летний празднично-обрядовый комплекс, который начинался в марте и заканчивался ко времени летнего солнцестояния. По мере христианизации Руси некогда единый комплекс распадался, и его обряды стали привязываться к датам крупных православных праздников.

Основными составляющими празднования Троицы были ритуалы, связанные с культом растительности, поминовение умерших, девичьи гулянья.

 В Черноземье главным событием Троицы было лесное гулянье. Эта любимая народом традиция сохраняется и в наши дни. Лесное застолье и гулянье в Троицу — яркий пример сохранения в современном обществе древних обрядов. Сейчас оно зачастую воспринимается как веселый пикник, и мало уже кто задумывается, что восходит эта традиция к древним славянским ритуалам, проводившимся в почитаемых священных рощах.

Традиционным объектом почитания в эти праздничные дни была береза. В поверьях русского народа она выступает как счастливое дерево, приносящее добро, оберегающее от зла, нечистой силы, изгоняющее болезни. Береза символизирует женское начало, она считалась покровительницей девушек и молодых женщин. С этими представлениями связаны обряды завивания березки и кумления девушек.

В четверг перед Троицей, который назывался «Семик», девушки с песнями шли в лес, на берег реки или к ржаному полю, выбирали там красивую березу с длинными, плакучими ветвями и начинали завивать их, то есть скручивать ветви друг с другом, заплетать в косы, связывать несколько веток ленточками. После этого вокруг березы водили хороводы и устраивали пиршества. Основными кушаньями были яйца, яичница, пироги и пиво – традиционные весенне-летние ритуальные блюда. Мужчин на такое пиршество не допускали. В Троицу девушки расплетали березовые ветви и опять устраивали праздничную трапезу. В этом обряде береза символизирует девичью судьбу от девичества с его красованием до замужества с обрядовым расплетанием косы перед свадьбой.

В период троицких празднеств девушки могли и покумиться, то есть стать близкими подружками на всю жизнь. Для этого они подходили с двух сторон к завитому на березе венку, трижды целовались через него, обменивались нательными крестиками и небольшими подарками: лентами, крашеными яйцами. Считалось, что покумившиеся девушки вступали в особое духовное родство.

Широко соблюдалась на Руси традиция украшать жилище березовыми ветвями. В наших краях кроме березы большим почитанием в Троицу пользовался клен, это почитание восходит к древним верованиям многих европейских народов, которые наделяли клен сакральными свойствами.

Береза воспринималась и как дерево, связанное с потусторонним миром и душами умерших.  В Псковской области, например, еще в 90-х годах XX века существовало поверье, что в троицкую субботу на ветви березы, которыми в Троицу украшали дом, прилетают в виде кукушки души умерших родственников. Обряды, связанные с поминовением умерших родственников, приурочивались к субботе накануне Троицы и особенно были распространены на северо-западе России, а также в некоторых центральных и северно-русских областях. В наших же краях на первый план выходила природная составляющая этого праздника: посещение леса, гулянья, обряды, связанные с почитанием растительного мира.

Понедельник, следующий за Троицей, — Праздник сошествия Святого Духа. В народе он назывался  Духов день. На Руси верили, что вечером в Троицу на землю спускается святой дух.  Считалось, что в этот день нельзя беспокоить землю: копать, засевать, втыкать палки, так как  святой дух разлит по всей земле.

Время между Троицей и Петровым днем часто называли в народе Зеленые святки. Зимние святки были связаны с периодом зимнего солнцестояния, кульминацией зеленых святок был день летнего солнцестояния и связанный с ним праздник Иван Купала. Периоды зимнего и летнего солнцестояния являлись важными вехами русского народного календаря, так как почитание солнца, солярные культы были одними из главных в славянских традиционных верованиях.

Зеленые святки — время достижения природой наивысшей точки своего развития. В небе ярко светит солнце; вода в реках и озерах становится теплой; травы и деревья прекрасны в своем цветении; вся природа наполняется чудодейственной силой.

#ХудожественныйМузей#Елец#культура48#КругСветлыхДней

This entry was posted in "Круг светлых дней" (книга А.А. Пискулина), медиалекция, Новости. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий