Праздники и обряды Великого поста.

Продолжаем публиковать книгу историка, этнографа, сотрудника Елецкого краеведческого музея Алексея Пискулина «КРУГ СВЕТЛЫХ ДНЕЙ» — русские народные праздники, традиции, обряды, верования и поверья, а также региональные историко-культурные особенности Черноземья.

Борис Кустодиев. Масленица

В начале прошлого века крестьянин Задонского уезда тогда еще Воронежской губернии Столяров так описывал переход от Масленицы к Великому посту:
«После шумного, почти трехдневного веселья, достигшего высшей точки в Прощеное воскресенье, все оборвалось вдруг, как обрывается струна скрипки у музыканта в самый патетический момент.


Гул толпы, говор, шутки, прибаутки, песни, пляски прекращались, и молчание царило во всем селе. Изредка кто-нибудь пройдет спешным шагом по своим делам. Школьники не ходили в школу на первой неделе поста. Они говели и готовились к исповеди и причастию, то есть целую неделю ходили на церковные службы. В эти дни поста и молитвы мы действительно чувствовали себя грешниками и молили Господа Бога не отвергать наших молитв, допустить к покаянию, простить и сподобить принятия святых Тайн».

Яркую и проникновенную картину поста в прежней России дал писатель Василий Никифоров-Волгин. Уже после революции, в изгнании, он вспоминал:
«Редкий великопостный звон разбивает скованное морозом солнечное утро. … Под ногами скрипит снег, как новые сапоги, которые я обуваю по праздникам. Чистый понедельник. Мать послала меня в церковь и сказала с тихой строгостью: «Пост да молитва небо отворяют». Иду через базар. Он пахнет Великим постом: редька, капуста, огурцы, сушеные грибы, баранки, снетки, постный сахар… Из деревень привезли много веников (в чистый понедельник была баня). Торговцы не ругаются, не зубоскалят, не бегают в казенку за сотками и говорят с покупателями тихо и деликатно:
– Грибки монастырские!
– Венички для очищения!
– Огурчики печорские!
– Снеточки причудские!
От мороза голубой дым стоит над базаром. Увидел в руке проходившего мальчишки прутик вербы, и сердце охватила радость: скоро весна, скоро Пасха!».
В то же время, традиционные народные обряды, приходившиеся на период Великого поста, содержали в себе те же мотивы, что и на Масленицу: ожидание весны и тепла, стремление приблизить их наступление, пробуждение земли после зимнего сна.

Середина Великого поста (среда на четвертой крестопоклонной неделе) называлась «Средокрестье». В этот день пекли особое обрядовое печенье, которое называлось «крестец» или «хрестец». Оно имело форму круглой лепешки с тринадцатью перекладинками из теста на ней, напоминающих снопы, которые символизировали будущий урожай. Такое печенье имитировало укладку снопов на жниве. Крестцы хранили до начала весенних земледельческих работ. Потом их запахивали в поле или, раскрошив, разбрасывали по полю, скармливали лошадям, на которых пахали, иногда их съедал сам сеятель. Все это должно было обеспечить хороший урожай.
Крестцы пекли, в основном, в Центральной России, зато повсеместно в каждой семье к завтраку, в средокрестье, подавали выпечку в форме крестов.

Другой обычай средокрестного дня назывался «кресты кричать» или «окликать говенье» (то есть окликать пост). Дети и подростки бегали от дома к дому, становились под окна и кричали:
Половина поста переломится – хрен да редька переводится!
За это к радости детей их угощали вкусной выпечкой в виде крестов.
Средокрестье приходится на один из дней марта, а в этом месяце, как говорили на Руси, «грач зиму расклевал», то есть зима постепенно уступает свои права.
Поэтому 1 марта на день Евдокии-капельницы, а затем 4 марта на Герасима-грачевника принято было готовить особые хлебы в виде грачей, которые называли «грачики». В народе считалось, что в день Евдокии-капельницы снег получает особую целительную силу. С пригорков собирали снег и талой снеговой водой поили больных от разных недугов.
С этого дня начинали готовиться к грядущим сельскохозяйственным работам, говорили:
Пришли Евдокеи – мужику затеи: соху точить, борону чинить.
В день преподобного Герасима раньше обычно прилетали в наши края грачи – первые весенние птицы. Люди примечали:
Увидал грача – весну встречай.
Считалось также, что в этот день кикиморы делаются смирными и ручными. Кикиморы в народных верованиях – маленькие невидимые домашние духи. В отличие от домового их считали исключительно отрицательными существами: вредными, беспокойными, шумными, наводящими беспорядок в доме. Обычно их якобы насылали в дом колдуны по своему почину или по просьбе завистников и недоброжелателей. В день Герасима-грачевника кикимор можно было изгнать из дома, самостоятельно или, обратившись к знающему человеку, при помощи особых заговоров.

22 марта день памяти сорока мучеников, в Севастийском море мучившихся. В народе этот праздник называли «Сороки» и связывали с пробуждением природы от зимнего сна. Считалось, что в этот день в мир приходит тепло. Вместе с наступлением тепла прилетают птицы во главе с жаворонком или куликом и приносят на своих крыльях весну. В народе говорили:
Прилетел кулик из-за моря, принес весну из неволья.
На сорок мучеников сорок сороков птиц весну несут.
В древности русские люди были уверены, что птицы прилетают из «Вырия», в нашей мифологии – это славянский рай.

В этот день по всей Руси делали печенье в виде птичек. В разных местах оно называлось по-разному: кулики, чибрики, снегирьки, воробушки, тетерки. В наших краях такое печенье называют жаворонками. Печенье раздавали всем членам семьи, поздравляя с приходом весны. В некоторых районах Черноземья хозяйки дома поднимались на крышу с жаворонками в руках и кричали:
Жаворонки, жаворонки, прилетите! С собой весну красну принесите!

Иногда обрядовые действия с жаворонками сопровождались специальными песнями – Веснянками или Веснушками. Они исполнялись детьми и девушками. Рано утром, получив от матери только что испеченные жаворонки, дети раскладывали их на высокие места: на крыши домов, амбаров, сараев, на стога сена, нанизывали на ограды и пели:
Жавороночки, прилетите к нам,
Принесите нам лета теплого, хлеба доброго.
Или:
Кулики, кулики куликали,
Весну красну закликали:
Весна красна, на чем пришла?
На сохе, бороне, на кривой кочерге,
На жердочке, на бороздочке,
На ржаном колоску,
На пшеничном пирожку!
В Сороки проводилось много обрядовых действий, направленных на достижение успехов в крестьянском труде, и связанного с этим благополучия. Так, иногда обрядовую выпечку использовали для того, чтобы определить семейного засевальщика – человека, который бросит в землю первую пригоршню зерна во время весеннего сева: по поверью, от его легкой руки зависел будущий урожай. Хозяйка дома предлагала всем мужчинам семьи, даже маленьким мальчикам и старикам, взять из лукошка жаворонка; в одном из них была запечена монетка. Человек, которому попадался жаворонок с монеткой, считался избранным в засевальщики Богом. Обычай печь жаворонков сохраняется и по сей день.
В Покровском районе Орловской области такое печенье называют «кулики». Студентка ЕГУ им. И.А.Бунина, отвечая на вопросы этнографической анкеты, рассказывает, что у них с такими «куликами» становятся на стог и «закликают» – зовут весну. Другая студентка, из деревни Панкратовка Измалковского района Липецкой области, со слов «бабушек», рассказывает, что раньше дети бегали с «жаворонками» по улицам, залезали на крышу, зазывали солнце, весну. «Жаворонков» съедали, а головки от них приносили матери. Этот обряд очень древний и является характерным для Орловской губернии, в которую и входила территория нынешнего Измалковского района.
В 60-х – 70-х годах XX века в Ельце еще сохранялся русский городской обычай держать птиц: было огромное количество голубятников, ловили и покупали щеглов, чижей, репнухов. Мелких лесных птиц, согласно давней общерусской традиции, принято было выпускать на волю в праздник Благовещенья.

#ХудожественныйМузей#Елец#культура48#культураонлайн
#Кругсветлыхдней

This entry was posted in "Круг светлых дней" (книга А.А. Пискулина), Новости. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий