Художник-график Белавин Николай Александрович (1912 — 1993).


Человек непростой судьбы, Николай Александрович Белавин родился 6 (19)декабря 1912 г. в слободе Капустин Яр Царевского уезда Астраханской губернии и был
последним восьмым ребёнком в семье священника А. Т. Белавина.

Во время революционных событий 1917-1920 гг. два старших брата художника вступили в ряды
Белой армии, средний брат – Красной. Отец художника — А. Т. Белавин был признан контрреволюционным элементом. В 1925 г. семья Белавиных переехала в Астрахань,
рассчитывая на помощь проживавших в городе родственников. Александру Тимофеевичу с трудом удавалось находить низкооплачиваемые должности. В это время Николай учился в школе имени Клары Цеткин.

По рассказам родственников мальчик рано проявил свои способности к рисованию, практиковал рисование карикатур и заказных картинок для одноклассников, в обмен на выполнение ими его домашних заданий, а также занимался оформлением школьной стенгазеты и был членом редколлегии. В 1929 г. отец художника был арестован. Избегая аналогичной участи,
окончивший к тому времени семь классов школы, Николай вместе с братом Павлом были вынуждены уехать из Астрахани в г. Ходжент. Там семнадцатилетний Николай
самостоятельно зарабатывал себе на жизнь, сначала на должности художника-оформителя в местном цирке, а затем чернорабочим в отделе технических изысканий
Среднеазиатского Желдорстроя. В 1930 г. Николай Александрович переезжает в Москву для поступления в Редакционно-издательский техникум ОГИЗ, который
успешно заканчивает в 1932 г. Одновременно с этим он работает аэрографистом на Московской кинофабрике Союзкино.
До 1941 г. Николай Александрович много и продуктивно работал, в том числе оформлял выставку «История марксизма-ленинизма» в Московской Государственной
Консерватории. В составе бригады Н.А. Белавин участвовал в создании двенадцати панно для Военно-юридической Академии Красной Армии, а в феврале занимался
оформлением выставки Института Мозга.

28 августа 1941 г. Белавин был призван в ряды Красной Армии и по окончании подготовки отбыл на фронт, в качестве стрелка отдельного стрелкового батальона. Зимой 1941-1942 гг., при отступлении советских
войск Николай Александрович попал в плен. Спасением для художника послужило то, что пропагандистская машина Вермахта нуждалась в русскоязычных
квалифицированных кадрах. Благодаря профессии художника и знанию немецкого языка Белавин оказался на работах в Баварском городе Бамберг. После освобождения
Баварии весной 1945 г. союзными американскими войсками и прохождения фильтрационного лагеря Николай Александрович числился освобожденным советским
военнопленным, после чего был направлен командованием в действующую армию.
Свою военную службу Н.А. Белавин закончил осенью 1945 г. в польском г. Легница (Лигниц). После демобилизации Николай Александрович жил с семьёй в Москве, но спустя год был арестован и 13 января 1947 г. осужден по статье 58-1б Уголовного Кодекса РСФСР с лишением свободы на десять лет и поражением в правах на пять лет. Как человек, имевший опыт железнодорожного строительства, Н.А.Белавин был направлен в распоряжение Восточного управления строительства и лагерей БАМ.
К тому времени ГУЛЖДС возобновило строительство железнодорожной линии Ургал – Комсомольск-на-Амуре и ее ключевого объекта – Дуссе-Алиньского тоннеля. Прибыв
к месту заключения, Н.А.Белавин был распределен в 601-ю колонну восточного участка строительства, где находился в период с 1947 по 1950 г. После консервации строительства Белавин вместе со своей колонной направляется на сооружение участка Комсомольск — Мыс Лазарева (ж.д. линии Комсомольск — Победино).

Из заключения он отправлял семье самодельные открытки, а после освобождения привез домой несколько лагерных пейзажей. Сохранились четыре авторские лагерные открытки с поздравлениями для дочери, выполненные в период 1950—1954 гг., а также несколько натурных рисунков на японских почтовых карточках с детально прорисованными пейзажами строительства Дуссе-Алиньского тоннеля.
3 сентября 1954 г. по решению Хабаровского Крайсуда Белавин был условнодосрочно освобожден и приехал в г. Саратов к дочери.
В апреле 1955 г. Белавин возвратился к жене и сыну в Москву и устроился сначала на временную работу по
оформлению Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в павильоне «Ленинград и Северо-Западные области», а в конце года на должность художника в кооперативную
промысловую артель «Московский металлист». В свободное от работы время он писал природные и городские пейзажи, чаще всего это были Москва и Подмосковье.

В 1959 г. Николай Александрович работал в области создания производственного плаката, а в 1961 г. Белавин устроился на работу художником в оформительский цех Живописной творческой мастерской г. Химки Московской области и долгие годы выполнял для нее различные временные работы.

В 1965 г. после создания Всесоюзного Общества Охраны
Памятников Истории и Культуры (ВООПИК) Николай Александрович начал своё многолетнее и плодотворное сотрудничество с этой организацией, много ездил по
стране и писал крепости, храмы, монастыри, городские пейзажи.
Выполнение работ по заказу ВООПИК открыло художнику двери к выставочной деятельности. Николай Александрович начал много работать в офорте, литографии и
других графических техниках. С этого времени он окончательно выбрал для себя жанр архитектурного пейзажа и начал создавать серийные работы, объединяя их в графические альбомы. Известны его альбомы: «Астрахань», «Архитектурный
заповедник (Кострома)», «Судакская крепость», «Древний Каменец-Подольский», «Аккерман», «Крепость Нарын-Кола, Дербент», «Галич и Солигалич», «Новый
Иерусалим» и другие.

Трижды Николай Александрович подавал заявление о
вступлении в Союз художников, но получал отказы. В качестве путешественника Николай Александрович возвращался к местам своего заключения, о чем
свидетельствует рисунок 1977 г. с изображением залива Петра Великого на Дальнем
Востоке.

За долгую творческую жизнь Николай Александрович неоднократно обращался к созданию изображений церковной архитектуры. Кроме отдельных церквей
он писал монастыри: Кирилло-Белозерский, Ферапонтов-Белозерский, БогородицеРождественский, Иосифо-Волоколамский, Спасо-Преображенский Крестовоздвиженский, Соловецкий, Мукачевский Свято-Николаевский, СпасоБородинский и Ново-Иерусалимский и Троице-Сергиеву Лавру.
Последней большой работой Н.А. Белавина стал графический альбом «Возрожденные храмы Саратовской епархии» 1992 г., состоящий из 24 отдельных листов. Экземпляр альбома был передан Саратовскому
государственному художественному музею им. А.Н. Радищева в 1996 г., и хранится в
архивах музея.

Н.А. Белавин ушел из жизни 1 февраля 1993 г. и был похоронен на кладбище в г. Пушкин Московской области. Его талант не остался незамеченным.
Несмотря на происхождение из семьи священнослужителя контрреволюционного элемента, немецкий плен и осуждение за измену Родине, связанные с этим ограничения
в доступе к публикациям и выставочной деятельности, работы Н. А. Белавина хранятся во многих музеях страны.
Вместе с тем, имя талантливого художника-графика до сих пор известно только узкому кругу специалистов. Н.А.Белавин, будучи ярким выразителем идей сохранения
исторического наследия, внёс значительный вклад в развитие жанра русского графического архитектурного пейзажа, а также стал непосредственным участником и
летописцем сооружения уникального объекта Дальневосточной железной дороги – Дуссе-Алиньского горного тоннеля.

Отдельное место в биографии художника занимают творческие поездки по территории СССР. Во время поездок Белавин делал зарисовки карандашом и акварелью, а впоследствии оформлял графические работы в тематические альбомы. Особо часто в творчестве художника встречаются изображения различных памятников архитектуры.

( биография художника взята из интернета)

В Ельце художник был в 1986 году.

В фондах елецкого краеведческого музея хранятся 9 работ этого замечательного мастера.

Владимирский храм.
Лучковская Иверская церковь.
Елец. Рождественская церковь.
Елец. Покровская церковь.
Елец. Великокняжеская церковь.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Елец. Введенская церковь.
Елец. Успенская церковь.
Елец. Вознесенский собор.

This entry was posted in 70 лет Липецкой области, 878 лет Ельцу, Виртуальные выставки, медиалекция, Новости, Объекты культурного наследия Ельца, включенные в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации., Современные художники. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий