Спасённые шедевры России. Керамика

Спасённые шедевры России. Керамика. Документальный фильм. По заказу АО «ЦТВ». Производство: Студия Град (History Lab). © 2018

«Музей-усадьба Кусково», расположенный на юго-востоке Москвы, сегодня является крупнейшим в России музеем керамики. Его собрание почти в два раза превосходит коллекцию Эрмитажа или Дрезденской галереи. Многие десятилетия реставрацию этой уникальной коллекции проводят специалисты центра имени Грабаря. В фильме «Керамика» из цикла «Спасенные шедевры России» впервые показаны технологии и приемы, с помощью которых реставраторы возвращают к жизни хрупкие керамические сосуды, фарфоровые скульптуры и стеклянные вазы.

Реставрация керамических изделий

Основную массу находок, добываемых археологическими экспедициями, как правило, составляет керамика. Глиняные изделия, которые встречаются на античных памятниках, представлены в основном различными сосудами – это преимущественно амфорная тара и столовая посуда. Однако среди изделий из глины можно выделить и другие типы: терракотовые статуэтки, большие керамические бочки – пифосычерепицу, а также части архитектурных деталей.

Пифос in situ, раскоп «Нижний город»

В основном керамический материал находят уже в виде разрушенных изделий или отдельных их фрагментов, которые не воспринимаются как целые единые объекты.

В зависимости от конкретного исторического периода эстетические представления и вкусы своего времени диктовали тенденции в приемах реставрационной практики. Так, в XIX веке – время больших археологических открытий, когда особенно возрос интерес к материальной культуре античности, реставраторы старались воссоздать первозданный облик керамических изделий, тщательно скрывая все повреждения, приобретенные предметом с течением времени.

Процесс механической расчистки

В настоящий момент принципы и методика реставрационной деятельности значительно изменились. Главной задачей реставраторов является укрепление изделия и сохранение его формы без значительных вмешательств в памятник.

Однако реставрация керамических изделий не ограничивается исключительно восстановлением целостности сосудов и прочих керамических находок и состоит из нескольких этапов.

Первый этап

Важный процесс, который предшествует воссоединению фрагментов сосуда – избавление от солей. Дело в том, что почвы Таманского полуострова имеют высокую засоленность. Соли проникают в поры керамических изделий и сосуд после изъятия его из земли становится очень хрупким. Для того чтобы избежать возможных повреждений сосудов, черепки перед склеиванием погружают в дистиллированную воду и меняют до тех пор, пока соли полностью не растворятся. Уровень засоленности воды проверяют с помощью специального измерительного прибора – кондуктометра.

фрагмент чернолакового сосуда, погруженный в дистиллированную воду

Второй этап

После реставраторы приступают к воссозданию целостной формы изделия. Сегодня важным требованием для реставрации любых предметов является обратимость всех материалов. Для склеивания фрагментов разрушенных сосудов используют полимерные клеи, например, поливинилбутираль. Этот полимер характеризуется высокой прочностью и гибкостью, не растворяется в воде, но при этом он легко растворяется в органических растворителях (эфиры, спирты, кетоны и др.)

Реставрация лепного горшка, вторая половина II в. до н.э. ФМ-КП 115 45 АН 461 ГК

Третий этап

В зависимости от сохранности изделия в некоторых случаях требуется восстановить утраченные части памятника. С одной стороны, это связано с эстетическим восприятием произведения, когда утраты значительно искажают его форму. С другой стороны, восполнение утрат обусловлено необходимостью укрепления и дальнейшей консервации изделия. Например, склеенные амфоры со значительными утратами в скором времени могут расклеиться и вновь разрушиться, поскольку давление массы сосуда распределяется исключительно на сохранившиеся черепки.

Для восстановления утрат на сосуде или других керамических изделий применяют догипсовку — это восполнение поврежденных или несохранившихся участков гипсовым раствором, из которого и восстанавливают фрагменты изделия с последующей обработкой этих мест до законченного состояния.

Догипсованная терракотовая статуэтка, ФМ-КП 52 38 А 1913 ГК

Затем гипсовые части изделия могут тонироваться в соответствии с общей цветовой гаммой будущего экспоната. Однако, согласно современным принципам реставрации, восстановленные части должны быть заметны и отличимы от оригинального произведения, но при этом органично вписываться и не искажать общий художественный облик произведения.

Протома с тонированной догипсовкой, вторая четверть V в. до н.э., ФМ-КП 52 18 А 1893 ГК 15291441

https://dzen.ru/a/YqGVFNNtknKvud2s

#реставрация#история#керамика #история

This entry was posted in медиалекция, Новости, Спасённые шедевры России. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий