Работы нашего земляка — Н.П. Ульянова — на выставке в Третьяковской галерее.

В Третьяковской галерее проходит выставка, посвященная 150-летию со дня рождения Николая Ульянова (1875-1949) – живописца, графика, художника театра, автора мемуаров и эссе. Он был одним из лучших учеников блестящего портретиста В.А. Серова и талантливым педагогом. Выставка проходит в Лаврушинском переулке, 12, 3 этаж.
Творчество Ульянова впитало в себя влияния стиля модерн, ар-деко, кубизма и неоклассицизма. Художник сотрудничал с К.С. Станиславским, В.Э. Мейерхольдом, создавал декорации к театральным постановкам по пьесам А.С. Грибоедова «Горе от ума», М.А. Булгакова «Мольер», «Дни Турбиных», к оперетте Ж. Оффенбаха «Орфей в аду». В советские годы наибольшую известность получила его серия графических работ «Пушкин в жизни» и картина «А.С. Пушкин и Н.Н. Пушкина перед зеркалом на придворном балу». За портрет «К.С. Станиславский за работой» (1947, Третьяковская галерея) была присуждена Сталинская премия.

За прошедшие десятилетия произведения Н.П. Ульянова лишь изредка покидали запасники, имя художника оказалось незаслуженно забыто. Задача проекта – представить творческий путь мастера, показать масштаб дарования и его роль в русском искусстве.

В состав выставки вошли произведения из коллекции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина, Елецкого государственного краеведческого музея, Саратовского художественного музея им. А.Н. Радищева, а также частных фондов и собраний.

Николай Ульянов. Искусство без манифеста

На протяжении жизни художник пробовал себя в самых разных жанрах и везде создавал выдающиеся произведения. Творчество Ульянова впитало в себя влияния стиля модерн, ар-деко, футуризма, кубизма и неоклассицизма. Его некоторые работы всплывали только на выставках, а вот такая полная ретроспектива многообразного творчества показывается впервые.

Николай Ульянов. Женщина с собаками. 1897. Холст, масло. ГТГ.
Николай Ульянов. Женщина с собаками. 1897. Холст, масло. ГТГ.

Так как мы мало знаем этого художника, то считаю уместным представить картины с выставки в рамках летописи его жизни. Так будут понятнее творческие изыскания художника. Итак, родился Николай Павлович Ульянов 19 апреля 1875 года в городе Ельце Орловской губернии. Отец – Павел Сулимович, бывший дворовый крепостной, после освобождения крестьян стал фельдшером. Мать – Харина Ивановна, кружевница. В семье помимо Николая было ещё трое детей. С 1888 года Николай находится на обучении в Москве, сначала в иконописной мастерской, а затем в общеобразовательном классе Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ).

В 1897 году преподавателем натурного класса в МУЖВЗ становится Валентин Серов, а в 1901 году вместе с Константином Коровиным он возглавил портретно-жанровую мастерскую. В апреле 1900 года Ульянов представил на конкурс импрессионистический пейзаж «Чистые пруды», где воссоздал праздничную атмосферу весеннего дня на бульваре. За эту работу он был удостоен серебряной медали и звания неклассного (свободного) художника, но продолжил заниматься в мастерской Серова.

Николай Ульянов. Чистые пруды. 1900. Холст, масло. ГТГ.
Николай Ульянов. Чистые пруды. 1900. Холст, масло. ГТГ.

В мастерской Ульянов исполнял обязанности старосты и часто помогал Серову подбирать моделей для занятий. В мемуарах он с гордостью признавался: «Натурщицы у нас позируют самые лучшие. Стоило немалых трудов впервые наладить в Москве дело с обнажённой женской моделью». Ульянов неоднократно наблюдал за тем, как Серов, подготавливая очередное задание для учащихся, подолгу подбирал позу натурщицы для новой постановки. Например, на занятиях живописью он ставил модель в условия, выявлявшие особенности освещения и цвета. Порой он даже помещал обнажённую натурщицу в полутёмном углу мастерской, где чёткость контуров смягчалась, почти исчезала, что было важно для понимания различия между живописным и графическим началом.

Николай Ульянов. Обнажённая натурщица. В мастерской В.А. Серова. 1902. Холст, масло. ГТГ.
Николай Ульянов. Обнажённая натурщица. В мастерской В.А. Серова. 1902. Холст, масло. ГТГ.

Эти идеи наставника обрели зримое воплощение в этюде Ульянова «Обнажённая натурщица. В мастерской В.А. Серова». Женщина с великолепными рыжими волосами замерла, склонившись над табуретом и перебирая лежащий на нем реквизит. Абрис ее распущенных волос с причудливо уложенной прядью восходит к стилистике модерна, формирующейся в эти годы в России. Колористическое решение строится на гармонии оттенков серого цвета, оживлённой включением пятен охристых тонов, которые задают особый ритм изображению. Сдержанная серебристая гамма, смакование «вкусного мазка» шли отчасти от Серова, отчасти от К.А. Коровина, «первого гурмана живописи», по наблюдению И.Э. Грабаря, вывезшего эти «приёмы из Парижа и заразившего вскоре всех своих московских друзей». Ульянов относил работу к периоду своих экспериментов с колоритом, названному им «светлым монохромом».

Николай Ульянов. Модель и конь Селены. 1903. Холст, масло. Частное собрание, Москва.
Николай Ульянов. Модель и конь Селены. 1903. Холст, масло. Частное собрание, Москва.

А вот картина «Модель и конь Селены», как воспоминал Николай Ульянов, подсказала Валентину Серову замысел его произведения «Похищение Европы».

Николай Ульянов. Принцесса. 1905. Холст, масло. ГТГ.
Николай Ульянов. Принцесса. 1905. Холст, масло. ГТГ.

Эта прекрасная, как веласкесовская инфанта, «Принцесса», написанная в стилистике мирискусников, с 2010-х годов находится в постоянной экспозиции Третьяковской галереи.

Понятно, что в ранний художественный период Ульянов ориентировался на творчество учителей. Об этом свидетельствуют его «белофонные» работы, колорит которых строится на сочетании оттенков серого цвета с включением охристых мазков, характерном для творчества Серова. Но в какой-то момент начинающему художнику становится тесно в рамках живописной манеры Серова, и Ульянов создаёт цикл «чернофонных» портретов, где использует выразительные средства, подсказанные творчеством французского живописца Эжена Каррьера, но сохраняет отточенный рисунок, привитый ему Серовым.

Николай Ульянов. Портрет А.С. Глаголевой (жены художника). 1904. Холст, масло. ГТГ.
Николай Ульянов. Портрет А.С. Глаголевой (жены художника). 1904. Холст, масло. ГТГ.

Николай Ульянов всегда совмещал в себе рисовальщика и живописца, и обе эти области творчества воспринимал как самостоятельные. В начале 1906 года он начинает серию графических портретов, которую будет продолжать много лет, а в конце года экспонирует свои работы на русской художественной выставке, организованной С.П. Дягилевым в Париже и Берлине.

Николай Ульянов. Портрет Т.А. Савинской. 1911. Картон, уголь, карандаш. ГРМ. - Женский портрет (Портрет В.С. Крафт). 1913. Бумага на картоне, уголь, пастель, мел. ГТГ.
Николай Ульянов. Портрет Т.А. Савинской. 1911. Картон, уголь, карандаш. ГРМ. — Женский портрет (Портрет В.С. Крафт). 1913. Бумага на картоне, уголь, пастель, мел. ГТГ.

Татьяна Александровна Савинская – танцовщица-босоножка, ученица Е.И. Рабенек. В 1912 году организовала собственную студию, где начала эксперименты по синтезу пластики и поэзии.

Николай Ульянов. Портрет В.Э. Мейерхольда. 1906-1907. Холст на бумаге, масло. Театральный музей Бахрушина. - Телефонный разговор. Всеволод Мейерхольд. 1929. Бумага, карандаш, тушь, кисть. Коллекция Егорова, Москва.
Николай Ульянов. Портрет В.Э. Мейерхольда. 1906-1907. Холст на бумаге, масло. Театральный музей Бахрушина. — Телефонный разговор. Всеволод Мейерхольд. 1929. Бумага, карандаш, тушь, кисть. Коллекция Егорова, Москва.

Поздней весной 1907 года Николай Ульянов вместе с женой, А.С. Глаголевой, и с Е.В. и П.П. Муратовыми выехал в свою первую поездку в Италию. Путешествие началось в Венеции, затем друзья отправились во Флоренцию, а по пути посетили Равенну, Падую, Болонью и другие города северной и средней части страны. Перед поездкой на настроения художника серьёзно повлияла философия М. Метерлинка. Именно метерлинковскими настроениями окрашена акварель «Падуя. Химера». Средневековый грифон, как воплощение приговора судьбы возвышается над прильнувшей к его постаменту женской фигуркой. Думается, неслучайно из двух грифонов, фланкирующих лестницу, Ульянов выбрал того, который сжимает в когтях всадника.

Николай Ульянов. Падуя. Химера. 1907. Бумага, акварель, карандаш. ГТГ.
Николай Ульянов. Падуя. Химера. 1907. Бумага, акварель, карандаш. ГТГ.
Николай Ульянов. Равенна. Пинета. 1907. Бумага, акварель, тушь, перо. ГТГ.
Николай Ульянов. Равенна. Пинета. 1907. Бумага, акварель, тушь, перо. ГТГ.

П.П. Муратов, друг и биограф Николая Ульянова, писал, что после смерти В.А. Серова художник «отчасти как бы унаследовал роль московского портретиста. <…> Заказы были особенно многочисленны в годы 1912–1916…». Именно в этот период Ульянов выполнил большинство своих так узнаваемых портретов, которые приковывают внимание ярким психологизмом и необычным колоритом.

Николай Ульянов. Портрет А.Н. Бурышкиной. 1910-е. Холст, масло. ГТГ.
Николай Ульянов. Портрет А.Н. Бурышкиной. 1910-е. Холст, масло. ГТГ.

Вот, например, портрет Анны Николаевны Бурышкиной, жены крупного московского фабриканта П.А. Бурышкина. Созданный Ульяновым образ вызывает в памяти «Портрет княгини О.А. Орловой» работы В.А. Серова. Подобно наставнику художник построил изображение на акцентировании одной черты, которая обусловила восприятие модели, но в нем нет сдержанной иронии, присущей образу Орловой, а есть любование чуть загадочным обликом прекрасной дамы. В портрете Бурышкиной художник умело выбрал «мизансцену»: элегантная светская дама сидит в чуть жеманной позе на фоне гобелена или декоративного панно, играющего роль театрального задника и активно участвующего в создании картинного образа. Мягкие округлые контуры женщины с кувшином, изображённой на панно, подчеркнули остроту очертаний фигуры модели. Приглушенные цвета фона продиктовали колористическое решение, построенное на трансформированной классической трёхцветке: красный, серо-голубой, охра.

По мнению Муратова, в заказных портретах Ульянова занимала «лишь театральная их сторона… персонажи, изображённые им, существовали индивидуально для него лишь постольку, поскольку индивидуальна их роль на подмостках жизненного театра». Так в портрете Ольги Книппер-Чеховой в роли Раневской художник подчеркнул две личности – артистки и созданный ею театральный образ.

Николай Ульянов. Портрет О.Л. Книппер-Чеховой в роли Раневской. 1904. Холст, масло. Музей МХАТ.
Николай Ульянов. Портрет О.Л. Книппер-Чеховой в роли Раневской. 1904. Холст, масло. Музей МХАТ.
Николай Ульянов. Портрет А.С. Глаголевой на красном диване. 1909. Холст, масло. ГТГ.
Николай Ульянов. Портрет А.С. Глаголевой на красном диване. 1909. Холст, масло. ГТГ.
Николай Ульянов. Портрет В.И. Иванова. 1920. - Портрет К.Д. Бальмонта. 1909. Оба: Холст, масло. ГТГ.
Николай Ульянов. Портрет В.И. Иванова. 1920. — Портрет К.Д. Бальмонта. 1909. Оба: Холст, масло. ГТГ.
Николай Ульянов. Портрет Л.Л. Рабенека. 1911. ГТГ. - Мужской портрет. 1920. ГРМ. Оба: Холст, масло.
Николай Ульянов. Портрет Л.Л. Рабенека. 1911. ГТГ. — Мужской портрет. 1920. ГРМ. Оба: Холст, масло.

Николай Ульянов вошёл в историю искусства в основном как портретист и театральный художник, но редко упоминается о том, что он был автором многочисленных и очень интересных по своему замыслу пейзажей. Этот жанр стал для художника лабораторией, где он решал формальные задачи, проводя «изыскания в области линии и цвета».

Николай Ульянов. Пейзаж с рекой. 1900-е. Холст, масло. KGallery, Санкт-Петербург.
Николай Ульянов. Пейзаж с рекой. 1900-е. Холст, масло. KGallery, Санкт-Петербург.
Николай Ульянов. Розовое облако. 1909. Картон, масло. ГТГ.
Николай Ульянов. Розовое облако. 1909. Картон, масло. ГТГ.

Ульянов хорошо знал и любил природу среднерусской равнины с ее лёгкой холмистостью, с полями, перерезанными оврагами, с обрывами над тихими реками, но отчётливо осознавал некоторую аморфность этих ландшафтов, считая, что они «ещё ждут завершений». Путь к осуществлению такой задачи ещё в пору учёбы он услышал от Н.Н. Ге, который, беседуя с начинающими живописцами, внушал им, что «в пейзажной работе, как и во всякой другой, присутствует или отсутствует наблюдательный ум и высокое чувство. Кто видел в оригиналах таких мастеров, как Клод Лоррен, Пуссен и др., тот мог уразуметь искусство не только растворяться в обожании природы, но и в умении подчинить ее своим замыслам и живописной воле». Значимость уроков «мудрого старца» и их глубинный смысл Ульянов смог понять, лишь пройдя искус импрессионизма. Он использовал этот метод в ряде произведений, но вскоре осознал, что красота неповторимых мгновений не может считаться исчерпывающей характеристикой мира.

Николай Ульянов. Парк. 1910-1912. Картон, масло. ГТГ.
Николай Ульянов. Парк. 1910-1912. Картон, масло. ГТГ.

Работа «Парк» выполнена в те годы, когда ульяновская концепция пейзажа окончательно сформировалась, впитав творчески переосмысленные уроки художников прошлого и современников, а также опыт работы над театральными декорациями. Композиция пейзажа чётко выстроена, членение на планы подчёркнуто, и даже диагональ тропинки не нарушает замкнутости и самодостаточности ландшафта. Колорит почти условен, как если бы художник писал театральную декорацию. Небо с облаками воспринимается как подобие сценического задника, замыкающего пространство. Кроны деревьев, кустарников чётко ограничивают обобщённые контуры, а ритмически сгруппированные стволы привносят в композицию динамизм.

По признанию самого Ульянова, в годы его творческого становления было принято думать, что Париж – это «Афины современного искусства, город, вне которого нет спасения художнику». Осуществить мечту и своими глазами увидеть Францию он смог лишь осенью 1909 года. Позднее, обобщая впечатления от поездки, Ульянов отмечал: «Достаточно проехать по городам Европы и увидеть ее витр[ины], чтобы понять, чем живо современное человечество. К… уже сложившимся представлениям о сдвиге быта прибавится ещё ряд наблюдений, печальных для сторонников прошлого и радостных для людей нового времени». Эти наблюдения и подсказали Ульянову тему картины, живописную задачу которой он определил как «горизонтальное построение, в котором центр или зрительный фокус сдвинут налево. Гамма красок – серое, оранжевое и несколько дополнительных».

Николай Ульянов. Парижская витрина. 1909-1911. Холст, масло. ГТГ.
Николай Ульянов. Парижская витрина. 1909-1911. Холст, масло. ГТГ.

Главным действующим «лицом» картины «Парижская витрина» художник сделал симметрично расположенные ниши витрины. По своей конфигурации они напоминают сценическое пространство, сформированное плоскостями зеркал, а отражение улицы выступает в роли театрального задника, где все дробится, множится, как бы намекая: реальный мир вовсе не то, за что он себя выдаёт, и лишь зеркало способно сдёрнуть с него маску. По узкой полоске тротуара прогуливается пара, почти теряющаяся на агрессивном фоне отражения. Кажется, таких обезличенных горожан имел в виду художник, когда рассуждал о месте личности в урбанистическом мире: «…есть люди утомлённые, боящиеся света; сливаясь с серыми стенами домов, они печально и робко… смотрят на проходящих мимо бодрых людей». Абрис фигур выполнен в стилистике модерна с характерными для него плавными линиями контуров. Сдержанная серебристо-серая цветовая гамма, выбранная автором для их характеристики, контрастирует с миром зазеркалья, который, напротив, экспрессивен, пёстр и вызывает в памяти искусство примитива. Манекены застыли на его страже, как бы присвоив себе роль «бодрых людей». Ульянов не без иронии придал их лубочному облику сходство с древнегреческой скульптурой, с архаическими девами-корами: вот она, красота в понимании человека нового века, когда произошла «замена высокого – средним, дорогого – дешёвым, величавого – обывательски „изящным“ или вызывающе крикливым».

Одно из центральных мест в цикле его произведений, посвящённых столице Франции, также заняла картина «Кафе». Нетрудно заметить, что она представляет своего рода «зеркальную реплику» прославленного «Бара в Фоли-Бержер» Э. Мане, но тема, подсказанная французским живописцем, обрела в работе Ульянова характер трагического гротеска.

Николай Ульянов. Кафе. 1917. Холст, масло. ГТГ.
Николай Ульянов. Кафе. 1917. Холст, масло. ГТГ.

В картине «Кафе» зеркало висит наклонно, и создаётся впечатление, что в помещении все неустойчиво. Мебель скользит по полу, посетитель, который собирался уходить, повис в воздухе наподобие марионетки, которую кукловод спешит убрать со сцены. Ульянов признавался, что в поисках пластического решения картины апеллировал к современным направлениям в искусстве, и что «Кафе» имеет «прямое отношение к супрематизму. И потому должно нагляднее выразить его принцип. Фигуры должны быть связаны этим принципом с отражением в зеркале. Тональность одинаковая как в зеркале, так и в предметах отражающихся. Преобладание контура, скрещение линий, разбег». Безусловно, слова Ульянова о супрематизме скорее выдают желаемое за действительное. «Кафе» ближе экспрессионизму, стилистика которого присуща многим произведениям Ульянова, созданным в 1910-е годы и посвящённых жизни больших городов.

Николай Ульянов. Качели. 1919. Холст, масло. ГРМ.
Николай Ульянов. Качели. 1919. Холст, масло. ГРМ.

Ульянов также не прошёл мимо футуризма. И его футуристические проявления, кстати, поразительны. В конце 1909 года Н.П. Ульянов занял должность декоратора в Школе грации и ритма, основанной в Москве Е.И. Рабенек, танцовщицей-босоножкой, муж которой принадлежал к семье владельцев фабрики в подмосковном Щёлкове. Здесь, на даче Рабенеков, художник проводил каждое лето с 1909 по 1911 год. Предположительно, в эти месяцы у него родился замысел композиции «Качели». Главную задачу Ульянов увидел в том, чтобы передать «динамику линий и локальных красок». Построение пространства и цветовое решение картины очень напряженные, что придаёт небольшому полотну значение художественной формулы, ёмко выражающей направление поисков нового живописного языка, которые в этот момент занимали автора. В 1911 году картина «Качели» экспонировалась на Всемирной выставке в Риме, где привлекла внимание Ф.Т. Маринетти, который направил ее автору подборку манифестов итальянских футуристов. Отмечу, что название выставки «Искусство без манифеста» — выражение самого Ульянова. Увы, те поразительные «Качели» пропали после выставки в Мальмё в 1914-м году, т.к. началась Первая мировая война. Однако Ульянов позднее выполнил два повторения, оба они представлены на данной выставке.

Николай Ульянов. Качели. 1920. Холст, масло. ГТГ.
Николай Ульянов. Качели. 1920. Холст, масло. ГТГ.

В начале 1912 года Николай Ульянов получил стипендию фонда Поленовых, которая выдавалась молодым художникам на заграничную поездку, и поехал в Италию, мечтая продолжить знакомство со страной и ее культурой, начатое в 1907 году. В Риме в это время находился его друг, писатель П.П. Муратов, который собирал материалы для очередного тома своей знаменитой книги «Образы Италии». На правах старожила он посоветовал художнику после осмотра достопримечательностей Рима отправиться в Неаполь. Осматривая город, Ульянов не следовал практике благовоспитанных европейских туристов, любующихся древностями или прибрежными видами и брезгливо обходящих узкие неаполитанские улочки и тесные дворы, а потому смог понять, что здесь итальянцы живут своей собственной, трудовой, сложной жизнью. Место, где такая жизнь проявляется особенно ярко, ему мог назвать Муратов, утверждавший в своей книге: «Чтобы видеть толпу, действительно переполненную безотчётной, нерассуждающей и суеверной радостью существования, надо пройтись по главной улице Неаполя, знаменитой via Toledo. Ее тесные и грязные тротуары с утра и до позднего вечера запружены народом, умеющим быть счастливым от простого сознания своего бытия».

Николай Ульянов. Неаполь. 1912. Бумага, акварель. ГТГ.
Николай Ульянов. Неаполь. 1912. Бумага, акварель. ГТГ.

На улице Толедо Ульянов выполнил ряд натурных зарисовок, где запечатлел ряды домов, торговок, сидящих на узком тротуаре, детей, играющих под ногами у прохожих, – и на их основе выполнил акварель, в которой создал обобщённый образ южного города. Яркое солнце выбеливает стены домов, а небо, открывающееся в пролёте между ними, кажется особенно синим. Художника завораживает людской «муравейник» на улице, где каждый занят своими привычными делами, а над головами прохожих развевается белье подобно флагам во славу повседневности. Несколько чужеродно выглядит в толпе европейский турист в тёмном костюме и канотье.

В начале ХХ века своеобразным знамением времени стало возрождение интереса к Античности. Многие художники занялись ее поисками в современности, и к их числу принадлежал и Ульянов. После поездок в Италию в мемуарах «Зовы Античности» художник признался, что, знакомясь с природой и культурой страны, он понял: «почти все свойственное прежним, приемлется современной душой, находящейся в круге вневременных видений». Источник таких видений он нашёл, в частности, в «Метаморфозах» Овидия.

Николай Ульянов. Метаморфозы. 1914. Из цикла «Метаморфозы». Бумага, акварель, тушь. ГТГ.
Николай Ульянов. Метаморфозы. 1914. Из цикла «Метаморфозы». Бумага, акварель, тушь. ГТГ.

Знакомство с природой и искусством Италии, а затем общение с поэтом и философом Вячеславом Ивановым помогли ему поверить, что и на берегах российских рек «фантазия поэта может увидеть родных нимф, ещё не обретших голоса своих античных сестёр». На многочисленных картинах и рисунках художника появились изображения многочисленных купальщиц. П.П. Муратов писал: «Неизвестно, где находятся эти берега с купающимися фигурами… Они в той стране, где непрестанна встреча и неразрывна связь человека и природы».

Николай Ульянов. Менады. Из серии «Античное». 1914. Бумага, масло. - У воды. 1924. Холст, масло. - Элизиум. Из серии «Античное». 1922. Холст на картоне, масло. Все: ГТГ.
Николай Ульянов. Менады. Из серии «Античное». 1914. Бумага, масло. — У воды. 1924. Холст, масло. — Элизиум. Из серии «Античное». 1922. Холст на картоне, масло. Все: ГТГ.

Позднее в живописи Ульянова начинает доминировать восхищение земной полнокровной красотой купальщиц, и примером этого нового мирочувствования стала картина «У воды».

Николай Ульянов. Цитера. Воображаемый пейзаж. Из серии «Античное». 1914. Холст, масло. ГТГ.
Николай Ульянов. Цитера. Воображаемый пейзаж. Из серии «Античное». 1914. Холст, масло. ГТГ.
Николай Ульянов. Пояс Венеры. Эскиз из серии «Античное». 1920. Холст на картоне, масло. ГТГ.
Николай Ульянов. Пояс Венеры. Эскиз из серии «Античное». 1920. Холст на картоне, масло. ГТГ.

Продолжение обзора выставки «Николай Ульянов. Искусство без манифеста», посвящённой художнику, имя которого к настоящему времени незаслуженно забыто. Начало — Николай Ульянов. Искусство без манифеста. Часть 1.

Жанр автопортрета предполагает, что художник не только изображает свою внешность, но должен запечатлеть и собственное представление о себе как личности. Ульянов написал свой автопортрет перед зеркалом в парикмахерской.

Николай Ульянов. Автопортрет с парикмахером. 1914-1923. Холст, масло. ГТГ.
Николай Ульянов. Автопортрет с парикмахером. 1914-1923. Холст, масло. ГТГ.

На полотне предстаёт упрямый большелобый человек с зорким взглядом художника, энергично сжатыми руками. Он сидит в напряженной позе, обычно вовсе не свойственной посетителям парикмахерской. Во всем облике передана некоторая суровость, может быть, жёсткость. Характер главного «героя» здесь подчеркнут контрастной подачей второго персонажа. Более крупное изображение парикмахера, расположенного ближе к зеркалу, чем его клиент, написано иначе. В его лице какое-то жалобное выражение. Рука с ножницами едва касается волос. Вся фигура с согнутым торсом и сжатыми плечами представлена менее чётко, легко, почти невесомо.

В этой картине Ульянов работает крупными широкими мазками, большими фрагментами цвета. Вероятно, это оправдывалось задачей передать ощущение размытости, иллюзорности отражения. Ведь возможности зеркал очень интересовали Ульянова. Его увлекала необходимость изображения фантастической атмосферы удвоения, умножения первоначально увиденного. В «Автопортрете с парикмахером» он зафиксировал, как, подчиняясь зеркальному эффекту, уходят вдаль, бледнеют и растворяются изображения персонажей, парикмахерский натюрморт и сами зеркала.

В конце 1900-х годов Николай Ульянов «захотел красок и расширения своей палитры» и к линейным ритмам «стал искать ритм цвета – равновесие двух живописных начал». Для решения таких задач он избрал тему «Город», где показал примеры новой, урбанистической культуры. В пластических решениях картин цикла царят нервные, резкие ритмы, а цветовая гармония строится на диссонансах.

Николай Ульянов. Оркестр. 1912-1916. Холст, масло. ГТГ.
Николай Ульянов. Оркестр. 1912-1916. Холст, масло. ГТГ.

Воспринимая живопись как «искусство пластическое и тоническое, родное музыке», Ульянов перелагал в зримые образы «звукоряд» города, олицетворением которого были для него военные оркестры, выступавшие в парках по всей России.

Николай Ульянов. Улица города. 1920-е (?). Из цикла «Город». Холст, масло. ГРМ.
Николай Ульянов. Улица города. 1920-е (?). Из цикла «Город». Холст, масло. ГРМ.
Николай Ульянов. На тротуаре. 1917. Из цикла «Город». Бумага, акварель, карандаш. ГТГ.
Николай Ульянов. На тротуаре. 1917. Из цикла «Город». Бумага, акварель, карандаш. ГТГ.
Николай Ульянов. Трамвай. 1923. Из цикла «Город». Бумага, акварель, тушь, кисть, карандаш. ГТГ.
Николай Ульянов. Трамвай. 1923. Из цикла «Город». Бумага, акварель, тушь, кисть, карандаш. ГТГ.

Перекликается с циклом «Город» и цикл «Капризы перспективы».

Николай Ульянов. Женщины на балконе. 1921. Из цикла «Капризы перспективы». Бумага, уголь. ГТГ.
Николай Ульянов. Женщины на балконе. 1921. Из цикла «Капризы перспективы». Бумага, уголь. ГТГ.

Интересен цикл Ульянова «Воображаемые портреты». На выставке из этого цикла представлен рисунок «Женщины в картинной галерее».

Николай Ульянов. Женщины в картинной галерее. 1923. Из цикла «Воображаемые портреты». Бумага, карандаш, уголь. ГТГ.
Николай Ульянов. Женщины в картинной галерее. 1923. Из цикла «Воображаемые портреты». Бумага, карандаш, уголь. ГТГ.

Автор поставил перед собой необычную задачу: оживить изображённых на портретах персонажей или представить на их фоне живых женщин. Понять, какой вариант избран Ульяновым, непросто. Присутствующие в галерее дамы изображены в костюмах прежних эпох, как будто сошли с висящих на стенах портретов. Ульянов как всегда искусно пользуется техникой рисунка. Углём выделяет центральную фигуру и отдельные детали. Заштриховывает одни фрагменты и оставляет светлой, нетронутой бумагой другие.

В 1930-х годах Николай Ульянов, можно сказать, пришёл к соцреализму. Но это особенный путь, с оттенком мирискусничества и эскапизмом в золотой XIX век.

Николай Ульянов. Весенний пейзаж. 1930. Картон, масло. ГТГ.
Николай Ульянов. Весенний пейзаж. 1930. Картон, масло. ГТГ.
Николай Ульянов. Первый трактор. 1930-е. Холст, масло. Елецкий городской краеведческий музей.
Николай Ульянов. Первый трактор. 1930-е. Холст, масло. Елецкий городской краеведческий музей.

В этот период соцреализма, Ульянов в композициях на темы русской истории нашёл психологическую нишу, где можно было сохранять собственную творческую индивидуальность. Особое место среди них занял цикл «Пушкин в жизни». В 1937 году страна готовилась отметить годовщину гибели Пушкина. В рисунках из цикла Ульянов выстроил изобразительную летопись жизни поэта, следуя официальной идеологии, и лишь наиболее значимые моменты перенёс в живопись. Графические работы этого цикла рассеяны по музейным и частным коллекциям.

Николай Ульянов. А.С. Пушкин и Н.Н. Пушкина перед зеркалом в Аничковом дворце. 1935-1937. Холст, масло. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург.
Николай Ульянов. А.С. Пушкин и Н.Н. Пушкина перед зеркалом в Аничковом дворце. 1935-1937. Холст, масло. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург.
Николай Ульянов. Пушкин за рабочим столом. 1936-1937. Холст, масло. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург.
Николай Ульянов. Пушкин за рабочим столом. 1936-1937. Холст, масло. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург.

Начавшаяся Великая Отечественная война внесла коррективы в жизнь художника. Два с лишним года он провёл в эвакуации, кочуя с группой деятелей культуры по городам Кавказа и Средней Азии: от Нальчика до Самарканда. В Самарканде после длительной болезни скончалась супруга художника – Анна Семёновна Глаголева. Невзирая на бытовые трудности и смерть жены, Ульянов выполнил обширный цикл картин, посвящённых Самарканду.

Николай Ульянов. Самарканд. Вид на Ташкентскую улицу с крыши медресе Шир-Дор. 1943. Холст, масло. ГТГ.
Николай Ульянов. Самарканд. Вид на Ташкентскую улицу с крыши медресе Шир-Дор. 1943. Холст, масло. ГТГ.
Николай Ульянов. Самарканд. Старый город. 1943. Холст, масло. ГТГ.
Николай Ульянов. Самарканд. Старый город. 1943. Холст, масло. ГТГ.

В середине 1940-х годов Ульянов возвратился в Москву после эвакуации. Проводя летние месяцы на даче в Подлипках, он заново открывал для себя скромную природу среднерусской полосы: любовался неброской красотой окрестностей посёлка, его скромными деревянными домами, окружёнными палисадниками, где в июле обильно зацветают кусты неприхотливой рудбекии, известной в народе как «золотой шар». При этом Ульянов избегал натуралистической точности и стремился сохранить заострённость композиции, склонность к метафоричности языка, присущие его ранним произведениям. Он все чаще писал «для души» натюрморты, отдавая предпочтение изображениям стоящих на окне букетов скромных садовых цветов.

Николай Ульянов. Осенний дождь. 1940-е. Картон, темпера. ГТГ.
Николай Ульянов. Осенний дождь. 1940-е. Картон, темпера. ГТГ.
Николай Ульянов. Кусты золотых шаров под окном. 1940-е. Холст, масло. ГТГ.
Николай Ульянов. Кусты золотых шаров под окном. 1940-е. Холст, масло. ГТГ.
Николай Ульянов. Цветы (Окно в комнате художника). 1946. Холст, масло. Елецкий городской краеведческий музей.
Николай Ульянов. Цветы (Окно в комнате художника). 1946. Холст, масло. Елецкий городской краеведческий музей.

Широкому зрителю хорошо известна поздняя стадия творчества Ульянова — историческая живопись. Одно из самых известных полотен того периода — «Лористон в ставке Кутузова» (1945). К сожалению, на выставке эта картина не представлена.

Зато показана картина, за которую художнику была присуждена Сталинская премия. Это портрет «К.С. Станиславский за работой». К портрету Станиславского Ульянов приступил в 1938 году, когда тот был уже тяжело болен. После смерти режиссёра художник не отказался от проекта и создал портрет-памятник человеку, сыгравшему важную роль в судьбе русского театра.

Николай Ульянов. К.С. Станиславский за работой. 1947. Холст, масло. ГТГ.
Николай Ульянов. К.С. Станиславский за работой. 1947. Холст, масло. ГТГ.

Театр. Отдельно хочу выделить театральную деятельность Николая Ульянова. Любовь к театру зародилась у художника ещё в детские годы в Ельце, но его профессиональные отношения со сценическим искусством складывались очень непросто. Период активного участия в работе над спектаклями чередовались с отсутствием театральных проектов, но, невзирая на неудачи, он продолжал считать себя «человеком театра».

Николай Ульянов. Эскиз декорации третьего действия спектакля по пьесе Г. Гауптмана «Шлюк и Яу». 1905. Картон, акварель. Театральный музей Бахрушина.
Николай Ульянов. Эскиз декорации третьего действия спектакля по пьесе Г. Гауптмана «Шлюк и Яу». 1905. Картон, акварель. Театральный музей Бахрушина.

тушь. ГТГ.

Работа Ульянова с МХТ началось в 1905 году. Оформляя под руководством В. Мейерхольда спектакль «Шлюк и Яу» по пьесе Г. Гауптмана, Ульянов заявил о себе как о незаурядном стенографе.

Но следующее сотрудничество с великими режиссёрами получило продолжение только в 1920-е годы. Блестящую эрудицию, точное знание быта и нравов эпохи Ульянов продемонстрировал в эскизах костюмов к спектаклю «Горе уму», поставленному Мейерхольдом в 1928 году, а также в оформлении спектаклей «Дни Турбиных и «Мольера» по пьесам М. Булгакова, оперы Ж. Бизе «Кармен» в постановке Станиславского.

Николай Ульянов. Чацкий. – Софья. – Фамусов. Эскизы костюмов к спектаклю «Горе уму» по пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума». 1928. Бумага, акварель, карандаш. Театральный музей Бахрушина и ГТГ.
Николай Ульянов. Чацкий. – Софья. – Фамусов. Эскизы костюмов к спектаклю «Горе уму» по пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума». 1928. Бумага, акварель, карандаш. Театральный музей Бахрушина и ГТГ.

Спектакль «Горе уму» продолжил серию экспериментов В. Мейерхольда. Режиссёр восстановил один из первоначальных вариантов названия пьесы, отвергнутых автором. Другой новацией стал пантомимический пролог, где Софья и Молчалин тайно посещают ночной кабачок. Там они встречаются с содержательницей кабачка, маркёром и другими персонажами, придуманными Мейерхольдом.

Николай Ульянов. У гетмана. Эскиз декорации к спектаклю по пьесе М. Булгакова «Дни Турбиных». 1926. Бумага, акварель, карандаш. Музей МХАТ.
Николай Ульянов. У гетмана. Эскиз декорации к спектаклю по пьесе М. Булгакова «Дни Турбиных». 1926. Бумага, акварель, карандаш. Музей МХАТ.
Николай Ульянов. Гетман. - Костюм Елены. – Бандит. Эскизы костюмов к спектаклю по пьесе М. Булгакова «Дни Турбиных». 1926. Бумага на картоне, акварель, карандаш. Музей МХАТ.
Николай Ульянов. Гетман. — Костюм Елены. – Бандит. Эскизы костюмов к спектаклю по пьесе М. Булгакова «Дни Турбиных». 1926. Бумага на картоне, акварель, карандаш. Музей МХАТ.
Николай Ульянов. Мольер в роли мнимого рогоносца. 1932-1935. - Мольер перед Людовиком. 1934. Эскизы костюмов к спектаклю по пьесе М. Булгакова «Мольер». Бумага, акварель, карандаш. ГТГ.
Николай Ульянов. Мольер в роли мнимого рогоносца. 1932-1935. — Мольер перед Людовиком. 1934. Эскизы костюмов к спектаклю по пьесе М. Булгакова «Мольер». Бумага, акварель, карандаш. ГТГ.
Николай Ульянов. Дворик таверны. Эскиз декорации второго акта оперы Ж. Бизе «Кармен». 1933-1935. Бумага на картоне, акварель, гуашь, карандаш. Театральный музей Бахрушина.
Николай Ульянов. Дворик таверны. Эскиз декорации второго акта оперы Ж. Бизе «Кармен». 1933-1935. Бумага на картоне, акварель, гуашь, карандаш. Театральный музей Бахрушина.
Николай Ульянов. Контрабандисты. - Участники народной сцены. Эскизы костюмов к опере Ж. Бизе «Кармен». 1933-1935. Бумага, акварель, карандаш. ГТГ и Музей МХАТ.
Николай Ульянов. Контрабандисты. — Участники народной сцены. Эскизы костюмов к опере Ж. Бизе «Кармен». 1933-1935. Бумага, акварель, карандаш. ГТГ и Музей МХАТ.

Во всех этих театральных работах Ульянов точно следовал пожеланиям режиссёров. И только в стенографии оперы-буфф Жака Оффенбаха «Орфей в аду» он почувствовал себя свободным и смог дать волю своему воображению. Пейзажи Древней Эллады, интерьеры жилища Плутона и преддверия Аида художник представил, следуя эстетике помпейских фресок.

Николай Ульянов. Пир богов. Эскиз декорации к опере-буфф Ж. Оффенбаха «Орфей в аду». 1920 (?). Бумага на картоне, акварель, карандаш, гуашь, ткань. Театральный музей Бахрушина.
Николай Ульянов. Пир богов. Эскиз декорации к опере-буфф Ж. Оффенбаха «Орфей в аду». 1920 (?). Бумага на картоне, акварель, карандаш, гуашь, ткань. Театральный музей Бахрушина.
Николай Ульянов. Орфей. – Плутон. Эскизы костюмов к опере-буфф Ж. Оффенбаха «Орфей в аду». 1920-е. Бумага, акварель, карандаш, тушь. Музей МХАТ и ГТГ.
Николай Ульянов. Орфей. – Плутон. Эскизы костюмов к опере-буфф Ж. Оффенбаха «Орфей в аду». 1920-е. Бумага, акварель, карандаш, тушь. Музей МХАТ и ГТГ.

Местонахождение неизвестно.Есть ещё одна часть работ художника, которые мы знаем только по репродукциям, т.к. оригиналы потеряны. Это, прежде всего, портрет В.Э. Мейерхольда в роли Пьеро.

Николай Ульянов. Портрет В.Э. Мейерхольда в роли Пьеро. 1907. Бумага, литография. Местонахождение неизвестно. Приведено по изданию «Золотое Руно», 1908, №10.
Николай Ульянов. Портрет В.Э. Мейерхольда в роли Пьеро. 1907. Бумага, литография. Местонахождение неизвестно. Приведено по изданию «Золотое Руно», 1908, №10.
Николай Ульянов. Карусель химеры. 1907. Бумага, тушь, перо. Местонахождение неизвестно. Приведено по изданию «Золотое Руно», 1908, №1.
Николай Ульянов. Карусель химеры. 1907. Бумага, тушь, перо. Местонахождение неизвестно. Приведено по изданию «Золотое Руно», 1908, №1.

Ульянов был членом Общества им. Леонардо да Винчи (с 1906), «Свободная эстетика» (с 1907), объединений «Союз русских художников», «Мир искусства», «Четыре искусства». Участник многочисленных выставок, в том числе Московского товарищества художников (1902-1912), Осенний салон (1906, Париж), «Венок-Стефанос» (1908, Москва), «Золотое Руно» (1908-1910), «Мир искусства» (1906, 1911-1913, 1915-1917, 1921), 4-я Государственная выставка картин (1919, Москва), «4 искусства» (1925-1928), 1-я Государственная выставка искусства и науки (1920, Казань), «Художники РСФСР за 15 лет» (1932, Ленинград; 1933, Москва) и др. Персональные ретроспективные выставки Н.П. Ульянова проходили в Москве в 1951, 1961, 1971 гг. и в Ленинграде в 1978 г.

Художник умер 5 мая 1949 года и был похоронен на Введенском кладбище. После смерти Ульянова его наследие на долгие годы было незаслуженно отодвинуто в тень. И данная выставка позволяет исправить эту несправедливость.

Использованные источники: Материалы выставки; Википедия; Третьяковка заново открывает Николая Ульянова. The Art Newspaper Russia; Николай Ульянов. Искусство без манифеста — https://my.tretyakov.ru/app/compilations/exhibitions/125322/?pageNum=1.

https://bogachkova1957.livejournal.com/155305.html

https://bogachkova1957.livejournal.com/155633.html?newpost=1

This entry was posted in Виртуальные выставки, История елецкого хуудожественного музея, медиалекция, Новости, Художники-земляки. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий