Обряды страстной недели.

Продолжаем публиковать книгу историка, этнографа, сотрудника Елецкого краеведческого музея Алексея Пискулина «КРУГ СВЕТЛЫХ ДНЕЙ» — русские народные праздники, традиции, обряды, верования и поверья, а также региональные историко-культурные особенности Черноземья.

Страстная неделя Великого поста наполнена приготовлениями к достойной встрече Пасхи. В народе ее называли Страшная неделя или Страстная седмица. Это последняя неделя Великого поста, следующая за Вербным воскресеньем.
В течение Страстной недели проводилось множество обрядов очистительного и предохранительного характера.
Так, во вторник полагалось до рассвета делать «сочённое молоко», то есть смесь из растолченного конопляного и льняного семени, замешенного на воде, излечивавшего, по поверью, от всех болезней домашнюю скотину. «Лечебное пойло» для скотины делали и в среду – из собранного по оврагам снега, смешанного с прошлогодней четверговой солью.

Среди других дней недели особо выделялся четверг. Его называют Великий четверг, Великий четверток, а в народе чаще – Чистый четверг. Для Чистого четверга характерны самые разнообразные обычаи, которые можно охарактеризовать, как очистительные, обережные и заклинательные.
Из них самые распространенные очистительные.
Первое, с чего надо начинать этот заповедный день, – встать как можно раньше, «до ворона», пока еще не рассвело, и умыться водой.
Некоторые купались в реке или проруби, так делали даже в Сибири несмотря на холод. Умываться следовало ключевой водой, «с серебра» или даже «с золота», для красоты и здоровья. По всей России в воду, приготовленную для омовения, бросали серебряные монеты, обладавшие, по поверью, очищающими свойствами. Перед омовением часто произносились специальные заговоры. В Вологодской губернии, например, девушки, обливая себя водой в клети, где хранился хмель, приговаривали: «Как хмель любят добрые люди, так и меня бы любили». Купанию, умыванию и обливанию водой в Чистый четверг придавалось особое очищающее и оздоровительное значение. Подобные представления сохраняются и по сей день.

Мытье в печке. Гравюра А.И. Зубчанинова. 1880-е годы


Очистительное значение имело раньше в некоторых местах и окуривание дома можжевельником.

За ним специально ходили рано утром в лес, до рассвета, в Чистый четверг. Отправляться за можжевельником следовало тайно, а подойдя к лесу, нужно было сказать «заветные слова»: «Царь лесной и царица лесная! Дайте мне на доброе здоровье, на плод и род!». Вернувшись домой, нужно было положить можжевельник на железную сковороду и поджечь огнем, полученным с помощью огнива и кремня. После окуривания в притолоку двери втыкали оставшиеся ветки, которые служили оберегом.
В четверг же изготавливали Четверговую соль, которая, как считалось, обладала благотворным действием на людей и животных, а также являлась лекарством от многих болезней. Ее приготавливали путем пережигания в печи поваренной соли с квасной или пивной гущей.
Под знаком очищения и охраны здоровья совершалось большинство обрядовых действий Чистого четверга: сжигались старые соломенные постели, старая одежда, обувь, мусор; проветривалось и просушивалось содержимое сундуков; чистилось домашнее серебро и оклады икон. Повсеместно приводили в порядок, чистили, мыли, убирали дом и двор, снаружи и внутри.

Дом необходимо было защитить и от нечистой силы. Для этого исполняли обряд очерчивания дома и двора магическим кругом. Обряд проводили по-разному: можно было просто сделать вокруг усадьбы борозду сохой или плугом, можно было обойти дом и двор с веткой можжевельника в руках, с иконой и кадильницей, читая молитвы и приговоры. В некоторых местах хозяин или хозяйка садились верхом на помело или кочергу и тайно от всех объезжали вокруг усадьбы, приговаривая: «Господи, благослови! Стань железный тын!».
Дом защищали от нечисти и с помощью почитаемых четверговых свечей, зажженных в этот день в церкви. На потолке и притолоке дверей, на оконных рамах огнем от свечи выжигали кресты.

Пимоненко Н. Выход из церкви в страстной четверг. 1905 г.

В то же время некоторые использовали Чистый четверг наоборот – для того, чтобы увидеть нечисть – из любопытства или по своей надобности. Так, этот день считался очень удобным, чтобы увидеться с Лешим. Этот дух, по поверью, осенью на Воздвиженье уходит из леса, и вновь появляется в своих владениях весной, в Чистый четверг. Чтобы увидеть Лешего нужно рано утром пойти в лес, стать на перекрестке дорог и сказать: «Владыко лесной, есть у меня до тебя просьба». В Вологодской губернии становились на поваленную березу и звали: «Царь лесовой, всем зверям батько, явись мне!». Леший явится и поможет в нужном деле, даст совет, исполнит просьбу. Чтобы избавиться о Лешего, советовали запомнить первое сказанное им слово и произнести его, желая завершить встречу. Иногда советовали обмануть простоватого духа. Многие Лешие, по поверьям, жили семейно, имели жен – Лешовок, Лешахих. Нужно было сказать: «Твоя жена тебе неверна». Леший тут же побежит в чащу проверять. Человек в это время может спокойно уйти домой.
В усадьбе можно было увидеть Дворового – духа-хозяина двора, встав в дверях хлева с четверговой свечой. При этом надо сказать: «Дядя Дворовой, приходи ко мне не зелен, как дубравный лист, не синь, как речной вал, приходи таким, каков я, – я тебе христово яичко дам».
Одна из главных забот Чистого четверга – приготовление творожной пасхи и куличей, крашение яиц. Яйца красили и в Великую субботу, отчего она иногда называлась «Красильной». Было принято красить много яиц – 200, 300 штук, чтобы хватило и на разговленье большого семейства, и для подарков во время христосования, и для праздничного стола, и для игр на улице.

В страстную пятницу большинство работ находилось под запретом.

В субботу освящали в церкви кулич, пасху и крашеные яйца.
В некоторых местах существовал обычай в этот день «закликать мороз», чтобы он не губил крестьянские посевы. Обряд «закликания мороза» происходил утром. Хозяин или хозяйка выходили из дома с овсяным киселем, призывая мороз:
Мороз, мороз, ступай, к нам кисель есть.
Не бей рожь и жито, а на посконь – воля твоя.
После этого кисель выливали на огород или улицу – «отдавали морозу». Считалось, что, удовлетворившись угощением, мороз не тронет посевы.
На Руси страстная неделя была наполнена глубоким религиозным чувством. Каждый ее день почитался великим и святым. Русские люди выполняли заветы православной церкви: молились, соблюдали строгий пост, старались посещать всю неделю церковь, вести себя с достоинством.
Главным событием, завершающим страстную неделю и открывающим пасхальные празднества, является торжественное богослужение в храме. Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье.

This entry was posted in "Круг светлых дней" (книга А.А. Пискулина), медиалекция, Новости. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий