Продолжаем публикацию книги Алексея Пискулина «КРУГ СВЕТЛЫХ ДНЕЙ».

ГЛАВА 3.

ПРАЗДНИКИ, ПОВЕРЬЯ И ПРИМЕТЫ ФЕВРАЛЯ

Главный праздник месяца – Сретение Господне. Отмечается 15 февраля. По народным приметам, Сретение является границей между зимой и весной. В народе говорили:

 В Сретение зима с летом встретились. 

В то же время прибавляли:

 Солнце на лето – зима на мороз.

Февраль был известен несколькими морозными периодами.

 Выделялись морозы:

Тимофеевские 4 февраля

Сретенские – 15 февраля

Власьевские 24 февраля.

Славился февраль и своими вьюгами. Отсюда его народное название – «вьюговей».

В Сретение существовал обычай обрядового кормления кур. Хозяйка утром приводила в порядок курятник, кропила его крещенской водой, окуривала ладаном, а затем насыпала в кормушку большое количество овса. Считалось, что после обряда «закармливания», куры будут здоровы, станут лучше нестись, и яйца будут крупнее и вкуснее. Говорили:

 Корми в Сретение кур овсом – весной и летом будешь с яйцом.

Зайцев Н. Утро в деревне

Также в этот день белили плодовые деревья, чтобы уберечь их от солнечных ожогов в марте.


Крестьяне к Сретению обычно делали расчет запасов хлеба, сена, соломы и других кормов:  уложились ли они в половину, хватит ли до нового урожая? Если нет – вносили поправки в рацион кормления и сами подзатягивали пояса.

С христианским днем празднования Сретения Господня совпал более древний славянский праздник, который с языческих времен сохраняет особое название – «громницы». Этот праздник был связан с почитанием одной из главных стихий – огня.

В праздник Сретения люди приносят домой из церкви особые сретенские свечи; считается, что они обладают чудодейственной силой.

Огонь сретенской свечи лечит людей, очищает дом, оберегает от грома и молний.

24 февраля – день священномученика Власия. В народе он почитался как заступник и покровитель скота. 

Священномученик Власий Севастийский. Икона


В этот день Власию служили молебны и просили о покровительстве и защите домашнего скота.

Велес. Современное изображение.

Подобные представления связаны с созвучием имен Власий и Велес. Велес один из почитаемых богов в традиционных верованиях древних славян: он был связан с миром мертвых, был покровителем волхвов, чародеев и волшебников. Его покровительства искали также все, кто хотел разбогатеть, поскольку Велес мог дать богатство и успех. 

Кроме того, Велеса считали хозяином и покровителем всех зверей, в том числе и домашней скотины. Когда на Руси распространилось христианство, и языческие боги оказались под запретом, некоторые их функции народное сознание перенесло на христианских святых. Так, обладатель имени, похожего на «Велес», – Власий – стал покровителем и защитником домашнего скота.

В некоторых местностях крестьяне называли Власия «Скотий бог».

29 февраля – день памяти святого Кассиана Римлянина. Святой Кассиан, живший в V веке, прославился как проповедник благочестивой жизни, основатель многих монастырей на территории нынешней Франции, автор множества книг о нравственных основах христианского вероучения. 

Святой Кассиан Римлянин. Икона

Но в русских народных легендах и преданиях образ святого претерпел неожиданную и своеобразную перемену: по народным представлениям, Касьян, как его называли на Руси, недоброжелателен, корыстен, скуп, завистлив и приносит людям одни несчастья. Связано это было с тем, что традиционно опасались високосных годов, считая их опасными и несчастливыми, а чествование Касьяна только и приходится на високосный год. Кроме того, имя Касьян созвучно русскому – «косой», а этой приметой наделялись в народной мифологии, как правило, отрицательные существа, представители нечисти. Всем известно выражение «косой черт». Вот так Кассиан Римлянин совершенно незаслуженно и приобрел отрицательную репутаци

Касьянова дня на Руси очень боялись. Считалось, что лучше всего проспать этот день хотя бы до обеда, и не выходить из дома, чтобы «не попадаться на глаза Касьяну».

 Говорили: Касьян на что ни взглянет, все вянет:

Касьян – на народ, народу тяжело,

Касьян – на траву, трава сохнет,

Касьян – на скот, скот дохнет.

В свой праздник Касьян якобы и развлекается тем, что смотрит на окружающий мир: посмотрит на людей – будет мор, на скот – падеж, на поля – неурожай. Кроме того считалось, что Касьяну подвластны все ветры. Рассказывали, что «он держит их на цепях, на краю света», и когда отпускает буйные ветры, то на земле бушуют ураганы, а на море – бури. Согласно вологодской легенде, Касьяну подчинены духи ветров, которых он держит «за двенадцатью замками на двенадцати цепях», в его власти спустить их и наслать на людей и скот моровые поветрия.

Народ по-своему пытался объяснить, отчего у Касьяна праздник лишь раз в четыре года. В одной из народных легенд рассказывается, как шли однажды по святой Руси Касьян и Николай Угодник. На дороге они увидели мужика, который пытался вытащить завязший в грязи воз. Мужик обратился к ним за помощью. Касьян отказался, сказав: «Не могу. А то в грязи свою ризу замараю, как же мне тогда на глаза Господу Богу показаться?». Николай же Угодник, засучив рукава, принялся помогать мужику и поставил воз на сухое место.

Пришли Николай Угодник и Касьян на небо. Увидел Бог, что риза Николая Угодника испачкана и спрашивает: «Где это ты, Микола, так выпачкался?». «Я, – говорит  Николай Угодник, – помогал мужику воз из грязи вытаскивать». «А у тебя отчего риза чистая?», – спрашивает Господь Касьяна. «Я, Господи, боялся ризу выпачкать». Такой ответ Богу не понравился, и он постановил, что именины у Касьяна будут лишь раз в четыре года, а у Николая Угодника – два раза в год

Интересно, что эту легенду любили в дореволюционном Ельце и часто рассказывали в назидание молодым, обычно начиная так: «Вот раз в Ельце шли около тюрьмы Николай Угодник да святой Касьян…»

Впрочем, народ знал средства, как защититься от Касьяна. Для этого в Касьянов день перед его образом устраивали молебен. Кроме того, рекомендовалось в этот день не выходить на улицу лишний раз, без особой нужды, и отказаться от тех работ, которые могут подождать.

Хотя февраль – самый короткий месяц в году, почти повсеместно он считался самым тяжелым, особенно в високосные годы.

В феврале ходит по свету разная нечисть. С 5 февраля по селам «пробегает Коровья Смерть». Так называли в народе падеж скота. Считалось, что Коровью Смерть могут завезти мужики, возвращающиеся из поездок домой. Увидят на дороге старую женщину, подвезут немного, оглянутся, – а на санях-то никого и нет. Вскоре эта гостья переморит всех коров в той деревне, вблизи которой мужик подвез нечистого духа. В предотвращении этой напасти хозяева развешивали в хлевах лапти, смоченные дегтем, тем отгоняя Коровью Смерть.

Чтобы защитить деревню от Коровьей Смерти, совершали и специальный обряд опахивания. Он совершался в теплое время года и заключался в том, что женщины и девушки обходили вокруг деревни, совершая определенные магические действия и заклинания.

В повести «Деревня» Ивана Алексеевича Бунина есть яркое описание этого обряда.

«…  ни единого огня не было в деревне, а мимо избы Ильи шли, белея в темноте рубахами, «девять девок, девять баб, десятая удова», все босые, простоволосые, с метлами, дубинами, вилами, и стоял оглушительный звон и стук в заслонки, в сковороды, покрываемый дикой хоровой песнею: вдова тащила соху, рядом с ней шла девка с большой иконой, а прочие звонили, стучали и, когда вдова низким голосом выводила:

Ты, коровья смерть,

Не ходи в наше село! –

хор, на погребальный лад, протяжно вторил:

Мы опахиваем –

и, тоскуя, резкими горловыми голосами подхватывал:

Со ладаном, со крестом …»

Бунинское описание обряда «опахивания» детальносоответствует фактической реальности обрядовой жизни русского традиционного общества.

Крестьяне считали, что падеж скота вызывает «Коровья Смерть» – дух повальных болезней рогатого скота. Этого духа представляли оборотнем, который незаметно, обернувшись животным или человеком, проникает в село и вызывает мор. Чтобы избавиться от духа, и устраивали обряд «опахивания села». Начинался он с того, что пожилая женщина, чаще всего, вдова, в полночь, в одной рубахе, в глубокой тайне собирала женщин и девушек. Мужчины не участвовали в обряде. Женщины и девушки, в белых рубахах, с распущенными волосами, обходили кругом села. В руках держали печные заслонки, сковороды, ухваты, а также предметы христианского культа: иконы, свечи, ладан в кадиле или горшок с раскаленными углями. Девушка, вдова или нерожавшая замужняя женщина впрягались в соху. При опахивании соха отбрасывала землю в сторону, противоположную селу, на перекрестках сохой прочерчивали крест. Остальные участницы обряда стучали в сковороды, заслонки, устраивая страшный шум. Считалось, что шум, издаваемый человеком, его орудиями труда и предметами быта, отгоняет представителей нечеловеческого мира – нечистую силу.

Корольков В. Спасение от мора.

При совершении обряда пели заунывные погребальные песни

Девять девок, три вдовы,

Со ладаном, со свечми,

Со горячей со золой!

Мы огнем тебя сожжем,

Кочергой загребем,

Помелом заметем,

Попелом забьем,

Выйди вон! Выйди вон!

Очерченный сохой магический круг вокруг деревни преграждал путь эпидемии. Обрядовое взятие охраняемого предмета, человека или территории в круг – древний распространенный магический прием (вспомним гоголевского Хому Брута). Круг отделяет безопасное,  человеческое пространство от опасного, потустороннего. Распущенные волосы, частичная или полная нагота являются неотъемлемыми условиями исполнения многих обрядов. Кроме того, наготе приписывалась охранительная, отгоняющая злых духов функция. Такой же функцией наделялись в восточнославянских традиционных верованиях и земледельческие орудия труда. Соха, борона воспринимались в обрядовой практике как магические предметы, отгоняющие нечистую силу. Усиливали охранительную функцию обряда и предметы христианского культа: иконы, ладан, свечи.

Однако не только Коровьей Смерти опасались в феврале.

В тот же день, 5 февраля, будто бы летали в виде птиц нечистые духии заглядывали в печные трубы. От них защищались, окуривая трубы чертополохом. 

С конца февраля принимали меры против лихорадки или, по народному, «кумохи». Говорили, что кумоха выходит из дремучего леса вместе с двенадцатью сестрами лихоманками и посылает их знобить, трясти, мучить жаром людей.

Чтобы кумоха не напала, старались в конце февраля не спать днем и под вечер. Говорили:

Кто спит под вечер в феврале, тот наспит кумоху.

Или

С Тарасия  (25 февраля) не спят днем – кумоха нападет.

Считалось, что от кумохи жильцов дома защищает Домовой, он стережет кумоху и отгоняет ее от жилья.

This entry was posted in "Круг светлых дней" (книга А.А. Пискулина), медиалекция, Новости. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий