7 апреля — Благовещенье Пресвятой Богородицы

Продолжаем выкладывать книгу историка, этнографа, сотрудника Елецкого краеведческого музея Алексея Пискулина «КРУГ СВЕТЛЫХ ДНЕЙ» — русские народные праздники, традиции, обряды, верования и поверья, а также региональные историко-культурные особенности Черноземья.

Икона Богородицы «Благовещение» Киевская

Большим праздником для народа было и остается Благовещенье Пресвятой Богородицы – 7 апреля. На Руси говорили:

 Благовещенье – большой праздник у Бога, даже грешников в аду не мучат.

 Рассказывали о том, что утром в Благовещенье солнце играет на небе, переливается разными цветами. В этот день грехом считалось делать любую, даже самую легкую работу. Даже сейчас у нас говорят: «В Благовещенье птица гнезда не вьет, девица косы не плетет». Людей, которые нарушают запрет, ждало, по поверью, наказание. Замужние женщины рассказывали младшим сестрам и дочерям историю о наказании  непослушной девицы, севшей прясть в Благовещенье и превращенной в кукушку, которой даже запрещено иметь свое гнездо. Благовещенье воспринималось народным сознанием как день окончательного установления тепла и весны. Говорили:

 На Благовещенье весна зиму поборола.

Считалось, что в этот день земля «открывается» и Бог благословляет ее на сеянье.  В этот день девушки исполняли особые окликания – «гукали весну», торопили ее приход. В некоторых губерниях весну угощали пирогами, которые оставляли на ночь на возвышенном месте со словами «Вот тебе, матушка Весна!». Девушки за околицей деревни разжигали костры, чтобы «погреть землю, помочь ей пробудиться». Если в Сороки как бы «выпускали на волю» печеных жаворонков, то в Благовещенье – живых птиц. Говорили:

На Благовещенье выносят пчел, птицам волю дают.

Этот обычай связан с представлением о птице как о Божьей вестнице и посреднице между миром людей и другими мирами. Отпустить птицу на волю – значило помянуть своих умерших предков. Голубятники же на Благовещенье в первый раз гоняли этих красивых птиц в голубом весеннем небе.

Завершали традиционный обрядовый цикл периода Великого поста Вербное воскресенье и  Страстная неделя, обряды которых также были насыщены глубоко архаической символикой.

Современные этнографические исследования Елецкого края и соседних регионов Черноземья показали, что многие верующие люди соблюдали пост и в советское время. В постсоветский период число людей, соблюдающих посты, заметно растет. Даже многие молодые люди говорили о том, что постятся сами или о том, что пост соблюдают их родственники, друзья, знакомые.

Такие важные праздники, как День сорока мучеников, Благовещение, Вербное воскресенье, приходившиеся на период Великого поста, в наших местах всегда соблюдались, сохранялись и обряды, связанные с ними.

 В 60-х – 70-х годах XX века в Ельце еще сохранялся русский городской обычай держать птиц: было огромное количество голубятников, ловили и покупали щеглов, чижей, репнухов. Мелких лесных птиц, согласно давней общерусской традиции, принято было выпускать на волю в праздник Благовещенья.

This entry was posted in "Круг светлых дней" (книга А.А. Пискулина), медиалекция, Новости. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий