2 марта 2021 года исполнилось 95 лет заслуженному художнику России Анатолию Фомичу Школину, учившемуся в 1948-53 гг. в Елецком художественном училище.

Анатолий Школин родился 2 марта 1926 года в Брянской области. Первые азы творчества получил в Бежицком доме пионеров, вместе с братьями Ткачевыми, с 1941 – подпольщик, в 1943-м доброволец, добавивший себе год, т.к. не брали в армию, с ручным пулеметом в пехоте 1-го Белорусского, тяжело контужен во время освобождения Гомеля. В госпитале обратили внимание на стену, где углем был нарисован Суворов и Чапаев на конях, доложили, что это тот контуженный изобразил. Так он попал в запасной полк, занимался оформлением стрельбищ и клубов. Нарисованная им фигура солдата была настолько правдоподобна, что однажды, генерал поздоровался с рисунком. И сегодня мастер уверен, что образцовое оформление нужно для того, чтобы солдаты знали и видели, что именно им надо защищать.

А.Ф. Школин вспоминает: «Я на фронте, в окопах, ждал, верил, что скоро кончится война, и если останусь жить, то скорее бы учиться, чтобы уметь и иметь возможность изобразить красоту и поделиться этой красотой с другими». Его мечта осуществилась – всей своей жизнью и творчеством служит он красоте природы.
А. Ф. Школин – заслуженный художник России, член Союза Художников СССР с 1970 года, ветеран Великой Отечественной войны. Он не только замечательный живописец, но также талантливый фотограф и поэт. За боевые заслуги А.Ф. Школин награжден орденами «Отечественной войны» II степени, «За служение Отечеству» III степени, медалью «За Победу над Германией» и многими другими наградами. После войны он со своими товарищами основал художественную мастерскую в г. Брянске, которая со временем стала основой Брянского отделения Союза художников СССР.

В 1948 поступает в Орловское художественное училище в Ельце, которое заканчивает в 1953г., и в 1954 поступает во ВГИК.

По окончании в 1961 году Всесоюзного Государственного института Кинематографии он более 35 лет преподавал на художественном факультете ВГИКа и работал художником на Киностудии имени М. Горького.

При разнообразии жанров, прозаичности сюжетов, разнообразии живописной техники и форматов полотен, основная содержательная категория его произведений – живописная «ода к радости», гимн всему сущему. Анатолий Фомич не беспристрастный наблюдатель, не репортер от живописи, а мастер, с юношеской жаждой жизни, следующий за натурой и объединяющий окружающее в одну философию приятия жизни. В его работах зритель не найдет состояния духовного онемения, банального равнодушия. Недоказанность его натюрмортов требует особого внимания от зрителя. «Когда предмет настоящий, ты сам становишься настоящим, а когда алюминиевая ложка в руках, то станешь алюминиевым». Анатолий Фомич остался верным еще полученному в детстве завещанию от матери: «Сынок, когда научишься писать и рисовать, не уставай цветы писать и людям радость доставлять».

В каждой работе присутствует реалистическая установка на верность места и обстоятельств. Предмет задается так, чтобы ощущались запахи, гладь воды, набирающая ранней весной свою зелень листва. Тонкие пейзажи-настроения, древнерусская архитектура, портреты – все настроено на передачу не только эмоционально-архитектурного ландшафта, а события, где даже воздух является действием. Этому играет на руку собственная художественная живописная манера, поднимающая работы до блестящего пластического воплощения. Точный, энергичный, слитный по цвету мазок создает впечатление дрожания теплого воздуха, колебание языков пламени, упругость слежавшейся соломы на крыше. «В работах моих нет растирки, растирать и ждать когда будет благополучненько, это не для меня. Я лишь замечаю, а не кладу в рот, не пишу, а разговариваю со зрителем». Разговор получается разный. Задушевный («Колхозная ферма»1961, «Причал в городе Кемь»), хватающий за душу («Ждет. Вдова»1967), полный экспрессии, кричащий, бьющий в набат («На безымянной…»2005), полный тревоги и предчувствуя («Тревожная весна. Первая весна XXI столетия.»). Но всегда уверенный, с любовью к собеседнику и надеждой.

Для него война никуда не ушла. В окопах люди были дружны, мечтали о нерождённых детях, писали письма. «Война – это не стрельба, не пиротехника, война – это несоответствие жизненных начал. Это отсутствие возможности учиться, жить».
«Я запрещаю вводить в творчество даже малую долю конъюнктуры. Если думать о коммерции, получается не произведение искусства, а просто изделие». На вопрос как же жить, отвечает просто: «Мы с Шукшиным уголь разгружали по ночам».

А. Ф. Школин — участник большого числа разнообразных выставок, в том числе всесоюзных, всероссийских и международных. Произведения художника находятся во многих галереях, музеях и собраниях коллекционеров в России и за рубежом.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA



This entry was posted in Виртуальные выставки, Новости, Художники - выпускники Елецкого(Орловского)художественного училища. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий