Продолжаем публикацию книги Алексея Пискулина «КРУГ СВЕТЛЫХ ДНЕЙ».

ПЕТРОВ ДЕНЬ.

12 июля по новому стилю празднуется День святых первоверховных апостолов Петра и Павла.    

В народе  – Петров день.

Празднества и обряды Петрова дня во многом перекликаются с праздничной традицией Иванова дня. Этот праздник также был приурочен к солнцевороту и насыщен обрядами, связанными с почитанием солнца,  и приобщением к его животворящей силе.

Начало июля в крестьянской жизни было отмечено особой порой – сенокосом.

Петров день открывал покос.

 К этому дню за время Петрова поста хозяйки припасали сметану, масло, творог; ими разговлялись после поста. Петров день был отмечен особыми посещениями: тещи проведывали зятьев, крестные с пшеничными пирогами навещали крестников, сваты угощали друг друга за праздничным столом.

 В Ельце  шестидесятых-семидесятых годов обычай посещения тещей зятя еще сохранялся. Так, жительница Ельца Анна Емельяновна Чаплыгина (1905 г.р.) в Петров день каждый год ходила в гости к своему зятю Петру в Лучок, зять был на Петра и Павла еще и именинник.

Важен был этот день и для девушек. На петровских гуляньях устраивались качели, на которых девушка выбирала суженого-ряженого.

В Петров день заканчивались летние молодежные гулянья, пик которых приходился на время между Троицей и Петровым днем. Гулянья этого периода были насыщены любовной символикой. Все игры и хороводы сопровождались поцелуями. Парные и коллективные пляски носили характер ухаживаний и заигрываний парней и девушек.

Популярным развлечением на гуляньях Петрова дня были качели.

На качелях сидели или стояли девушки, которых раскачивали парни. Петров день был последним днем летних гуляний. Он часто назывался «прощальным» — в конце этого дня все кланялись друг другу, «прощаясь» до следующей весны.

Предшествующая празднику ночь проходила весело и своеобразно. Молодежь бегала по деревне с веселым шумом и криком, пугала прохожих. Принято было украшать себя ветвями – один из самых древних элементов ряжения. У хозяев со двора воровали все, что плохо лежит, залезали в огороды, вытаскивали овощи. Украденными бочками, телегами, кольями из забора, ветками деревьев, боронами перегораживали улицы. Борона в данном случае играет роль предмета, который многие земледельческие народы использовали для ритуальной защиты от нечистой силы.

Этнографы называют подобные молодежные развлечения «ритуальные бесчинства». В древности их целью было изгнание нечистой силы. В Черноземье такие бесчинства до сих пор сохраняются, их называют «чередилки», «череда»; хулиганить, развлекаться в ночь накануне Петрова дня – «чередить».

Утром Петрова дня молодежь шла встречать восход солнца.

 Во многих районах Черноземья эта традиция носит название «солнцекараул» и сохраняется до сих пор. Считается, что солнце утром Петрова дня «играет» на небе. Ожидать восход солнца отправлялись за село на красивое возвышенное место, жгли костры, пели, плясали, веселились.

 Песни, игры и пляски были насыщены любовно-брачной тематикой. Так, например, распространена была игра «в свадьбу».

 Из парней выбирали жениха, роль невесты исполняла замужняя женщина, их сажали на два колеса (колесо- символ солнца) и разыгрывали все этапы свадьбы от сватовства до венчания.

Во многих селах Петров день был еще и престольным праздником. В этом случае праздновался он в течение трех дней, сопровождался ярмаркой и приездом гостей из окрестных сел.

День этот считался и праздником рыбаков, так как рыбаком был апостол Петр. В этот праздник рыбаки служили молебны, скидывались на общую свечу, которая ставилась в церкви к иконе святого Петра.

В Черноземье этот праздник называют также: Петровки, Чередилки, Череда, Солнышко, Солнцекараул. Праздник приходится на середину лета – время, когда в центральной России солнце находится на пике своей силы. Издревле к этому периоду приурочивались обряды, связанные с почитанием солнца. Люди стремились приобщиться к его силе, дающей жизненную энергию и здоровье человеку, благополучие и процветание всему живому.

В 2011 – 2013 годах мною проводились масштабные этнографические исследования народных традиций, праздников, обрядов, обычаев и поверий Черноземья. Их целью было выяснить, в какой степени на сегодняшний день сохранились в наших местах древние народные традиции.

Главными элементами обрядности Петрова дня, сохранившимися в Центральном Черноземье и непосредственно в Елецком крае к рубежу XX – XXI вв., являются очень древние по своему происхождению «обрядовые бесчинства» в ночь под праздник и встреча восхода солнца утром Петрова дня.  Как мы уже знаем, целью «обрядовых бесчинств» являлось изгнание зла и нечистой силы из мира людей. В наших краях их называют «череда», «чередилки»; наиболее распространено выражение «чередить». Ночью повсеместно молодежь «чередит»: перегораживают дороги, разбирают заборы, пугают ночных прохожих, меняют коров у хозяев, крадут во дворах оставленные без присмотра вещи, то есть занимаются мелким беззлобным хулиганством, допустимым и даже рекомендуемым народной традицией в эту ночь. «Чередилки» — исключительно молодежное занятие. Старшее поколение, в целом, относится к такому развлечению с пониманием, потому что в свое время сами «чередили». Взрослые лишь принимают меры к охране: убирают со двора телеги, машины, сено, ведра, крепко запирают ворота, многие караулят свои дворы и сады всю ночь. Охраняют также общественные здания: сельскую администрацию, детские сады, школы, сельские клубы и т.п. В некоторых селах пытаются отвлечь молодежь от «чередилок» ночной дискотекой в клубе. Тем не менее, новые поколения молодых «чередят», как и в прежние времена. Лишь из нескольких сел Становлянского района поступила информация, что в последние годы «чередить» стали меньше. В селе Ламское это объясняют тем, что стало меньше молодежи; в деревне Толстая Дубрава администрация активно борется с «чередилками», считая их простым хулиганством, привлекая молодежь ночной дискотекой.

В целом, масштабы «чередилок» по-прежнему велики, особенно в сельской местности. В деревню Чемоданово Становлянского района, например, в Петров день даже не может проехать рейсовый автобус из райцентра, так как дорогу у села в нескольких местах заваливают буреломом. Несколько информантов из Становлянского района упоминали о том, что во время «чередилок» некоторые прикрепляют к одежде зеленые веточки и в таком виде пугают прохожих. Эта деталь, воспринимаемая рассказчиками как шуточная, восходит к древней традиции рядиться, используя ветви.

О том, как проходит Петров день в разных районах Черноземья поступило очень большое количество информации:

с. Кличено Становлянского р-на.

Ночь накануне Петрова дня называют «чередилки». Утро, когда солнце караулят, называют «солнышко».

Покровский р-н Орловской обл.

Как чередят: меняют коров у соседей, снимают ворота, перекладывают кирпичи, выкатывают со двора технику; раньше, у  кого были кадушки с водой, выливали воду, надевают белую простыню на себя, подставляют фонарь к лицу и пугают людей. Был случай: один мужчина спал на диване у себя во дворе, его вынесли вместе с диваном и поставили на узкую плотину на пруду. Проснулся – кругом вода.

с.Знаменка Долгоруковского р-на.

Ночью на Петров день чередят. Дороги перегораживают, заборы разбирают. Окна глиной замазывают. Одной бабушке к двери лодку с речки Олым принесли. Село стоит на берегу речки. Берег высокий, крутой – не лень было нести.

с. Грязцы Ливенского р-на Орловской обл.

Ночью на Петров день чередят сильно, вся молодежь чередит. Разбирают заборы, с одного двора туалет деревянный сняли и посреди дороги поставили. Дороги перегораживают. Мы с бабушкой в ночь под Петров день не спим, караулим, стережем, чтобы не начередили, не разорили, не украли что-нибудь.

Для обозначения Петрова дня в Грязцах используют еще слово «череда». «Череда пришла». Молодежь чередит всю ночь, а утром ждет восхода солнца. Сидят до шести утра.

В Чемоданове на «Чередилки» перегораживают дорогу между Ламской и Чемодановым. Даже автобусу не проехать – поворачивает обратно. Администрация каждый год «принимает меры», требует найти и наказать хулиганов, но, несмотря ни на что, молодежь чередит каждый год.

с. Верховье Орловской обл.

Чередят. Чтобы никто не видел. Жгут стога сена, рухлядь. Усыпают дорогу стеклом битым. Пугают. Свеклу с огородов выдергивают. Дорогу перегораживают. Чередят подростки.

Встречают солнце – «солнцекараул». Употребляют этот термин и для обозначения праздника Петрова дня в целом.

А на Ивана Купалу с утра до ночи все – и дети, и молодежь, и взрослые обливаются водой.

с. Лобаново Ефремовского р-на Тульской обл.

Рассказывали: Если кто-то из местных жителей в течение года чем-то прогневал молодежь, то на «Солнышко» обязательно состоится месть. В 80-х годах дети перепахали уже засаженный огород местному участковому. Был еще один житель, вредный дедок. У него один раз увели лошадь, и как раз с помощью этой лошади и был перепахан огород участкового.

Следует отметить, что в Ельце и округе слово «чередить» употребляется и вне рамок Петрова дня для обозначения мелкого беззлобного хулиганства, необычной выходки.

Утром молодежь повсеместно ходит встречать солнце. Это называется «солнышко» или «солнцекараул». Такие названия зафиксированы, в основном, в Становлянском и Измалковском районах Липецкой области и Ливенском районе Орловской области. Парни и девушки большими компаниями отправляются к самому высокому и красивому месту в округе и встречают восход солнца. Считается, что солнце в это время «играет» — «переливается и отсвечивает разными цветами». Эта традиция очень стойкая. В советское время в Елецком районе она даже стала частью мероприятий, проводившихся в пионерском лагере «Белая березка», стоящем на берегу реки Воргол. Ей, конечно, не придавалось обрядового значения, но все действия полностью соответствовали древней обрядовой традиции.

Характерно воспоминание одной девушки о своем детстве, проведенном в селе Кличено Становлянского района. Когда она была маленькая, родители говорили ей, что солнце утром Петрова дня «раздает всем конфеты» и для этого нужно залезть на крышу. Здесь заключен все тот же древний смысл: солнце дает земле и людям радость жизни и жизненную силу.

В деревне Толстая Дубрава Становлянского района зафиксирована информация о гаданиях в Петров день. Встретив солнце, девушки отдельно от парней идут гадать: они бросают венки из цветов в речку и смотрят, в какую сторону поплывет венок. «День-то Петров, венок может по-всякому поплыть. В какую сторону поплывет – оттуда и жениха ждать».

В целом, повсеместно в Черноземье Петров день является самым любимым народным праздником современной молодежи.

This entry was posted in "Круг светлых дней" (книга А.А. Пискулина), медиалекция, Новости. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий