Медиалекция. ЗДРАВСТВУЙ, МУЗЕЙ!

    Художественный музей ( до 2021г. – художественный отдел краеведческого музея) впервые открыл свои двери для посетителей 4 декабря 1981г. В это время экспозиция размещалась только на первом этаже старинного здания пос­тройки конца XIX века. В 60-70-е гг. 20 века здесь находился магазин «Детский мир», а до революции – молочные ряды Архангельской площади. Потребовалось много  уси­лий со стороны  Алексея Прокофьевича Небуко, который был в то время директором музея, и елецких художников для того, чтобы спасти  здание, предназначенное под снос. После капитального ремонта, под руководством первого заведующего художественным отделом Зыкова Михаила Алексеевича,12 апреля 1987 года открылся второй этаж. В настоящее время  первый этаж служит выставочным залом, где    постоянно прово­дятся выставки работ современных профессиональных и самодеятельных художников, фотохудожников, выставки из фондов музеев города и области. Второй этаж – картинная галерея, обладающая  лучшим в Липецкой области собранием произведений западноевропейской и русской живописи XVIII- XX вв. В экспозиции насчитывается более четырехсот произведений искусства: живопись, графика, скульптура, керамика, изделия из художественного стекла, старинная мебель.

Западноевропейская живопись

В первом зале второго этажа представлена небольшая коллекция картин западноевропейских художников. Большая её часть — это работы неизвестных мастеров итальянской, французской, голландской, немецкой школ живописи. Они, как и большинство картин русской живописи восемнадцатого и девятнадцатого веков, поступили в елецкий краеведческий музей после 1917 года, в период его формирования, из дворянских усадеб и купеческих домов Ельца и округи. Они различаются по принадлежности к той или иной школе европейского письма. Например, картина «Обнаженная у ручья» – неизвестного французского художника конца XIX века. Интересна работа голландского художника XVIII века «Бой петухов». Две работы неизвестного немецкого художника  — «Задушевная беседа» и «Догулялся» представляют собой жанр сюжетно-тематической картины.

Больше всего привлекает внимание в этом зале картина итальянского живописца начала девятнадцатого века  Н.Скьявони (1777-1858) «Портрет дамы в вечернем туалете». На портрете изображена Дарья Афанасьевна Красовская, фрейлина императрицы Александры Федоровны. В начале 20-х годов сотрудник музея нашел это полотно в одной из отдаленных деревень Елецкого района. В 60-х годах картину отправили на реставрацию, в результате которой была открыта подпись художника. В зале находится также картина неизвестного итальянского художника XVII в. «Святая Тереза с терновым венцом». На ней изображено конкретное историческое лицо — Тереза де Хесус. Она являлась крупнейшей писательницей эпохи испанского Возрождения, выдающейся деятельницей Реформации в Испании. В 1614 г. была причислена к лику католических святых.

Русская живопись XVIII— нач.XX вв.

Осмотр экспозиции начинается с картин русских художников XVIII в. Здесь находятся работы неизвестных авторов, представляющие несомненный художественный интерес. Русское искусство XVIII в. носило ярко выраженный светский характер. Ведущим жанром был портрет. Живописцы создали типичные образы людей своего времени, сумев передать в них характерные черты эпохи и индивидуальные особенности портретируемого.

Остановимся на парадном поясном портрете Екатерины II, школы Федора Степановича Рокотова. Екатерина II изображена в профиль и, в соответствии с требованиями парадного портрета, ей преданы черты просвещенной, мудрой государственной правительницы, которая 33 года была на русском престоле.

Парадный овальный погрудный портрет К.Г. Разумовского, президента Петербургской Академии наук, является копией работы известного итальянского художника Помпео Баттони, скопированный в 1858 г. неизвестным художником. Оригинал был написан в 1766 г. К.Г. Разумовский изображен с высшей наградой России — звездой Андрея Первозванного и голубой лентой этого ордена, перекинутой через правое плечо и орденом Белого Орла, высшей награды Польши

Также в экспозиции много работ неизвестных авторов, представляющих несомненный художественный интерес и требующих дальнейшего изучения. Совсем недавно удалось выяснить имена портретируемых на картине неизвестного художника к.XVIII – нач.XIX вв. –  ими оказались  известная русская балерина Надежда Карпакова и ее брат Михаил. В Казанском художественном музее имеется портрет Надежды Карпаковой кисти В.Тропинина, который несомненно написан под впечатлением картины, находящейся в нашем собрании.

Родоначальником реалистического направления в русском искусстве был Федотов Павел Андреевич (1815-1852г.г.). Русское общество увидело в его работах свою жизнь, рассказанную искренне, правдиво и удивительно ярко.

За недолгую жизнь Федотов создал более 40 живописных произведений и более полутора сотен акварелей и рисунков. В последние годы своей жизни художник все чаще рисует детей и женщин с их душевной чистотой. Такова  и картина из нашей экспозиции — «Вдовушка» (1850-1851 гг.). Классиком русского реалистического пейзажа XIX в., одним из основателей Товарищества передвижных художественных выставок, является профессор Академии художеств Каменев Лев Львович (1833-1886 гг.).

Его творчество отличает яркая выразительность, высокая культура письма. Ему присуще «чувство натуры», природы и ее явлений. Экспонируемая у нас картина «Облачный день. Охота» (1881- 1882 г.) привлекает, прежде всего, тем проникновенным чувством любви и грусти, с которыми художник запечатлел типичный для средней полосы России сельский пейзаж. Есть в нашем собрании и прекрасная работа активного участника Товарищества передвижных художественных выставок, академика Академии художеств  Александра Александровича Киселёва (1838-1911) — «Кавказский пейзаж».

Видное место в мировой маринистической  живописи занимает Айвазовский Иван Константинович (1817-1900 гг.). В нашей экспозиции он представлен романтическим этюдом «На взморье»

 В анималистическом жанре работал русский художник-баталист Ковалевский Павел Осипович (1842-1914 гг.). Жанровые графические работы: «Крутой спуск» (1885 г.), «Гибель товарища» (1883 г.), представленные в нашей экспозиции,  повествует о трудной боевой жизни русских солдат, говорят о тонкой наблюдательности и мастерстве художника.

В нашей экспозиции также работа известнейшего художника-баталиста Верещагина Василия Васильевича (1842-1904 гг.), участника русско-турецкой (1877- 1878 гг.) и русско-японской (1904-05 гг.) войн. Экспонируемый этюд, подаренный нам Третьяковской галереей в 1931 году, «Православное кладбище в Самарканде» — результат впечатлений от жизни в Средней Азии и пример отрицательного отношения к войне

Есть у нас и бытовая картина редко встречающегося в музейных собраниях художника Грибкова Сергея Ивановича (1820-1893 гг.) «У колыбели» (1882 г.). Интересна работа передвижника, академика, профессора, живописца-жанриста и портретиста, ныне практически мало кому известного, Бодаревского Николая Корнильевича (1850-1921 гг.) — «Портрет женщины в голубой блузе» (1886 г.). Портрет написан в реалистической манере, и на нем изображена сестра художника — Елена Корнильевна Бодаревская, в замужестве Дерягина

Среди русской живописи  XIX нач. ХХ вв. работы таких известных художников, как В.Д. Поленов, С.А.Коровин,В.Н.Бакшеев.

Коровин С.А. Автопортрет.
Бакшеев В.Н. Задумалась.

 Наша небольшая, но очень насыщенная коллекция представляет несомненный интерес тем, что наряду с произведениями известнейших мастеров, хорошо представленных в музеях России, у нас хранятся картины и менее известных авторов, чьи произведения в других собраниях встречаются очень редко или вовсе отсутствуют.

Так в нашей экспозиции представлены «Портрет старика» Ф.Е. Бурова–учителя К.С. Петрова-Водкина, «Девушка с папиросой» Н.А. Брызгалова, «Финский залив» А.Н. Бенуа, «Новая земля» А. А. Борисова и др.

А вот имеющиеся у нас три работы основоположника латышской живописи — художника О.С. Бертинга, который  прожил несколько лет в нашем городе и вовсе уникальны — его работ нет ни в одном музее нашей страны

Есть в нашем музее и знаменитое каслинское литье. Это работа известного русского скульптора Е.А. Лансере «Джигитовка лезгин»

Русский авангард

О.В.Розанова. Пожар в городе.

Обращают на себя внимание посетителей работы художников русского авангарда. Среди них такие имена, как О.В. Розанова «Пожар в городе», В.В. Рождественский «Игра в бильярд»,

Н.В. Синезубов « В питейном заведении», И.В.Клюн «Супрематическая композиция»,

Н.Е.Кузнецов «Натюрморт». Несколько лет назад, в 2012 году, стало известно, что они поступили в елецкий краеведческий музей в 1919 году из музейного фонда, который распределил картины мало кому известных тогда художников по 50 музеям страны, и наш музей стоял первым в этом списке.

Художники — земляки

Экспонируются в художественном музее и картины наших художников-земляков. Одним из старейших елецких художников является Д.И. Гнездич-Гнездилов (1874-1945 гг.). Он жил в Ельце. С 1926 года участвовал в выставках в Ельце, Курске (живопись, акварель, тушь). В 1918-1921 гг. руководил Объединением молодых художников, громко именовавшим себя «Союзом художников».

В экспозиции представлено несколько работ народного художника РСФСР Мешкова Василия Никитича (1867-1946 гг.). Больше других обращают на себя внимание 2 его работы. Одна из них — «Девушка и сирень» написана в 1912 году, в период расцвета творчества художника. Вторая – «Натюрморт  с золотыми шарами»  — в последний год его жизни. Из зеркала с полотна картины на нас смотрит сам автор. Работа имеет глубокий философский смысл.

Работы нашего земляка Н.П.Ульянова (1875-1949), подаренные после смерти художника его женой, являются одной из изюминок коллекции. Особо обращает на себя внимание «Портрет А.С Глаголевой» — первой жены художника.

Большого мастерства в жанре портрета, работая в сложной технике акварели и пастели, достиг ещё один наш земляк — Космин Иван Владимирович (1882-1973 гг.). В экспозиции — две его работы

Основоположником белорусской живописи волею судеб стал наш земляк, народный художник Белоруссии — Волков Валентин Викторович (1881-1964). У нас представлено несколько его работ, подаренных дочерью художник

В одном из залов размещена выставка русского и зарубежного фарфора и фаянса, изделий из цветного стекла XVIII-XX вв

Уникальна скульптура из бисквита (это непокрытый глазурью фарфор) Адели Васильевны Вернер «Усталость»(1903г.), привезенная елецким купцом Желудковым с Парижской выставки.

Удачным дополнением интерьеров залов музея служат образцы художественной    мебели XVIII — XX вв, старинный немецкий рояль, настенные часы в деревянной резной раме.

This entry was posted in медиалекция, Новости. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий