Иван Клюн

                                              

Русский художник, график, скульптор и теоретик искусства, мастер русского авангарда первой половины XX века, соратник и последователь К. С. Малевича.
Иван Владимирович Клюн (Клюнков) родился в семье плотника – старообрядца в деревне Большие Горки во Владимирской губернии. В поисках лучшей жизни в 1881 году семья Клюнковых переехала на Украину и поселилась в Киеве. Там будущий художник впервые проявил интерес и способности к рисованию. Но поскольку большого достатка в семье не было, родители не разрешили единственному сыну получить ненадежную в финансовом отношении профессию живописца. Иван поступил в Киевское реальное училище и стал учиться на бухгалтера, а в свободное время самостоятельно изучал живопись, перерисовывая из журналов репродукции известных картин. Например, сохранилась его копия картины Генриха Семирадского           «На качелях».

В начале 1890-х Клюнков окончил училище и примерно в 1892 году поехал работать вместе с отцом в местечко Рамонь Воронежской губернии. Приглашение поработать в имении принца ОльденбургскогоКлюнков получил от своего бывшего киевского сослуживца, который предложил ему должность своего помощника. В 1892-1893 годах Иван служил помощником бухгалтера на сахарном заводе в Рамони, а в свободное от службы время продолжал заниматься рисованием. В Рамони молодого человека чуть не женили. Об этом эпизоде художник написал в своих воспоминаниях, опубликованных только в 1999 году.

Работая на сахарном заводе, он познакомился с «молодой девицей, брюнеткой, очень красивой и с темпераментом», навещавшей иногда своего дядю – кассира завода. Ее отец был богатым подрядчиком в Воронеже, «который имел собственный дом с фруктовым садом на Садовой улице». Родители барышни пригласили молодого бухгалтера бывать у них дома, и были не прочь выдать за него свою единственную дочь. Когда предложения жениться стали настойчивыми, Иван внезапно взял расчет и уехал из Рамони. Этот поступок художник в своих воспоминаниях объяснил «бессознательным стремлением к более высокому положению, к более значительным интересам». 

Клюнков переехал жить к дяде польский город Ломжа (Польша в то время была в составе Российской империи). Там он предпринял неудачную попытку поступить вольноопределяющимся на армейскую службу. После чего вновь устроился работать бухгалтером. Вдали от родительской опеки и мечтая все же стать художником, Иван в 1896 году поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Варшаве, но параллельно продолжал работать бухгалтером. После двух лет учебы в Польше Клюнков переехал жить в Москву.

     В 1898 году молодой художник приехал в Москву, где устроился работать сначала счетоводом, а затем бухгалтером. Стремясь продолжать обучение живописи, Клюнков стал посещать московские частные студии художников В. Ф. Фишера и Ильи Ивановича Машкова , а в 1903 году поступил студентом в студию Фёдора Ивановича Рерберга (1865-1938), обучившего его технике акварели.
Как отмечают историки, в годы учебы художественные вкусы Клюнкова были традиционными. Он увлекался творчеством передвижников, писал реалистические пейзажи и натюрморты.
Впрочем, некоторые источники пишут, что в начале 1900-х годов художник писал и в традициях символизма и модерна под влиянием творчества М. А. Врубеля, В. Э. Борисова-Мусатова и Н. Д.,Милиотти.


       А еще большое впечатление на художника произвели выставка современной французской живописи, которая проходила в 1908 году в редакции журнала «Золотое руно» и выставка произведений французских художников из коллекции С.И. Щукина. Художник даже пытался писать пейзажи в импрессионистической манере.

С 1908 по 1911 год Клюнков экспонировал свои работы на выставках Московского товарищества художников. Отмечу, что к этому времени Иван женился и, чтобы прокормить семью, продолжал работать бухгалтером. Опасаясь, что его художественные наклонности могут повлиять на отношение к нему начальства и во избежание неприятностей по службе, художник стал подписывать картины псевдонимом – фамилией своего прадеда – Клюн.

   В студии РербергаКлюн в 1907 году познакомился, а затем и подружился с Казимиром Малевичем. Отношения художников были настолько дружеские, что когда Малевич перевез в Москву семью, он первое время жил в доме Клюна. 

Эта встреча стала переломным моментом в его творческой жизни, поскольку Малевич оказал колоссальное влияние на дальнейшее развитие художника, ввел его в художественные круги русского авангарда, приобщил к творческим и теоретическим поискам новых путей в искусстве. Впрочем, как ни странно, исследователи авангардной живописи, проанализировав работы Малевича и Клюна 1900х годов, признают ведущую роль Клюна в их творческой деятельности. Особенно это первенство видно в цикле, получившем название «Эскизы фресковой живописи» (1907). Главный редактор издательства «Русский авангард» Андрей Сарабьянов тоже называл Клюна фигурой международного значения: «Клюн, как и многие русские авангардисты, был предтечей многого из того, что обрело впоследствии почву за рубежом»

Историки пишут, что в 1910-х годах художник прошел почти через все направления модерна и начального авангарда, прежде чем окончательно «нашел себя» в кубизме, конечно же, под влиянием Малевича. Клюн активно участвовал в культурной жизни «футуристической» Москвы и вместе с Малевичем выставлялся на многих авангардных выставках.

На фото — в центре (с трубкой) Владимир Татлин, позади него — Иван Клюн, справа — Казимир Малевич и его вторая жена София Рафалович. 1915 г.


 Художник был в числе учредителей и членом художественного общества «Московский салон», возникшего в октябре 1910 года по инициативе выпускников МУЖВЗ. Основной задачей Салона была организация выставок. Первые выставки нового общества в феврале и декабре 1911 года объединили художников и архитекторов самых разных направлений. Последние выставки «Московского салона» состоялись в декабре 1920 года. Правда, Клюн вышел из общества еще в 1916 году.
В 1910 году художник, опять же благодаря Малевичу, познакомится с членами петербургского объединения авангардистов «Союз молодежи» и вместе с другом Казимиром экспонировал новые работы на последней петербургской выставке Союза в конце 1913 – начале 1914 года.
Под влиянием Малевича в 1913-14 годах Клюн обратился к кубизму. Основной темой его картин стали бытовые приборы и посуда – граммофон, кувшин и т.д. Исследователи кубизма отмечают, что в отличие от Малевича, который видел в кубизме возможность создания «алогизма», Клюн находил в нем, прежде всего, логику, его предметы расчленены, но вполне узнаваемы

   С 1913 года художник увлекся новыми формами, он создавал конструкции-коллажи из дерева, металла, стекла, фаянса, проволоки и других материалов, которые получили название скульптокартины или пикторельефы.

      С 1915 года начинается период беспредметного творчества Клюна, то есть переход к супрематизму. Он принял участие в «Первой футуристической выставке Трамвай В» и в «Последней футуристической выставке картин 0,10» (обе–1915), был одним из составителей манифеста супрематизма, опубликованного в каталоге второй выставки, а также проиллюстрировал буклет А. Е. Крученых «Тайные пороки академистов» (1916) и опубликовал в нем свой очерк «Примитивы ХХ века».

    В 1916 году Клюн становится членом группы «Супремус», созданной Малевичем, и членом редакции журнала с тем же названием, который так и не был издан ни разу. Опять же, некоторые историки пишут, что группу «Супремус» Клюн создавал вместе с Малевичем. Увы, группа просуществовала недолго. 

В этом же 1916 году художник принял участие в выставке Общества «Бубновый валет», которым восхищался еще во время первой выставки Общества в 1911 году. Вместе с другими художниками-супрематистами художник сотрудничал также с кустарными артелями в деревнях Вербовка и Скопцы.

После Октябрьской революции 1917 года Клюн, как и многие представители искусства авангарда, стал заниматься общественной деятельностью. Одним из первых поручений художника стало агитационное оформление Театрального сквера в Москве, которое Клюн выполнил совместно с А. В. Лентуловым.

В 1918 году художник стал работать в Коллегии по делам изобразительных искусств Наркомпроса (отдел ИЗО), где до 1921 года заведовал Всероссийским центральным выставочным бюро.
В том же 1918 году художник поссорился с Малевичем и решил отойти от супрематизма, назвав его трупом «с остановившимся мертвым взором». 

Весной 1919 года в Москве на выставке «Беспредметное творчество и супрематизм» Клюн представил 62 работы супрематической живописи и графики под общим названием «Искусство цвета» и объявил о своем окончательном разрыве с супрематизмом и обращении к «живому» искусству цвета.

Клюн продолжал активно рисовать и писать теоретические статьи. В 1918 году он стал преподавать дисциплину «Цвет» на факультетах живописи и керамики во  Вторых Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ). ГСХМ были созданы на базе Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а с 1920 года реорганизованы в ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские).

В 1920 году художник стал членом Института художественной культуры (Инхука), но из-за творческих разногласий через два года покинул его. С 1921 года Клюн состоял членом-корреспондентом АХН (Академии художественных наук), с 1925 года сотрудничал с объединениями ОСТ (Общество станковистов) и «Четыре искусства», с Государственным фарфоровым заводом в Петрограде. 

      В 1923 году художник оформил еще одну книгу А. Е. Крученых «Фактура слова. Декларация», в 1924-25 годах вел научную работу в исследовательском отделе Музея живописной культуры, где изучал взаимосвязь цвета и формы. В 1925 году на первой выставке ОСТа художник представил свои новые работы, написанные по выработанному им цветосветовому принципу.

     Во второй половине 1920-х годов Клюн увлекся французским искусством, вспомнив юность, он стал копировать из журналов картины Пабло Пикассо, Жака Брака и Хуана Гриса. Особенно привлекло Ивана творчество французского художника и основателя пуризма в живописи АмедеОзанфана (AmédéeOzenfant, 15 апреля 1886 — 4 мая 1966). Напомню, пуристы (от французского pur — чистый) хотели создавать простую и функциональную живопись, используя точное соединение геометрических орнаментов и отвергая декоративность и манерность. До середины 1930-х годов Клюнсоздавал натюрморты в духе пуризма. Новые работы, определяемые самим художником, как «конструктивный реализм», Клюн впервые показал на выставке общества «Четыре искусства» в 1926 году.

     Удивительно, что более десяти лет занимаясь профессиональной художественной деятельностью, Клюн продолжал совмещать ее с должностью бухгалтера. Только в 1927 году художник вышел на пенсию по состоянию здоровья. Казалось бы можно было отдыхать, но в этом же 1927 году Клюн вступает в Общество русских скульпторов и на его Второй выставке представляет свою беспредметную скульптуру «Электрификация». Чтобы кормить семью, художник рисовал плакаты для «Совкино» и цветочные композиции для Треста зеленых насаждений. 

Впрочем, к середине 1930-х годов художник, чтобы не попасть в опалу к представителям официального искусства, вынужден был перейти к живописи правящего соц. реализма, но его реалистические картины не принесли художнику успеха. В своем дневнике в конце 1930-х годов Клюн с горечью писал: «У нас нет социалистического реализма, а есть «реализм эпохи социализма», одетый в форму предыдущих эпох. Работа над созданием формы социалистического реализма подменена борьбой с формализмом». Прошлые беспредметные работы художника стали подвергаться критике за «формализм», к тому же, в 1934 году был арестован сын Георгий, а в 1938 году самого художника исключили из кооператива «Всекохудожник». Клюн даже согласился на заказ Института лесного хозяйства и рисовал с натуры иллюстрации для книги «Пороки древесины». Эта работа его раздражала, но надо было как-то выживать. Для души художник продолжал писать натюрморты, при этом щедро раздаривал их знакомым.

К творческим проблемам добавились личные беды – в 1939 году умерла жена, в 1942 году – погиб на фронте сын Георгий. Сердце художника не выдержало, 13 декабря 1943 года Иван Клюн скончался.
Его картин сохранилось немного, они находятся в музейных коллекциях и частных собраниях России, Европы и Америки. 

Автор статьи -бывший научный сотрудник МБУК «Елецкий городской краеведческий музей» — Дёмина Л.А.

#Авангард #Клюн

#ЕКМ #Елец #музей  #художественныйотдел #Март #2020г.

This entry was posted in Виртуальные выставки, медиалекция, Новости, Предметы экспозиции. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий