Виртуальная выставка.
https://expositions.nlr.ru/ex_print/paskha/paskha.php
А. В. Ярцева
Пасха. Светлое Христово Воскресение
«Великая Суббота, вечер. <…> Народу мало, несут пасхи и куличи в картонках. <…> Слышны шаги в темноте, белеют узелочки. В ограде парусинная палатка, с приступочками. Пасхи и куличи, в цветах, – утыканы изюмом. Редкие свечечки. <…>
– Крестный ход сейчас <…>. Едва пробираемся в народе. <…> Огненный змей взметнулся, разорвался на много змей, взлетел по куполу до креста… и там растаял. В черном небе алым Крестом воздвиглось! Сияют кресты на крыльях, у карнизов. На белой церкви светятся мягко, как молочком, матово-белые кубастики, розовые кресты меж ними, зеленые и голубые звезды. Сияет – Х. В. <…> И все накрыло великим гулом, чудесным звоном из серебра и меди».
И.С. Шмелев. «Лето Господне»
Заутреня«И вот Пасха пришла… Она пришла в тишине задумчивой, сосредоточенной ночи, где ее ждали замиравшие сердца. <…> Она пришла – и загудели разом все сердца к окраинам, от Москвы до Архангельска и Крыма, от Питера до Амура, и от окраин к сердцу – все бесчисленные колокольни, все серебристые колокола <…>. Село откликнулось ближайшему селу, села городам, — все слилось в одном перезвоне <…>».
Е. Поселянин. «Пасха» («Душа перед Богом»)
Христос воскресе!Изображение пасхальной ночи – украшенных огнями храмов, торжественного крестного хода – нашло отражение в работах художников для разных издательств. Некоторые из открыток напоминают о проведении праздника в Санкт-Петербурге. Столичная пасхальная служба начала XX века так описывается в издании Ф. Раевского «Петербург с окрестностями» (1902): «К слушанию заутрени собирается ко всем церквам весь Петербург.
Пасхальный крестный ход у Казанского собора в Санкт-Петербурге.
Особенно торжественны заутрени в Исаакиевском и Казанском соборах, кроме того – в Зимнем дворце, куда съезжаются все, имеющие право приезда ко двору. По трем пушечным выстрелам, которые производятся в крепости, первый – в 11 час[ов], второй – 11 ½, и третий – ровно в двенадцать, раздается первый удар громаднейшего колокола в Исаакиевском соборе, и вся столица моментально освещается огнями торжественной иллюминации и оглашается звоном колоколов всех церквей. Миллиарды огней от восковых свечей у храмов, газовых щитов, по улицам – у панелей, электрического света на высоких столбах Невского пр[оспекта], Б[ольшой] Морской и др[угих] ул[иц], Дворцовой площади и набережной – образуют чрезвычайно эффектный вид».
Гравюра издательства «Eau-forte» показывает особенность светового оформления главного городского храма на Пасху: «В Исаакиевском соборе горит газ в светильниках, которые держат укрепленные на углах собора ангелы. Это зрелище очень эффектно, так как газ горит в большом количестве и представляет вид пламенного столпа», – говорится в воспоминаниях С.Ф. Светлова «Петербургская жизнь в конце XIX столетия (в 1892 году)».
«Пасха стала вехою <…>. Какою-то звуковою памятью («Пасха!»), унесенной из детства. Тогда в ней была радость дымных факелов Исаакия, на жертвенных треногах, вознесенных к Небу. <…> Все бывает, когда весна – когда 18 лет и когда на Исаакии горят треножники пасхальным пламенем в заутреню. Дым относится ветром. Гудят, ворчат, что-то пересказывают друг другу и даже захлебываются колокола».
С. Горный. «Санкт-Петербург. (Видения)
«Утром проснулся я, и первое, еще не осознанное впечатление большой – нет! – огромной радости, которой как будто бы пронизан весь свет: люди, звери, вещи, небо и земля. <…> Неотразимо зовет улица, полная света, движения, грохота, веселых криков и колокольного звона. Скорее, скорее! На улице сухо, но волнующе, по-весеннему, пахнет камнем тротуаров и мостовой, и как звонко разносятся острые детские крики! Высоко в воздухе над головами толпы плавают и упруго дергаются разноцветные воздушные шары на невидимых нитках».
А.И. Куприн. «Пасхальные колокола»
Возвращение с церковной службы, обычаи праздничного дня – все это тоже изображалось на открытках. Авторы некоторых из них сейчас почти забыты, как, например, Филарет Александрович Милославин – преподаватель рисунка в одном из московских начальных женских училищ и иллюстратор книг, создавший открытку «От заутрени». Немного известно и об Иосифе Иосифовиче Смукровиче: книги он иллюстрировал с 1900-х годов, в 1924 году с его рисунками и обложкой вышел сборник стихотворений «Черные пастыри», половину которого занимают антиклерикальные басни Демьяна Бедного. А в начале XX века пасхальные открытки Смукровича с сюжетами из сельской жизни – «У заутрени» и «С праздником» – пользовались успехом: они появились в 1901 году и затем переиздавались Общиной святой Евгении. Были популярны и работы выдающегося графика Ивана Яковлевича Билибина (1876-1942): так, выразительная историческая миниатюра «Утро светлого Христова Воскресения», тоже выпущенная Общиной в 1901 году, выдержала впоследствии не менее четырех изданий.
Большое количество поздравительных открыток для русского рынка производили крупные шведские фирмы: издательство Э. Сванстрема и Акционерное общество Гранберга. Для Гранберга часто работал знаменитый мастер графики Борис Васильевич Зворыкин (1872-1945), создавший множество открыток к празднику Пасхи.