РУССКАЯ ПАСХАЛЬНАЯ ОТКРЫТКА НАЧАЛА XX ВЕКА.

Виртуальная выставка.

https://expositions.nlr.ru/ex_print/paskha/paskha.php

А. В. Ярцева

Пасха. Светлое Христово Воскресение

Смукрович, Иосиф Иосифович
[У заутрени : Освящение куличей] : открытое письмо. — [Санкт-Петербург : Община св. Евгении, 1901]. — 1 л. : хромолитогр. ; 14,2х9 см


«Великая Суббота, вечер. <…> Народу мало, несут пасхи и куличи в картонках. <…> Слышны шаги в темноте, белеют узелочки. В ограде парусинная палатка, с приступочками. Пасхи и куличи, в цветах, – утыканы изюмом. Редкие свечечки. <…>
– Крестный ход сейчас <…>. Едва пробираемся в народе. <…> Огненный змей взметнулся, разорвался на много змей, взлетел по куполу до креста… и там растаял. В черном небе алым Крестом воздвиглось! Сияют кресты на крыльях, у карнизов. На белой церкви светятся мягко, как молочком, матово-белые кубастики, розовые кресты меж ними, зеленые и голубые звезды. Сияет – Х. В. <…> И все накрыло великим гулом, чудесным звоном из серебра и меди».
И.С. Шмелев. «Лето Господне»

Заутреня«И вот Пасха пришла… Она пришла в тишине задумчивой, сосредоточенной ночи, где ее ждали замиравшие сердца. <…> Она пришла – и загудели разом все сердца к окраинам, от Москвы до Архангельска и Крыма, от Питера до Амура, и от окраин к сердцу – все бесчисленные колокольни, все серебристые колокола <…>. Село откликнулось ближайшему селу, села городам, — все слилось в одном перезвоне <…>».

Е. Поселянин. «Пасха» («Душа перед Богом»)

Гермашев, Михаил Маркианович (1867-1930)
Заутреня : открытое письмо / М. Гермашев. — Рига : издание Ленц и Рудольф, [между 1904 и 1917]. — 1 л. : цв. автотип. ; 9х13,8 см

Христос воскресе!Изображение пасхальной ночи – украшенных огнями храмов, торжественного крестного хода – нашло отражение в работах художников для разных издательств. Некоторые из открыток напоминают о проведении праздника в Санкт-Петербурге. Столичная пасхальная служба начала XX века так описывается в издании Ф. Раевского «Петербург с окрестностями» (1902): «К слушанию заутрени собирается ко всем церквам весь Петербург.

Феофанов
Христос воскресе! : почтовая карточка / Феофанов. — [Б. м : б. и., между 1904 и 1912]. — 1 л. : цв. автотип. ; 8,7х13,9 см

Пасхальный крестный ход у Казанского собора в Санкт-Петербурге.

Гаврилов, Иван Константинович (1878-1962)
[Пасхальный крестный ход у Казанского собора в Санкт-Петербурге] : открытое письмо. — [Санкт-Петербург? : б. и., между 1904 и 1917]. — 1 л. : цв. автотип. ; 8,8х13,9 см

Особенно торжественны заутрени в Исаакиевском и Казанском соборах, кроме того – в Зимнем дворце, куда съезжаются все, имеющие право приезда ко двору. По трем пушечным выстрелам, которые производятся в крепости, первый – в 11 час[ов], второй – 11 ½, и третий – ровно в двенадцать, раздается первый удар громаднейшего колокола в Исаакиевском соборе, и вся столица моментально освещается огнями торжественной иллюминации и оглашается звоном колоколов всех церквей. Миллиарды огней от восковых свечей у храмов, газовых щитов, по улицам – у панелей, электрического света на высоких столбах Невского пр[оспекта], Б[ольшой] Морской и др[угих] ул[иц], Дворцовой площади и набережной – образуют чрезвычайно эффектный вид».
Гравюра издательства «Eau-forte» показывает особенность светового оформления главного городского храма на Пасху: «В Исаакиевском соборе горит газ в светильниках, которые держат укрепленные на углах собора ангелы. Это зрелище очень эффектно, так как газ горит в большом количестве и представляет вид пламенного столпа», – говорится в воспоминаниях С.Ф. Светлова «Петербургская жизнь в конце XIX столетия (в 1892 году)».

У заутрени : открытое письмо. — [Санкт-Петербург] : Eau-forte, [между 1904 и 1917]. — 1 л. : офорт ; 8,5х13,9 см

«Пасха стала вехою <…>. Какою-то звуковою памятью («Пасха!»), унесенной из детства. Тогда в ней была радость дымных факелов Исаакия, на жертвенных треногах, вознесенных к Небу. <…> Все бывает, когда весна – когда 18 лет и когда на Исаакии горят треножники пасхальным пламенем в заутреню. Дым относится ветром. Гудят, ворчат, что-то пересказывают друг другу и даже захлебываются колокола».
С. Горный. «Санкт-Петербург. (Видения)

Гермашев, Михаил Маркианович (1867-1930)
Народный праздник на Пасхе = Volksfest zu Ostern : открытое письмо / М. Гермашев. — Рига : издание Ленц и Рудольф, [между 1904 и 1917]. — 1 л. : цв. автотип. ; 9х13,9 см

«Утром проснулся я, и первое, еще не осознанное впечатление большой – нет! – огромной радости, которой как будто бы пронизан весь свет: люди, звери, вещи, небо и земля. <…> Неотразимо зовет улица, полная света, движения, грохота, веселых криков и колокольного звона. Скорее, скорее! На улице сухо, но волнующе, по-весеннему, пахнет камнем тротуаров и мостовой, и как звонко разносятся острые детские крики! Высоко в воздухе над головами толпы плавают и упруго дергаются разноцветные воздушные шары на невидимых нитках».
А.И. Куприн. «Пасхальные колокола»

Милославин, Филарет Александрович
От заутрени : почтовая карточка / Милославин. — [Б. м : б. и., между 1904 и 1912]. — 1 л. : цв. автотип. ; 8,8х13,8 см

Возвращение с церковной службы, обычаи праздничного дня – все это тоже изображалось на открытках. Авторы некоторых из них сейчас почти забыты, как, например, Филарет Александрович Милославин – преподаватель рисунка в одном из московских начальных женских училищ и иллюстратор книг, создавший открытку «От заутрени». Немного известно и об Иосифе Иосифовиче Смукровиче: книги он иллюстрировал с 1900-х годов, в 1924 году с его рисунками и обложкой вышел сборник стихотворений «Черные пастыри», половину которого занимают антиклерикальные басни Демьяна Бедного. А в начале XX века пасхальные открытки Смукровича с сюжетами из сельской жизни – «У заутрени» и «С праздником» – пользовались успехом: они появились в 1901 году и затем переиздавались Общиной святой Евгении. Были популярны и работы выдающегося графика Ивана Яковлевича Билибина (1876-1942): так, выразительная историческая миниатюра «Утро светлого Христова Воскресения», тоже выпущенная Общиной в 1901 году, выдержала впоследствии не менее четырех изданий.

Смукрович, Иосиф Иосифович
[С праздником : Пасха в деревне] : открытое письмо. — [Санкт-Петербург : Община св. Евгении, 1901]. — 1 л. : хромолитогр. ; 14,1х9 см
Билибин, Иван Яковлевич (1876-1942)
[Утро светлого Христова Воскресения] : открытое письмо. — 4-е издание. — [Санкт-Петербург : Община св. Евгении, между 1904 и 1914]. — 1 л. : хромолитогр. ; 14,4х9,1 см
Билибин, Иван Яковлевич (1876-1942)
Христос воскресе! : открытое письмо. — [Санкт-Петербург : Община св. Евгении], ценз. 1902 (Лит. А. Ильина). — 1 л. : хромолитогр. ; 14,2х9 см

Большое количество поздравительных открыток для русского рынка производили крупные шведские фирмы: издательство Э. Сванстрема и Акционерное общество Гранберга. Для Гранберга часто работал знаменитый мастер графики Борис Васильевич Зворыкин (1872-1945), создавший множество открыток к празднику Пасхи.

Зворыкин, Борис Васильевич (1872-1945)
[Христос воскресе] : почтовая карточка. — В Стокгольме : Акц. о:во Гранберг, [между 1904 и 1917]. — 1 л. : цв. автотип. ; 8,8х13,9 с

Зворыкин, Борис Васильевич (1872-1945)
[Христос воскресе] : почтовая карточка. — В Стокгольме : Акц. о:во Гранберг, [между 1904 и 1916]. — 1 л. : цв. автотип. ; 8,8х13,9 см
This entry was posted in Виртуальные выставки, медиалекция, Новости. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий