Продолжаем публикацию книги Алексея Пискулина «КРУГ СВЕТЛЫХ ДНЕЙ».

Продолжаем публиковать книгу историка, этнографа, сотрудника Елецкого краеведческого музея Алексея Пискулина «КРУГ СВЕТЛЫХ ДНЕЙ» — русские народные праздники, традиции, обряды, верования и поверья, а также региональные историко-культурные особенности Черноземья.

Сентябрь в русском народном календаре.

Наступил сентябрь. В старину на Руси сентябрь называли «вересень» – по цветению медоносного вереска; «листопадник», «дождезвон» – с деревьев начинают опадать листья, часто идут дожди; или «хмурень», так как погода начинает уже понемногу меняться, хмуриться, день укорачивается, солнце светит и греет уже не по-летнему.
В народе говорили:
В сентябре лес реже, и птичий голос тише.
В сентябре синица просит осень в гости.
В сентябре и лист на дереве не держится.
В сентябре одна ягода и та – горькая рябина.
Но все же первый месяц осени на Руси – красивый месяц: яркий, золотой, багряный, грибной, праздничный.
Сентябрь красно лето провожает, осень золотую встречает.
Тихи сентябрьские дни – нарядно бабье лето.
Несмотря на то, что лето красное прошло, русские люди, особенно деревенский народ, радостно встречали осень.

Надежда Лебедева. Сбор яблок. 1993 г.
Заканчиваются основные работы в поле, появляется роздых в тяжелом крестьянском труде, закрома наполняются припасами, на селе ждут возвращения мужиков с отхожих промыслов с богатым заработком. Всего вдоволь!
Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.
Весна красна цветами, лето снопами, а осень пирогами.
Осенью и у воробья пир.
Холоден сентябрь, да сыт.
Холодёнок батюшка сентябрь, да кормить горазд.
Август варит, сентябрь к столу подает.
И в городе, и на селе народ – в предвкушении веселых и сытных осенних праздников, свадеб (от Покрова до Филиппова поста), широких ярмарок в престольные дни. С Рождества Пресвятой Богородицы начинались веселые девичьи посиделки: девушки собирались с пряжей в одной избе попросторней, а парни приходили их развлекать с гармошками, угощением, с ухаживаниями.
На сентябрь приходится чудесная пора Бабьего лета. В Чехии его называют еще Паутинное лето, говоря о летающих паутинках: «Бабье лето летает»; в Германии – Бабушкино лето; во Франции – Лето святого Мартина; а в Америке – Индейское лето.
Главным праздником месяца является Рождество Пресвятой Богородицы – 21-го сентября. В народе этот день называли «Вторая Пречистая» или «Малая Пречистая». «Первая Пречистая» – это Успение Пресвятой Богородицы. Другое народное название праздника – «осенины», то есть встреча осени. Рано утром женщины шли к берегам рек, ручьев, озер или прудов, встречать «матушку осенину». Там устраивали праздничную трапезу, главными блюдами которой были обрядовый хлеб и овсяный кисель. Трапеза сопровождалась песнями, плясками, играми.

В этот праздник тесть и теща должны были принимать у себя молодоженов. Существовала и традиция, когда молодожены приглашали к себе родню. Отсюда такое название праздника, как «поднесеньев день»: гостям показывали хозяйство, ставили угощение, щедро поили пивом; гости же должны были хвалить молодых и давать им дельные советы.
Праздник Рождества Богородицы был одним из самых почитаемых у русского народа. Русские люди считали Богородицу заступницей перед Богом, к ней обращались с просьбами и молитвами во всех своих нуждах. Верили, что Иисус Христос никогда не откажет в ее просьбе.
8 сентября православная церковь отмечает Сретенье Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Во Владимире с XII века находилась чудотворная икона Божьей Матери, перенесенная туда знаменитым князем Андреем Боголюбским из Вышгорода с берегов Днепра. Когда в 1395 году к границам Руси подошли несметные полчища Тамерлана, московский князь Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, послал во Владимир за иконой Богородицы. В день Успения Пресвятой Богородицы началось шествие с иконой из Владимира в Москву. Множество народа встречало Владычицу, взывая о спасении русской земли. 26 августа по старому стилю и 8 сентября по новому жители Москвы во главе с князем и митрополитом торжественно встретили святыню на Кучковом поле – тогдашней окраине столицы. Благодаря заступничеству Богородицы Тамерлан покинул пределы Руси, не двинувшись дальше Ельца, где Богородица с небесным воинством явилась ему во сне.
11 сентября – день усекновения главы Иоанна Предтечи. В народе его называли Иван Постный, так как в этот день полагался строгий пост, воздержание от песен и плясок. Не разрешалось также есть ничего круглого (яблоки, арбузы, лук, особенно капусту). На народное восприятие этого дня повлиял евангельский сюжет об усекновении главы Иоанна Крестителя: юная красавица Саломея покорила своим танцем царя Ирода, и тот обещал ей исполнить любое желание. Саломея, по наущению матери, попросила у Ирода отрубить голову Иоанну Крестителю. В этот день воздерживались от того, чтобы брать в руки нож и другие острые предметы.
На Предтечу круглое не едят, щей не варят –
говорили в народе.
Иван Постный выполнял и определенную хронологическую функцию, символизируя постепенное вступление осени в свои права.
Иван Постный осени – отец крёстный.
С Постного Ивана не выходит мужик без кафтана.
К этому дню приурочивались определенные крестьянские работы: с Ивана Постного убирали репу, которая занимала почетное место на традиционном русском столе. Кроме того, если на Ивана Купалу принято было собирать лекарственные и магические травы, то на Ивана Постного собирали коренья для врачевания и волшебства.

14 сентября – Семенов день – народное название дня памяти преподобного Симеона Столпника. Еще одно название праздника – «Семен-летопроводец». По старому стилю этот праздник приходится на 1 сентября. Более двухсот лет – с 1492 по 1699 год – в этот день на Руси официально праздновали начало Нового года. Благодаря этому преподобный Симеон и получил в народе прозвище «летопроводец». Начало года называли «новолетием» и праздновали с большим размахом.

Основные празднества проходили в столице и крупных городах, в народе же крепко держалась и старая исконная земледельческая традиция приурочивать Новый год к началу весны и праздновать его 1 марта.
По указу Петра Первого с 1700 года Новый год стали праздновать 1 января.
В народе сохранились определенные следы представлений о Семеновом дне, как о рубежном, переходном между старым и новым годом, но, в основном, с негативным оттенком. Рубежные даты в значительной мере воспринимались как опасные, когда нечисть обретает особую силу и может навредить человеку.
Считалось, что в Семенов день нужно опасаться проказ и козней нечисти. Например, верили, что из воды в этот день вылезает «рыба-угорь» и может напасть на человека.
В деревнях проводились особые обрядовые действия, направленные на защиту деревни и крестьянских полей от нечистой силы. Например, в этот день полагалось опахивать деревню и поля, прокладывая вокруг них борозду, которая преграждала путь нечисти. При этом читали специальные заговоры и молитвы.
В этот же день проводили обряд изгнания из избы тараканов, мух и клопов. Девушки делали маленькие гробики из брюквы, репы, морковки или щепочек, укладывали туда насекомых, а затем с шутливыми плачами и причитаниями хоронили их – выносили из дома. Обряд преследовал и чисто практические цели – очищение дома от надоедливых насекомых.

27 сентября – день Воздвиженья Креста Господня. В день Воздвиженья на Руси обычно совершались крестные ходы, ставились обетные придорожные кресты и часовни, а на строящиеся церкви именно в этот день воздвигались кресты. День Воздвиженья Креста Господня воспринимался православными людьми как день борьбы между добром и злом, между светлыми и темными силами. Светлые силы побеждают с помощью Честного и Животворящего Креста.

В этот важный день человек старался быть чистым перед Богом и по всей Росси обязательно соблюдался пост.
Говорили:
Кто скоромного на Воздвиженьев день чурается, тому семь грехов прощается.
Кто не постит Воздвиженью – Кресту Христову – на того семь грехов воздвигнутся!
В народе этот день воспринимался как начало постепенного, но неуклонного перехода осени в зиму. Природа, человек и его хозяйство – все как бы сдвигается к зиме. Поэтому люди называли этот праздник «Сдвиженье». Повсеместно стремились убрать все с полей и огородов, подготовить к холодам хозяйство.
В народе говорили:
Воздвиженье тепло сдвигает, холод надвигает.
Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, а тулуп надвинет.
Воздвиженье – хлеб с полей сдвинулся.
На Воздвиженье последняя копна с поля движется, и последний воз на гумно торопится.
На Воздвиженье последний воз с поля сдвинулся, а птицы в отлет пошли.
Считалось, что на Воздвиженье медведь залегает в берлогу, змеи уползают в норы, птицы улетают в теплые края, а хозяин леса Леший проваливается под землю до весны. Поэтому в лес на Воздвиженье старались не ходить, чтобы не попасться под «горячую руку» Лешему, который в этот день злится и буянит в лесу.
С Воздвиженья начинали рубить капусту.
Говорили:
Смекай, баба, про капусту на Воздвиженьев день.
На Сдвиженье у доброго молодца – капуста у крыльца.
На Воздвиженье первая барыня – капуста.
В домах накрывался особенный стол с богатыми закусками и пивом. Главным на столе был пирог с капустой.

С этого дня начинались «капустинские вечёрки». Девушки и парни веселились, пели и плясали.
Современные «капустники» – веселые сборища, собрания с шутками и развлечениями, свое название получили именно от тех народных веселых «осенних вечёрок».

This entry was posted in "Круг светлых дней" (книга А.А. Пискулина), медиалекция, Новости. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий