
После дня Пасхи начиналась Пасхальная неделя, длившаяся восемь дней, до Фомина воскресенья включительно. В народе ее называли Светлая, Великая, Великоденская, Красная неделя, Светлая седмица.
Традиция празднования Пасхи в течение всей следующей за ней недели была связана с представлениями православных людей о том, что в день Воскресения Иисуса Христа солнце, взойдя на небо, опустилось за горизонт лишь в Фомино воскресенье.

Вся Пасхальная неделя посвящаласьразвлечениям: ездили друг к другу в гости, угощались праздничными яствами. Однако, излишеств в еде и питье, великого общего разгула, характерного, например, для престольных праздников, в эти светлые дни не было. Праздничная трапеза проходила весело, радостно, но одновременно чинно и достойно. В Пасхальную неделю на улицах собиралось много народа: гуляли, демонстрируя себя, своих детей, свои наряды, разглядывали других гулявших, пели песни.


В Пасху обычно начинались игры с крашеными яйцами, они продолжались всю Пасхальную неделю, а иногда – вплоть до Вознесения.
Широко распространенная игра — Катание яиц. Эта игра была довольно азартной и могла продолжаться по нескольку часов. Некоторым удавалось набрать за игру до двух-трех десятков яиц.
Катание яиц проходило также и в другие праздники весенне-летнего цикла. В деревнях Верхнего и Среднего Поволжья во время празднеств, связанных с культом языческого божества Ярилы, приходившихся на Петровское заговенье, парни и девушки, расположившись парами, толкали яйца по земле друг другу. Катание яиц в Петровское заговеньев разных вариантах было известно и на северо-востоке России, и в Сибири.
В селе Рябинки Елецкого района рассказывают о традиции «катать яйца» на Красную горку. Вот рассказ очевидца игры в 60-х годах прошлого века:
— Катали яйца крашеные по горке. Участвовали только мужчины. Заранее готовили место: расчищали на горке круг от травы, вынимали землю, круг обжигали, делали идеально ровный круг и идеально ровную поверхность круга. На расстоянии от круга, выше него, втыкали рогатину деревянную, на нее приспосабливали желобок из коры или из дерева. На праздник мужики одевались нарядно: пиджаки, белые рубахи, фуражки. Приносили с собой крашеные яйца, их «ставили на кон», клали в круг по одному. По очереди другим яйцом, спустив по желобу, они старались стукнуть яйца, лежащие в круге. Сколько стукнет – те — выиграл. У каждого были свои приемы: например, «катать, катать взад-вперед, потом пустить сильно по желобу». Дети со всей округи были зрителями и болельщиками. У них была своя игра: стукались яйцами. У кого оставалось яйцо целым после «стука», тот выиграл и забирал себе яйцо, треснувшее или разбитое. Шум, веселье, праздник. Некоторые (и дети, и взрослые) уносили домой по нескольку десятков яиц, шли гордые – выиграли!
В селе Волотово Лебедянского района зафиксирована та же игра «Катание яиц», но играли в нее обычно на Пасху. Местная жительница 1925 г.р. рассказывала:

«Дед мой, бывал, набьеть яиц целую лукошку, и думаешь, какую же взять-то, чтоб покрасивей. А как бить, он выбирал по своей науке, а по какой, нам про это не сказывал».
В XIX веке катание яиц представляло собой веселую забаву с участием большого количества людей. Однако в древности эта игра входила в комплекс магических действий, связанных с пробуждением и символическим оплодотворением земли. Так, во многих местностях России существовал обычай в день Вознесения катать яйцо по озими в надежде на хороший урожай.
Очень популярным во время Пасхальной недели было такое праздничное развлечение, как качели. Где-нибудь в удобном просторном месте устраивали «обчественные качели» — в складчину. И с утра до ночи развлекался здесь народ: девушки с подсолнухами, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармошками. Качание на качелях носило и символический характер, связанный с любовно-брачной тематикой. На качелях сидели или стояли девушки, которых раскачивали парни. В благодарность парни получали от девушек крашеные яйца. В Орловской губернии парни, посадив девушку на качели, били ее по коленкам веткой (в шутку), требуя сказать, кого она любит. В Вятской и Нижегородской губерниях девушку качали до тех пор, пока она не называла имени своего жениха. Все эти действия сопровождались качельными припевками:

На святой неделюшке
Повесили качелюшки,
Сначала покачаешься,
Потом повенчаешься.

Пасхальная неделя была также временем, когда в русских деревнях проходили смотрины невест. Это происходило по-разному в разных местностях. Например, в Рязанской губернии девушки, вступившие в брачный возраст, приглашались на площадь перед церковью. Там они стояли некоторое время всем напоказ, а затем катались по селу на лошадях. При этом их «предлагали» в невесты каждому встретившемуся мужчине. А вот в Орловской губернии девушки, надев первый раз женскую одежду – понёву, отправлялись на луг жарить яичницу и веселиться без участия парней. Яичница здесь являлась ритуальным обрядовым блюдом.
В Пасхальную неделю девушки совершали различные магические действия, направленные на приближение сватовства и замужества.
Во время Пасхальной недели во многих областях устраивались смотрины молодоженов, проводились обряды, закреплявшие их новый социальный статус. В величальных песнях, которыми окликали молодых под окнами их дома, обозначалась главная цель брака – умножение человеческого рода. Например:
Во корнях тех дерев
Горностай гнездо свивал,
Горностай гнездо свивал
Да малых деток выводил.
#ХудожественныйМузей#Елец#культура48#культураонлайн
#Кругсветлыхдней#Пискулин