К 85-летию со дня рождения Сальникова Евгения Павловича

Продолжаем нашу рубрику: Художники — выпускники Елецкого(Орловского)художественного училища.

И сегодня наш рассказ о заслуженном художнике России Сальникове Е.П.

15 сентября заслуженному художнику России Евгению Сальникову исполнилось 85 лет.

Евгений Павлович Сальников родился 15 сентября 1937 года в Липецке. Семья жила в самом центре Липецка, на бывшей Дворянской улице (ныне улица Ленина). Не случайно на протяжении многих лет образ родного города занимает центральное место в творчестве художника.


« Я сорок лет своей жизни прожил в «Быхановском доме», он стоял рядом с Домом пионеров. Для меня Липецк той поры –самый настоящий рай. Только теперь начинаю понимать, как много мы потеряли: каждый дом был уникален, неповторим по архитектуре. У каждого дома был фруктовый сад. А какой был воздух! Наша улица, лишенная в ту пору даже общественного транспорта, имела уникальную мостовую из пиленого камня. Да и другие улицы были редкой красоты. Мальчишкой я буквально обследовал каждый уголок Липецка».

В 1951 году в 14-летнем возрасте Сальников уезжает учиться в Елецкое училище.

После училища, Сальников продолжил учебу в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова.

Портрет юноши. 60-е гг. Долгоруковский музей
Работница. 60-е гг. Долгоруковский музей
Портрет девушки.
Русские народные праздники. 1982. Задонск

Немало работ мастер посвятил многообразию природы. Был период, когда тема пейзажа в творчестве художника встречалась нечасто.

Причем писать он предпочитал в мастерской, т. к. не любил выходить на улицу с этюдником. Обратиться к пейзажу Евгения Павловича заставило творчество В. Сорокина. Для написания картины ему требовалась не столько натура, сколько настроение.

На протяжении всего творческого пути Евгений Павлович пишет автопортреты, портреты близких.

Свои пейзажи художник называл фантазийными. Сальников -художник всегда был интересен разнообразием жанров, тем, технических приемов. Все его работы объединяет неисчерпаемое удивление перед жизнью, глубокий интерес к любому ее проявлению.


Художник станковой и монументальной живописи. В течение многих лет являлся членом художественного совета Липецких художественно-производственных мастерских, членом республиканского экспертного совета по монументальному искусству.
Участник областных, региональных, всероссийских, всесоюзных и зарубежных выставок. На счету художника большое число персональных выставок. Работы находятся в Липецком областном художественном музее, Липецком областном краеведческом музее, Елецком краеведческом музее, Белгородском государственном художественном музее, в частном учреждении культуры «Центр изобразительных искусств», в частных собраниях в России, Канаде, Индии, Италии, США, Франции, Югославии, Южной Корее и других странах.


В.С. «Сорокин в саду». 1987. Холст, масло. 122х104.


Это мастер ныне редкого монументального искусства. В советское время он украсил росписями интерьеры многих общественных зданий, но сегодня занимается исключительно станковой живописью. «Там была серьёзная социальная тема. Я был молодой, смелый, умный, а теперь старый и слабый, поэтому перешёл на пейзаж и натюрморт», — говорит о себе художник в одном из интервью.

«Мать в 1938 году». 1991. Холст, масло. 120х100.

Но мы думаем, что это всё же не так, ведь Искусство измеряется не квадратными сантиметрами.
На выставках Сальников выделяется своей живописной манерой. Это яркая, интенсивная, иногда кричащая живопись. Это цветные звуки, нанесённые энергичной рукой, это мелодия и танец. Изображённое — намеренно изменяется, искажается. Угадываемое — трансформируется в абстрактное. Нет пейзажа, не дополненного смысловыми и красочными слоями прошлого и выдуманного. «Вот неплохой автопортрет, но… слишком похожий», — говорит Сальников, разглядывая холст. В интерьерах и жанровых картинах ощущается влияние Матисса и остальных гениев авангарда. Но всё же художник пришёл не к ним, а к себе, и продолжает идти в этом направлении. Можно сказать, что смысл живописи Сальникова — сама живопись.
Интересный биографический факт — родственники Сальникова по материнской линии происходили из семьи Клюевых. То есть бывший городской голова Митрофан Алексеевич Клюев, памятник которому стоит около Театра драмы — предок художника. Евгений Павлович – коренной липчан, сорок лет он прожил в доме Быханова на улице Ленина. Но Сальникову приятней называть её улицей Дворянской, а Плехановский спуск — Кореньковой горой. Потому что Липецк для него остался таким, каким был в его детстве, послевоенным и провинциальным.
Мы действительно ощущаем эту эмоциональность, кипучее творческое пространство вокруг нас – это мастерская художника. Она находится в самом центре города, однако мало кто обращает внимания на ветхую теперь дверь Художественного фонда. Входишь и здороваешься с гигантским мольбертом, в углах видишь пачки ДВП, покрытых живописью, кисти, краски, банки с непереводимым чаем, звуки радио, коллекцию белых чайников, подоконники с метровыми растениями и сухоцветы в вазах. Десятилетиями обжитое пространство, наполненное творческим счастьем и отчаянием.
Мастерству живописи Сальников учился одиннадцать лет: в 1953–57 в Ельце в Орловском художественном училище (ныне Елецкое государственное училище им. Т.Н. Хренникова), куда он поехал поступать по следам своего друга Виктора Соболева; в 1957–63 в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова в мастерской А.А. Дейнеки.

Автор статьи: Евгения Углова

«У окна». 2001. Холст, масло. 70х70

Не всякому художнику дарят на юбилей галерею. Да такую, какой будут завидовать (и завидуют до сих пор) коллеги и поклонники искусства во всех черноземных столицах — Туле и Тамбове, Курске и Воронеже. А вот Евгений Сальников к своему семидесятилетию получил именно такой дар. Нет, на этих просторных четырехстах пятидесяти квадратных метрах устраивают экспозиции не только его произведений. Хотя творчеству Сальникова отдан абсолютный приоритет. Допустим, очередной сезон непременно открывается выставкой Евгения Павловича.

Тем не менее, кроме живописи замечательного липчанина, в стенах галереи, известной как «Центр изобразительных искусств», за минувшие десять лет прошли сто выставок очень разных мастеров. Но все они были как бы гостями Сальникова.

Сегодня отмечаются сразу две даты. Евгению Сальникову — восемьдесят, «Центру изобразительных искусств» — десять лет.

Все начинается с любви

Что Евгений Павлович заслужил свою галерею, сомнений нет. Он художник оригинальный, тонкий, изысканный, дерзкий. Однако дерзость его не имеет ничего общего с модой на провокацию: дескать, держись, публика. Ты хочешь любоваться картинами, а я намерен тебя озадачивать и раздражать.

Даже тот, кто не с ходу освоит самобытный язык художника, все равно почувствует прелесть мазка, цвета, ритма свободы, фантазии и доброты создателя этих композиций. Он умеет быть по-настоящему психологичным. К примеру, в портрете матери, чей взгляд тихо устремлен уже в иную даль, за завесу земного бытия. Он взрывается радостью, когда в пространстве одной картины соединяет свой автопортрет — сурового, словно высеченного из меловой скалы патриарха, с невесомыми, парящими фигурками детей. Он стирает грань между сном и явью, между житейскими деталями и игрой воображения. С помощью красок он не устает рассказывать сказки, в которые безоглядно, страстно верит. «Я не перекраиваю реальность. Я ее сочиняю», — говорил он искусствоведу, первому директору «Центра» Татьяне Нечаевой. Закончив какой-нибудь умопомрачительно красивый, сотканный из мечты, из мифа, утопии пейзаж, Сальников без намека на позу признается: «Боже мой, но ведь где-то такое место должно быть. Должно».

Не знаю, как познакомилось с сальниковской живописью семейство Александра и Ларисы Присекиных. Но, похоже, оба влюбились в нее с первого взгляда. И начали собирать его работы. А потом у Александра Анатольевича возникла идея открыть галерею. И не где-то в приспособленном, перестроенном подвальчике или на складе. Деловые люди, Присекины, изучали опыт подобных художественных музеев и в России, и за границей. Они, солидные предприниматели, решили не экономить, осуществляя задуманное.

Так трагически сложилось, что Присекину не суждено было дожить до дня, когда порог галереи перешагнули первые посетители. Но Лариса Александровна настойчиво продолжала и продолжает этот масштабный и весьма недешевый проект. Она сделала ставку на профессиональных знатоков галерейного и музейного искусства. Первые годы арт-директором «Центра» была, вероятно, самый авторитетный липецкий искусствовед Татьяна Нечаева. А потом ее сменила Светлана Иноземцева. У нее за плечами были библиотечная работа — она готовила весьма ценные региональные календари знаменательных и памятных дат — и сотрудничество в Музее народного и прикладного творчества.

Этот загадочный мастер

Большинство художников не словоохотливы. Учитель Сальникова, народный художник России Виктор Семенович Сорокин, на открытии своих вернисажей, терпеливо выслушав где-нибудь в сторонке пафосные речи официальных лиц и прочих почитателей, последним брал микрофон и ограничивался короткой фразой: «Ну, что же, идите, смотрите».

А Евгений Павлович поступает еще экстравагантнее: он всегда блистательно отсутствует на презентации собственных выставок.

— Накануне обязательно заглянет, что-то попросит изменить, перевесить ту картину туда, эту сюда, — говорит Светлана Иноземцева. — А премьера проходит без него. По-моему, это застенчивость, особое душевное целомудрие. Ведь он так бесстрашно раскрывается перед людьми в своих полотнах, вкладывает в них столько сокровенного, что наблюдать, как публика смотрит, реагирует, Евгению Павловичу неловко.

Спектр творческой самореализации Сальникова ошеломляюще широк. Ностальгия по ушедшему, по юности, бесконечная любовь к детям, внукам, вообще к людям. Преклонение перед прекрасным, которое он постиг, которым хочет заразить других. На юбилейной выставке я решила: ритм ее будут определять многократно, в различных вариантах, повторенные им ирисы и — автопортреты. Сравнивая близкие мотивы, зрители почувствуют, что менялось и меняется в пристрастиях, философии художника. А еще, надеюсь, они уловят опять же характерные для Евгения Павловича добрую иронию, почти детскую жажду игры, творческое озорное хулиганство.

— Такое впечатление, что жизнь Сальникова в искусстве — это бесконечный процесс освобождения, отказа от любых табу…

— А знаете, он был свободен с младых ногтей. Сорокин хорошо заметил однажды: его воспитанник ничего не боится, он аристократ в живописи. За что Евгению Павловичу изрядно перепадало. Он меньше всего беспокоился, чтобы созданное им соответствовало всевозможным «измам», включая соцреализм.

— Ну да. По выражению поэта: «Я пишу, как дышу…»

— Вот, вот. Естественно, ему предъявляли строгий счет: почему работаешь неправильно? И, случалось, не брали сальниковские вещи на крупные выставки. А теперь участие Евгения Павловича считают за честь.

— Интересно: Сальников в творчестве аристократ, но отец-то его был мастеровым человеком, отменным автомехаником, шофером, возил легендарного директора Новолипецкого металлургического завода Берзина. Я читал, что Евгений Павлович как-то засомневался: а может, и он должен был стать механиком?

— Слава Богу, он взялся за карандаши и кисти. И нашел великолепных наставников. В Елецком училище — того же Сорокина. А поступив в Суриковское училище, где, кстати, был сумасшедший конкурс — пятнадцать человек на место, занимался у выдающихся мастеров, классиков — Александра Дейнеки, Дмитрия Жилинского, Бориса Чернышова. И любил таких же «неправильных», как и он сам — Фалька, Павла Кузнецова, Андрея Васнецова.

Галерея вчера, сегодня, завтра

Спрашиваю у Светланы, какие из ста выставок за десять лет ей особенно памятны. Она называет несколько, но явно готова продлить перечень.

— У нас получился классный проект — «Конец двадцатого века». В нем, помимо липчан, демонстрировали произведения наши соседи из Воронежа и Тамбова. Мы постарались показать искания самых ярких художников, для которых девяностые, по крайней мере, изначально, стали глотком свободы. Позднее эти люди убедились: ни государству, ни обществу они не очень-то нужны. Стране было не до них.

Состоялся также при поддержке Ларисы Александровны Первый молодежный пленэр. Ребята писали пейзажи в измалковском селе Чернава. И там, в местном ДК, их ожидал сюрприз: чернавцы, представьте, с незапамятных времен собирали и берегли завидную коллекцию картин одаренных живописцев — Дворянчикова, Вагнера-старшего, Королёва, Лузанова. Мы все эти полотна привезли в «Центр» и познакомили с ними липчан наряду с произведениями, что писались на самом пленэре. Выставка называлась «Больше, чем реальность».

Что еще? Мне дороги выставки двух академиков-москвичей. Это «Париж» Олега Савостюка — публика буквально погрузилась в атмосферу Монмартра. И уникальная керамика Валерия Малолеткова, профессора Строгановского училища. Еще одна экспозиция — белоруса по национальности и гражданина мира по размаху его известности Алеся Фалея. Любопытно: иным посетителям показалось, будто фалеевские экспрессионистские абстракции сделать может любой человек с улицы. И тогда Алесь прямо в зале продемонстрировал, как он работает над своими композициями. А дальше мы положили на пол листы бумаги и попросили всех желающих попытаться нарисовать нечто в том же духе. И стало ясно: это под силу лишь тому, кого Бог наделил большим талантом.

— Вы в «Центре» охотно представляете авангардистские, модернистские направления. Между тем в Липецке не так уж много ценителей новых и новейших веяний. За десять лет существования галереи в этом отношении вы наблюдаете какие-то сдвиги?

— Публика стала менее агрессивной. Реже слышишь категоричные реплики типа: «Что за мазня». Художественная среда постепенно меняется. И люди, чего-то не понимая, уже не склонны во всем обвинять творцов. Они соглашаются: им самим надо учиться смотреть, видеть, воспитывать вкус, чутье, душевно настраиваться на встречу с художником, его миром.

— Что вы планируете на юбилейный сезон?

— Главное — представить панораму творчества Евгения Павловича. Он по-прежнему колоссально работоспособен. Он по-прежнему в поиске. К тому же многое, что находится в запасниках, наверняка достойно внимания. Сальников почти неизвестен в качестве потрясающего графика. А у него и в этом жанре есть подлинные шедевры. Их грешно не показать нашим землякам.

И.Неверов, «Липецкая газета«Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,

Липчанин устроил в Воронеже выставку портретов бомжей

31.08.2014 20:15#выставка #Сальников

На выставке — портреты обитатели городской свалки «Венера».

Свалки уже несколько лет не существует, а портреты ее обитателей сохранились. Их запечатлел в свое время липецкий художник Евгений Сальников. Гуляя по улицам города, Сальников натыкался на бездомных людей. Так появились «Люди Венеры» «… во всём своём диком обнажённом естестве. Страшные, отталкивающие и одновременно притягательные лица. Художник долго не решался показать публике результат своей скрупулёзной летописи человеческого несчастья в портретах, столь пронзительно контрастирующих с обычно радостным и волнующим сальниковским холстом. Описать словами всю гамму эмоций, возникавшую в диалоге красивых и опрятных зрителей и угрюмых, исподлобья глядящих бездомных, невозможно. Очевидно, этот непривычный пласт наследия Сальникова публике ещё предстоит переосмыслить и оценить по достоинству, опомнившись от первого оцепенения…» — говорится в аннотации к выставке.

В рамках фестиваля «Чернозем» выставка картин Евгения Сальникова «Люди Венеры» открылась в воронежском культурном центре «Кампанелла». Продлится выставка три недели — до 21 сентября.

Евгений Сальников — коренной липчанин, чьи родственники по материнской линии происходят из семьи липецкого градоначальника М.А. Клюева. Окончил Московский художественный институт им. В. И. Сурикова (мастерская А. А. Дейнеки). С 1965 года Евгений Павлович является участником областных, региональных, всероссийских, всесоюзных и зарубежных выставок. В 1968 году он был принят в члены Союза художников СССР. В течение многих лет он являлся членом художественного совета Липецких художественно-производственных мастерских, членом республиканского экспертного совета по монументальному искусству. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2002), удостоен почетного звания «Заслуженный художник РФ» (2009). Произведения художника хранятся в Липецком краеведческом музее, в Липецкой областной картинной галерее, в краеведческих музеях Ельца, Задонска, в Национальной галерее Южной Кореи, в Международном Доме дружбы Россия – Индия, в частных собраниях России, США, Канады, Франции, Италии, Индии. Центр изобразительных искусств Липецка считает Евгения Павловича Сальникова живым своим талисманом и гордостью. Кроме того, этот художник — один из основателей так называемой Липецкой школы живописи.

Евгений Павлович — человек предельно скромный, избегает давать интервью и редко присутствует на своих вернисажах, полагая, что лучше всего о нем говорят его картины. Мы встретились с людьми, которые много лет знают художника и попросили рассказать о нем.

Справка
15.09.1937г. Родился в Липецке.
1952 – 1957г. Обучался в Елецком художественном училище (педагог В.С.Сорокин)
1957 – 1963г. Обучался в Московском художественном институте им. В.И.Сурикова (мастерская А.А.Дейнеки).
1963г. Начало работы в липецких художественно- производственных мастерских.
1968 г. Принят в Союз художников СССР.
2002 г. Награжден медалью ордена «За заслуги Перед Отечеством» II степени.
2009г. Присвоено звание «Заслуженный художник России».
Евгений Сальников в течение многих лет являлся членом художественного совета Липецких художественно-производственных мастерских, членом республиканского экспертного совета по монументальному искусству. Участник областных, региональных, всероссийских, всесоюзных и зарубежных выставок. Персональные выставки в Липецке (1988, 1997, 2007 и ежегодно по настоящее время). Лауреат областной премии им. Н.А.Сысоева.
Работы находятся в Липецкой областной картинной галерее, Липецком областном краеведческом музее, Елецком краеведческом музее, в Белгородском государственном художественном музее, в частных собраниях в России, Канаде, Индии, Италии, США, Франции, Южной Корее и других странах.

Евгений Сальников о смысле жизни:
«Кто-то из великих сказал: главное для человека, — не деньги, не слава, не бытовые условия, не любовь окружающих и даже не любовь женщины. Главный смысл – жизненная идея, одна-единственная на всю жизнь. У меня есть эта единственная идея, это живопись. То, почему меня тянет жить. Если её не будет, я пропаду. А даже если не пропаду, то просто буду скотиной…»
Рассказывает народный художник России, действительный член Российской Академии художеств, скульптор Юрий Дмитриевич Гришко:

  • Женя — мой соратник, мы вместе росли как художники, и дружим вот уже на протяжении ряда десятилетий.
    Он интересен своей индивидуальностью, это редкое качество, которое дорогого стоит. Евгений Сальников не работает с натуры, но при этом и «не отошел от «предмета». Творцу нет смысла состязаться с природой, копировать её, и художник рано это понял, на своих полотнах он не изображает, а отображает окружающее. «Жень, ты выдумываешь свои пейзажи?» — однажды спросил я его. «Нет, — ответил он, — я просто гуляю по городу — час, полтора или два, наблюдаю. А потом прихожу в мастерскую и отображаю свои впечатления». Зрительная память у него будь здоров, и в голове – свой компьютер. Он накапливает увиденное, это неимоверное богатство, и умеет правильно им распорядиться. Преображает окружающее, импровизирует, создает свою реальность. Для него важны настроение, образ, собственный внутренний мир; творческая раскованность и свобода при этом – необыкновенные!
    Его живопись не привязана к общепринятой «изобразиловке», поэтому обывателю и зрителю подчас её сложно осмыслить. Это та причина, по которой в областном выставкоме, где я 30 лет проработал, не всегда его понимали и принимали.
    Живопись Евгения Сальникова в формальном, вкусовом видении искусства, необыкновенно современна. Я знаю, что из всего курса студентов, которые учились у знаменитого профессора Александра Дейнеки – а их было около 50, сам мэтр выделял только двоих, москвича и нашего Женю. Недавно издан альбом художников федерального округа — 24 области, включая Московскую. Я полистал его – полотна Евгения выделяются из всех, они аристократичны, изумительной красоты. Конечно, он выдающийся художник.
    Светлана Иноземцева, арт -директор галереи «Центр изобразительных искусств»:
  • Творческая жизнь нашей галереи началась в 2007 году с персональной выставки Евгения Павловича, и с тех пор каждый новый сезон мы открываем его выставкой. В этом году, в сентябре мы одновременно празднуем 10-летие галереи и 80-летие художника очередной экспозицией «В живописи – аристократ», на которой представлены более 100 работ, это ретроспектива его произведений с 1970 года до наших дней. Экспозиция показывает, как эволюционирует художник, отзываясь на изменения мира: меняются материалы, с которыми он работает, его технические приемы, текстура полотен; иногда, если это обусловлено художественной необходимостью, он даже откладывает кисть и может вылить краску на полотно…
    Живопись Евгения Павловича всегда неожиданна и экспрессивна, в ней множество пластов и ассоциаций. В его работах слились воедино мечты и реальность, романтика и мудрое осмысление жизни. Художник многогранен, но чтобы его понять, надо быть к этому подготовленным совокупностью художественных знаний — подобно тому, как разглядеть коллекционный алмаз могут лишь знатоки, а для других он просто «стекляшка».
    Из личного общения могу сказать: Евгений Павлович непростой, эстетский человек, с потрясающим чувством юмора — в основе этих качеств лежит хорошее образование и воспитание, полученное в детстве, семейные традиции. Он говорит о себе: «я – из мещан», а ведь это было особое сословие со своим образом жизни. Представьте себе быт с кружевными занавесочками на окнах, добротной мебелью, столовым серебром и, конечно, множеством книг. Он рассказывал, что в их доме были многие тома сочинений литературных классиков, собрание Брокгауза и Ефрона, в их доме музицировали. Предки Евгения Павловича по материнской линии произошли из семьи липецкого градоначальника Митрофана Клюева. Художник помнит старинные улочки, бережно хранит альбомы со старыми семейными фотографиями и живо интересуется историей города, может много чего интересного рассказать даже краеведам. Одна из экспозиций Евгения Павловича в нашей галерее – «Создавать свою реальность» посвящена его художественным воспоминаниям о Липецке, которого уже нет. Ещё одна сторона его видения — «Фантазийные пейзажи», в которых он создает декоративную, отчасти театральную, реальность, сочетая реальность и вымысел, воспоминания и мечты.
    Несколько лет назад галерея выпустила красочный двухтомный альбом художника под редакцией заслуженного работника культуры России, искусствоведа Татьяны Нечаевой. В нашей частной коллекции собрано большое количество работ Евгения Павловича и мы, по просьбе других галерей и музеев, с удовольствием предоставляем их на выставки. В течение юбилейного года мы покажем зрителю несколько его экспозиций, в том числе, впервые покажем его графику.
    Галина Косюга, внучка Евгения Сальникова:
  • Мне было около 6 лет, когда дедушка стал меня брать с собой в прогулки по городу, и это стало нашим любимым занятием. В молодости он занимался спортивной ходьбой, даже сейчас, несмотря на возраст, предпочитает ходьбу, а не транспорт. С детства я «осваивала» Липецк его глазами, мы забредали во дворики в районе улицы Неделина, где раньше был рынок, гуляли по улице Фрунзе, по Городищу… Он много рассказывал о своем детстве: о том, как жил вместе с мамой и тетей на улице Дворянской (ныне улица Ленина) в доме предводителя дворянства Кожина, сейчас там ЗАГС, когда особняк стали сдавать постояльцам. Стекла в их помещении были до потолка – вероятно, прежде там размещалась оранжерея. Ещё он вспоминал, как лазил в детстве вместе с другими мальчишками через забор Быханова сада, рвать яблоки и груши…
    Когда художников перевели на улицу Плеханова, я стала заходить в мастерскую дедушки. Мы пили чай, разговаривали о старинном Липецке, но он при мне никогда не работал, вообще не любил других глаз во время творчества, ухитрялся писать, когда никого рядом нет. Я думаю, это та же самая причина, по которой дедушка не любит говорить о себе, встречаться с прессой и даже бывать на открытиях своих выставок. Это не снобство, он человек очень скромный, скорее – застенчивость и попытка сберечь свое, сокровенное. Таким образом стараясь отгородиться, он заботится о том, как за внешними встречами не расплескать свое, внутреннее, что требуется для творчества.
    Все эти годы, пока я росла и взрослела, он был для меня просто любимый дедушка, который всех нас опекал и согревал своей любовью. Многому научил; часто рисовал наши с сестрой портреты, портреты бабушки, нашей мамы. Наверное, поэтому я выбрала ту же профессию, окончила художественно-графический факультет ЛГПУ. И сейчас, в сотрудничестве с галереей «Центр изобразительных искусств», помогаю компоновать его экспозиции.
    Записала Татьяна ЩЕГЛОВА

.



This entry was posted in Виртуальные выставки, медиалекция, Новости, Художники - выпускники Елецкого(Орловского)художественного училища. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий