К 200-летию со дня рождения Грибкова Сергея Ивановича.

В экспозиции нашего музея можно увидеть картину Грибкова С.И. «У колыбели.» 1889 г.

У колыбели. 1889 г.

Грибков Сергей Иванович (1822-1893) — художник- жанрист, исторический живописец, мастер бытового сюжета, портретист, иллюстратор литературных произведений, педагог.
Сергей Грибков — самобытный художник второй половины XIX века, воспевший в своих работах красоту русских обрядов и семейных традиций.

Его произведения – это рассказы о жизни крестьян и купечества, о дворянских гнездах. Он создал галерею ярких народных образов в национальных и светских костюмах, показал быт русских помещиков, подчеркнув особенности разных сословий.
С. Грибков родился 4 июля 1822 году в Касимове (Рязанская область) в семье лавочника. Рано проявившийся талант не сразу был замечен родителями, заниматься живописью Сергей Иванович начал поздно. В 1844 году уже в зрелом возрасте он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были талантливые мастера — М. И. Скотти и А. Н. Мокрицкий. Грибков был очень усердным студентом и добился блестящих успехов в живописи.


В 1951 году его картина «Испанка, молящаяся у церкви» была по достоинству оценена советом Московского художественного общества, а в следующем году он был удостоен звания неклассного художника исторической живописи.

Крестьянин, стригущий овцу (1852)
Государственная Третьяковская галерея


К этому раннему периоду относится картина «Крестьянин, стригущий овцу», написанную в 1852 году. Произведение привлекает внимание наивностью и трогательностью сюжета, развитием пасторального мотива, характерного для живописи первой половины XIX столетия. Несмотря на дань венициановским традициям, картина написана в реалистической манере и очень характерна для переходного периода художника к зрелому творчеству. Сцена разыгрывается перед зрителем как театральное действие. Перед нами крестьянская лочуга, на полу которой сидит крестьянин с ножницами и стрижет овцу, рядом с ним малолетний сынишка, играющий с ягненком, а за его спиной жена с дочерью, разливающие по крынкам молоко. Колорит картины напряженный, сумрачный, построен на сочетании коричневатых, оливковых и охристых тонов. Льющийся из открытой двери солнечный свет нарушает полумрак хлева, освещая фигуры действующих лиц. Художник настолько глубоко проникся темой бедного крестьянского быта, что вызвал у зрителя искренние переживание и сочувствие.
Другой известной работой Грибкова стала картина «Водовоз» 1858 года, которая была написана в традициях жанровой живописи, характерной для середины столетия. Художник вовлекает зрителя в живой диалог главных героев, в котором заигрывание молодого парня-водовоза с крестьянской девушкой вынесено на первый план. Мы чувствуем смущение героини и, напротив, смелость и лукавство, «бывалого» парня. Композиция картины построена на сопоставлении двух разных по характеру образов. Художественное решение картины в целом отличается цельностью композиции и единством замысла. Цветовая гамма отличается здесь благородством и сдержанностью.
Жанровые картины с литературным сюжетом особенно удавались автору.

Сергей Иванович Грибков (1822-1893) — Ссора Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем (по повести Н. В. Гоголя) (1864)
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей

Одна из таких, написанная по повести Н. В. Гоголя «Ссора Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем» принесла Грибкову не только успех, но и первое место на конкурсе Московского общества любителей художеств.

Сергей Иванович Грибков (1822-1893) — У дверей приюта (1874)
Иркутский областной художественный музей


Сергей Грибков затрагивал темы, которые больше всего волновали общество, живописно, мастерски и эмоционально рассказывая о своих современниках: «У дверей приюта», «Девушка у зеркала», «У алтаря», «Прачка», «Мальчик с клеткой».

Сергей Иванович Грибков (1822-1893) — Перед свадьбой (около 1872)
Тамбовская областная картинная галерея


Переживания молодой девушки передает картина «Перед свадьбой». Эта сцена из помещичьей жизни очень красноречива, отражает настроение невесты перед важнейшим событием ее жизни, таким знакомым и понятным зрителю. Девушка склонила голову на грудь матери, не в силах сдержать своего волнения. Художнику и здесь удалось тронуть зрителя искренностью сюжета.

Сергей Иванович Грибков (1822-1893) — Боярышня у водоёма (1884)


1880-е годы стали расцветом творчества Сергея Грибкова. В это время он пишет удивительно яркие образы русских красавиц: «Прятки», «Боярышня у водоема», «В лавке».

В лавке.


Картина «В лавке» 1882 года представляет яркий сюжет, актуальность которого не меркнет с веками. Молодая босоногая крестьянка с вожделением смотрит на украшения, предлагаемые ей лавочником, осознавая, что никогда не сможет это купить. Тема социального неравенства звучит в картине особенно явственно, и блестяще разыграна по ролям. Фигура лавочника находится в тени и похожа на серую тень, а образ главной героини вынесен на первый план, освещен солнцем. Зритель любуется обликом молодой девушки в красивом русском наряде, и не сразу замечает льстиво-любезного лавочника.

Сергей Иванович Грибков (1822-1893) — Прятки (1883)
Вологодская областная картинная галерея


В этот период Грибков был известным живописцем, содержал собственную художественную студию, где преподавал живопись. Активно занявшись педагогической деятельностью, он продолжал писать картины на бытовые и исторические сюжеты.

Сергей Иванович Грибков (1822-1893) — Благословение на свадьбу (1886)
Государственный художественный музей Алтайского края


Темы из русской истории волновали его на меньше чем сюжеты современной ему действительности. Как любой художник, преданный своему делу, он находил множество параллелей современных событий с историческими фактами. Больше всего Грибкова увлекала эпоха средневековья, время Ивана Грозного и Бориса Годунова. Накал политических и эмоциональных страстей вдохновлял его на создание ярких исторических образов. К таким работам можно отнести картину «Ксения Годунова», написанную в 1880-х годах. Картина рассказывает о русской царевны — Ксении Годуновой, дочери Бориса Годунова, молодой девушке, судьба которой была очень трагичной.

Сергей Иванович Грибков (1822-1893) — Ксения Годунова (1876)
Тверская областная картинная галерея


В 1880-е годы С. И. Грибков принимал участие в выставках, в 1882 году его работы были представлены на Всероссийской выставке и имели большой успех. Сергей Грибков был многогранным художником, писал иконы для храмов, занимался и монументальной живописью церквей и монастырей в провинции и в Москве.

Таланты и поклонники.
Частное собрание


Творчество С. Грибкова представляет собой яркую страницу в истории русского искусства, его картины находятся в музеях и в многочисленных частных собраниях.

Во дворе (вторая половина XIX века, но до 1893).
Рязанский государственный областной художественный музей имени И. П. Пожалостина
Сергей Иванович Грибков (1822-1893) — Портрет Николая Григорьевича Рубинштейна (1835-1881), пианиста-виртуоза, дирижёра, основателя и первого директора Московской консерватории (1870-е)
Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М. И. Глинки


This entry was posted in Виртуальные выставки, История елецкого хуудожественного музея, медиалекция, Новости, Предметы экспозиции. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий