В экспозиции нашего музея можно увидеть картину Грибкова С.И. «У колыбели.» 1889 г.
Грибков Сергей Иванович (1822-1893) — художник- жанрист, исторический живописец, мастер бытового сюжета, портретист, иллюстратор литературных произведений, педагог.
Сергей Грибков — самобытный художник второй половины XIX века, воспевший в своих работах красоту русских обрядов и семейных традиций.
Его произведения – это рассказы о жизни крестьян и купечества, о дворянских гнездах. Он создал галерею ярких народных образов в национальных и светских костюмах, показал быт русских помещиков, подчеркнув особенности разных сословий.
С. Грибков родился 4 июля 1822 году в Касимове (Рязанская область) в семье лавочника. Рано проявившийся талант не сразу был замечен родителями, заниматься живописью Сергей Иванович начал поздно. В 1844 году уже в зрелом возрасте он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были талантливые мастера — М. И. Скотти и А. Н. Мокрицкий. Грибков был очень усердным студентом и добился блестящих успехов в живописи.
В 1951 году его картина «Испанка, молящаяся у церкви» была по достоинству оценена советом Московского художественного общества, а в следующем году он был удостоен звания неклассного художника исторической живописи.
К этому раннему периоду относится картина «Крестьянин, стригущий овцу», написанную в 1852 году. Произведение привлекает внимание наивностью и трогательностью сюжета, развитием пасторального мотива, характерного для живописи первой половины XIX столетия. Несмотря на дань венициановским традициям, картина написана в реалистической манере и очень характерна для переходного периода художника к зрелому творчеству. Сцена разыгрывается перед зрителем как театральное действие. Перед нами крестьянская лочуга, на полу которой сидит крестьянин с ножницами и стрижет овцу, рядом с ним малолетний сынишка, играющий с ягненком, а за его спиной жена с дочерью, разливающие по крынкам молоко. Колорит картины напряженный, сумрачный, построен на сочетании коричневатых, оливковых и охристых тонов. Льющийся из открытой двери солнечный свет нарушает полумрак хлева, освещая фигуры действующих лиц. Художник настолько глубоко проникся темой бедного крестьянского быта, что вызвал у зрителя искренние переживание и сочувствие.
Другой известной работой Грибкова стала картина «Водовоз» 1858 года, которая была написана в традициях жанровой живописи, характерной для середины столетия. Художник вовлекает зрителя в живой диалог главных героев, в котором заигрывание молодого парня-водовоза с крестьянской девушкой вынесено на первый план. Мы чувствуем смущение героини и, напротив, смелость и лукавство, «бывалого» парня. Композиция картины построена на сопоставлении двух разных по характеру образов. Художественное решение картины в целом отличается цельностью композиции и единством замысла. Цветовая гамма отличается здесь благородством и сдержанностью.
Жанровые картины с литературным сюжетом особенно удавались автору.
Одна из таких, написанная по повести Н. В. Гоголя «Ссора Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем» принесла Грибкову не только успех, но и первое место на конкурсе Московского общества любителей художеств.
Сергей Грибков затрагивал темы, которые больше всего волновали общество, живописно, мастерски и эмоционально рассказывая о своих современниках: «У дверей приюта», «Девушка у зеркала», «У алтаря», «Прачка», «Мальчик с клеткой».
Переживания молодой девушки передает картина «Перед свадьбой». Эта сцена из помещичьей жизни очень красноречива, отражает настроение невесты перед важнейшим событием ее жизни, таким знакомым и понятным зрителю. Девушка склонила голову на грудь матери, не в силах сдержать своего волнения. Художнику и здесь удалось тронуть зрителя искренностью сюжета.
1880-е годы стали расцветом творчества Сергея Грибкова. В это время он пишет удивительно яркие образы русских красавиц: «Прятки», «Боярышня у водоема», «В лавке».
Картина «В лавке» 1882 года представляет яркий сюжет, актуальность которого не меркнет с веками. Молодая босоногая крестьянка с вожделением смотрит на украшения, предлагаемые ей лавочником, осознавая, что никогда не сможет это купить. Тема социального неравенства звучит в картине особенно явственно, и блестяще разыграна по ролям. Фигура лавочника находится в тени и похожа на серую тень, а образ главной героини вынесен на первый план, освещен солнцем. Зритель любуется обликом молодой девушки в красивом русском наряде, и не сразу замечает льстиво-любезного лавочника.
В этот период Грибков был известным живописцем, содержал собственную художественную студию, где преподавал живопись. Активно занявшись педагогической деятельностью, он продолжал писать картины на бытовые и исторические сюжеты.
Темы из русской истории волновали его на меньше чем сюжеты современной ему действительности. Как любой художник, преданный своему делу, он находил множество параллелей современных событий с историческими фактами. Больше всего Грибкова увлекала эпоха средневековья, время Ивана Грозного и Бориса Годунова. Накал политических и эмоциональных страстей вдохновлял его на создание ярких исторических образов. К таким работам можно отнести картину «Ксения Годунова», написанную в 1880-х годах. Картина рассказывает о русской царевны — Ксении Годуновой, дочери Бориса Годунова, молодой девушке, судьба которой была очень трагичной.
В 1880-е годы С. И. Грибков принимал участие в выставках, в 1882 году его работы были представлены на Всероссийской выставке и имели большой успех. Сергей Грибков был многогранным художником, писал иконы для храмов, занимался и монументальной живописью церквей и монастырей в провинции и в Москве.
Творчество С. Грибкова представляет собой яркую страницу в истории русского искусства, его картины находятся в музеях и в многочисленных частных собраниях.