к 125-летию со дня рождения нашего земляка — Москалева Николая Ивановича.

Николай Иванович Москалев родился 18 сентября 1897 г., в тревожное для страны время, в Ельце.

Отец, Иван Гаврилович, служил управляющим в имении дворянина Хвостова, потом у купца Парамонова; мать, Анна Семеновна, вела домашнее хозяйство, плела кружево, воспитывала детей. Дед по матери, Семен Никитович Егоров, занимался выделкой кож.
Николай Иванович родился со страстной тягой к рисованию: как вспоминал художник, радостным событием детских лет было первое знакомство с огрызком карандаша, в жертву которому приносились даже игры с товарищами, голуби и бумажный летающий змей. В школьные годы самым «главным» событием его жизни было «знакомство с красками». Летом 1915 г. Москалев досрочно был призван в царскую армию, как тогда говорили «в солдаты», его отправляют в Орел, тогда еще губернский город.

Там Николая Ивановича и застает Февральская революция. Добровольно вступив осенью 1918 г. в ряды Красной Армии, он принимает активное участие в организации первых красноармейских клубов.


После демобилизации в 1920 г. Н.И. Москалев работает преподавателем графической грамоты на Елецком рабфаке, в городском театре – художником-декоратором, в Уполитпросвете – художником-карикатуристом Елецкого отделения «Окон РОСТА». В эти годы он является членом «Союза елецких художников».

Москалев Н.И. стоит 2 справа. 1920 г.


Несмотря на то, что художник отдавался работе с большим увлечением, необходимость получить высшее художественное образование нарастала, и в 1922 г. он уезжает в Москву, где после конкурсного экзамена был принят на живописный факультет Высших Художественных технических мастерских (ВХУТЕМАС). Николай Иванович работал в классе живописи профессора Ильи Машкова, одновременно проходя дисциплины архитектуры у Балихина, графики у Фаворского и декоративную дисциплину у Федоровского.
В октябре 1927 г., после окончания ВХУТЕМАСа, Н.И. Москалева приглашают в комиссию для руководства художественными работами по созданию Центрального Дома Красной Армии им. М.В. Фрунзе. В день открытия ЦДКА Николай Иванович был назначен его главным художником, в этой должности он проработал 35 лет.

Москалев Н.И. с матерью.


Архитектурно-художественные работы, декоративное убранство, создание выставок по наглядной агитации, руководство проведением мероприятий художественного порядка заполняли его рабочие часы. Большую оформительскую деятельность он сочетает с работой над живописными полотнами, выполняет рисунки нагрудных знаков: «Отличник РККА», «Участник боев на озере Хасан», «Участник спортколлектива ЦДКА». Этот опыт впоследствии будет иметь большое значение в творчестве художника.
В грозные годы Великой Отечественной войны с гитлеровской Германией Москалев занимается созданием плакатов-листовок для фронта и выездных бригад. Такие его работы, как «Смерть фашистской гадине», «Под Москвой фон Бок заработал в бок!», «Встреча под Москвой – от ворот поворот» имели сатирическую направленность. Плакаты, призывающие советский народ к борьбе с фашизмом, к защите Родины, конкретны, полны суровой простоты, они звучат страстным призывом к миру, разоблачают насилие.
Осенью 1941 г., когда наши города один за другим оккупировали фашисты и уже шли ожесточенные бои за Москву, Николай Иванович «для успокоения души» начал делать эскиз медали «За оборону Москвы». Увидев наброски медалей, знакомый художник воскликнул: «Что ты творишь, Николай? За что давать медали, когда бросают города?!». На что услышал: «Знаешь, оставлять города можно по-разному…». Москалев не сомневался в том, что сердце России Москву народ не отдаст врагу, и хотел быть причастен к великим историческим событиям, он твердо знал, что «новые заслуженные в боях награды будут сиять на груди наших воинов».
Задание Партии и Правительства СССР по созданию проектов орденов и медалей боевой славы Вооруженных Сил имело для мастера особое значение. К его выполнению было привлечено 7 художников, но Москалева можно назвать самым продуктивным. Отборочная комиссия очень строго подходила к оценке работ.

Сроки работы над орденом Кутузова были ограничены – 1 месяц, тем не менее Москалев просмотрел массу исторической литературы, пока не подыскал подходящий профильный портрет полководца. Потом начались поиски композиции ордена, четкости рисунка, тематической монолитности. В течение месяца было изготовлено 20 эскизов. Так что не случайно была одобрена именно его работа. Основа ордена – звезда, собранная из расходящихся лучей. В центре ее – четкий барельеф великого полководца на фоне Спасской башни Кремля.
Орден Кутузова — второй после ордена Суворова по порядку учреждения и старшинства «полководческий» орден. Он имел более «оборонительный» и «штабной» характер, что отражалось в его статусе. Им награждали за умелый вывод войск из-под удара и нанесение успешного контрудара, мастером которого был Михаил Илларионович Кутузов. Первым кавалером ордена Кутузова высшей степени стал генерал-лейтенант И.В.Галанин. Кроме полководцев награды удостоились 3 воинских соединения и Челябинский тракторный завод. Награждение полководческим орденом промышленного предприятия — исключительное явление. Тем не менее, в 1945 году Челябинский тракторный завод был отмечен I степенью ордена Кутузова за значительный вклад танкостроителей в разгром фашистской Германии. Хотелось бы отметить, что орден Кутузова II степени занимает свое почетное место на знаменах 122-й и 287-й стрелковых дивизиях, сформированных в г. Ельце.

Орден Славы Николай Иванович создает всего за 5 дней. За основу он взял первоначальный эскиз медали «За оборону Москвы». Символом боевой славы нашего времени, конечно же, стала звезда. В центре звезды – Кремлевская башня. И по красной эмали написано «Слава». Орден готов: осталось придумать расцветку ленты – ни одна не шла к светлой звезде. И тут вспомнился 1916 год. Пыльная дорога под Ельцом, а по ней бредет, опираясь на палку, солдат. На гимнастерке, белесой от солнца и пота, покачивается на пестрой ленточке «Георгий». Вот она – слава, вековая, солдатская! Нужно лишь воскресить черную ленту с оранжевыми полосами, соединяющими «цвет пороха и цвет огня».
Орден Славы был учрежден в один день с орденом «Победа». Он имеет несколько особенностей, которых нет ни у какой другой награды.

  • это единственное боевое отличие, предназначенное для награждения исключительно солдат и сержантов.
  • награждение осуществлялось только в восходящем порядке, начиная с младшей — III степени.
  • орден Славы до 1974 года был единственным орденом СССР, выдававшимся только за личные заслуги и никогда не выдававшимся ни воинским частям, ни предприятиям, ни организациям.
  • его статус предусматривал повышение кавалеров всех трех степеней в звании, что являлось исключением для советской наградной системы.
  • цвета ленты ордена Славы повторяют расцветку ленты российского имперского ордена Святого Георгия, что в те времена было неожиданным.
  • цвет и рисунок ленты были одинаковы для всех трех степеней, что было характерно только для дореволюционной наградной системы, но никогда не использовалось в наградной системе СССР.
    Первыми полными кавалерами ордена Славы стали сапер М.Т.Питенин, награжденный посмертно, и помощник командира взвода К.К.Шевченко.

Орден Богдана Хмельницкого был учрежден в дни освобождения Украины по предложению генерала армии Н.С. Хрущева, а одними из инициаторов создания были известный украинский кинорежиссер А.П.Довженко и поэт Микола Бажан. Этим орденом награждались военнослужащие и партизаны за особую решительность и умение в операциях по разгрому врага, высокий патриотизм, мужество и самоотверженность. Он был учрежден последним из «сухопутных» полководческих орденов. Это единственный орден СССР, имевший надписи не только на русском языке. В центре медали находиться изображение Богдана Хмельницкого, а сверху его имя написано на украинском языке.
Хотя в статуcе ордена не было оговорено условие о преимущественном награждении воинов какого-либо фронта, тем не менее, большинство награжденных входили в состав Украинских фронтов. Возможно, это частично объясняется огромным количеством партизанских отрядов, действовавших на Украине, а также тем, что Хмельницкий – национальный герой Украины.
Впервые орден I степени был вручен генерал-майору А.И. Данилову за участие в освобождении города Запорожье. В числе кавалеров ордена I степени был и такой прославленный военачальник, как генерал (а впоследствии Маршал Советского Союза) С.С. Бирюзов, командир 132-й стрелковой дивизии, которая принимала участие в Елецкой операции. 287-я стрелковая дивизия, сформированная в г. Ельце, была награждена орденом Богдана Хмельницкого II степени за освобождении Украины.

В конце ноября 1942 года началась разработка проектов медалей участникам обороны Ленинграда, Одессы, Севастополя и Сталинграда — городов, покрывших себя неувядаемой славой, вошедших в героическую историю Великой Отечественной войны. К выполнению этой задачи было привлечено 7 художников. Заданная тема большинством художников решалась просто: изображалась военная техника или группа бойцов-защитников на фоне символа того или иного города. Но наибольшей убедительности в воплощении этой идеи удалось добиться Н.И. Москалеву, что и предопределило судьбу будущих знаков отличия.
Позже по проектам Н.И. Москалева были изготовлены медали «За оборону Москвы», «За оборону Кавказа», «Партизану Отечественной войны», «За безупречную службу в Вооруженных Силах СССР», а также ряд нагрудных знаков. Каждый знак ордена или медали – это законченное художественное произведение, отмеченное высокой идейной значимостью и четкостью композиции. Они отличаются особой выразительностью, суровой и мужественной, правдивой и волнующей. В чеканных профилях солдат, в достопримечательных деталях городов выражен смысл беспримерного подвига защитников. Несколько миллионов человек — бойцов и командиров Красной Армии и Военно-Морского флота, рабочих, колхозников, служащих, комсомольцев, пионеров и школьников военной поры — получили эти почетные награды. Медали за оборону городов-героев не только государственные знаки отличия за мужество и отвагу. Сегодня это своеобразные художественные памятники эпохи, исторические реликвии, напоминание грядущим поколениям о Великой Отечественной войне.
За успешное выполнение заданий правительства в 1943 г. Николай Иванович Москалев был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
.

Выполняя большую, ответственную работу главного художника ЦДКА, Николай Иванович находил время заниматься любимым творчеством, к которому всегда испытывал особую тягу.
Тематика живописи художника указывает не только на географию его жизни, но и раскрывает всю глубину его чувств и привязанностей.
Художественное наследие разнообразно не только по своему содержанию, но и технике исполнения. С большим мастерством написаны его живописные полотна, а также графические работы: акварель, тушь, карандаш.

Тема родного города занимает значительное место в творчестве художника. С истинной любовью изображал Николай Иванович пейзаж родного Ельца, города, который он страстно любил и который питал талант мастера. Он часто приезжал на родину, встречался с жителями, его старожилами, бродил по самым укромным уголкам, и все это находило отражение в его творчестве.
Н.И. Москалев отдыхать часто выезжал на черноморское побережье. И тема юга нашла широкое отражение в его живописи.

Значительное место в творчестве художника занимает городской, архитектурный пейзаж: виды, памятники Москвы и других городов. Архитектурные пейзажи его величественны, отличает их точность воспроизведения, и вызывают чувство гордости за наш народ-созидатель. Кроме того они представляют научную ценность при проведении реставрационных работ, и неслучайно эти работы находятся в музее истории и реконструкции Москвы.

Наряду с ведущим жанром – пейзажем – значительное место в творчестве художника занимает натюрморт.

Москалев Н.И. с Героем Советского Союза Курбатовым Г.Д.. Елец. 1966

Помимо Елецкого краеведческого музея его работы хранятся в Липецком краеведческом музее, Центральном музее Вооруженных Сил, в Музее истории города Москвы, в музеях южных городов: Сочи, Гагры, в Крыму.
Окидывая взором весь жизненный и творческий путь Н.И. Москалева, испытываешь чувство глубокого уважения к художнику, который всегда считал свое искусство смыслом жизни и необходимым трудом во имя народа.

Первая персональная выставка работ Николая Ивановича Москалева состоялась в 1954 году в Москве в музее при ЦДСА, а в Ельце в 1966 г. в городском Доме культуры.

Шебалова А.Ю., зав. музеем купечества и сословий

This entry was posted in 79 лет Победы, 878 лет Ельцу, Виртуальные выставки, История елецкого хуудожественного музея, медиалекция, Новости. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий