К юбилею липецкого художника Сергея Анатольевича Бугровского (1962 — 2017)

Бугровский Сергей Анатольевич родился в 1962 году в Липецке. В этом городе он жил и работал до последнего дня своей жизни – 13 апреля 2017 года.

Современный живописец, график, экспрессионист. Окончил Липецкий политехнический институт в 1985, учился на отделении живописи Пензенского художественного училища им. К.А. Савицкого (1988-1990).

Автопортрет.
2009

По словам художника, в детстве он мечтал быть аквалангистом. Учась в старших классах школы, Бугровский много читал, писал стихи. Его заинтересовало современное искусство, и Сергей изучал то, что советские журналы и газеты поносили как загнивающую культуру Запада. Тогда же у него проявился талант к математике и физике, и, по настоянию родителей, он окончил местный политехнический институт.
Художник рассказывал, что рисовать он начал в девятом классе школы. Учась на втором курсе института, начал писать маслом. В 1988 году Сергей Бугровский поступил на живописный факультет Пензенского художественного училища. В училище складывается определенный круг общения, в который попадают студенты, увлеченные искусством модернизма. Это общение повлияло на творческое становление Сергея.

Член профессионального союза художников (Москва), Международной Ассоциации Искусствоведов (АИС), Международной Ассоциации «Искусство народов мира» (Москва).

Большой натюрморт с бутылками.
1997

Персональные выставки:
• 2009 – Долгосрочный передвижной проект «25» совместно с Ольгой Буевой Липецкий Центр Изобразительных искусств; Выставочный зал Воронежского Дома Архитектора; Липецк, Воронеж, Тамбов, Москва, Санкт-Петербург, Ярославль;
• 2007 – «Art today» галерея «Белый квадрат», Липецк, Россия;
• 2007 – «Холодная планета ню» (совместно с Ольгой Буевой) галерея «Март», Липецк, Россия;
• 2007 – «Собственная тень» Выставочный зал Союза Художников, Липецк, Россия;
• 2001 – «Двое в городе» совместно с Ольгой Буевой, галерея «Невограф», Санкт-Петербург, Россия;
• 2001 – Галерея «Голубая гостиная», Санкт-Петербург, Россия;
• 2000 – Галерея «Никор», Москва, Россия;
• 1995 – Молодежный центр «Модус» совместно с Александром Волохо, Пенза, Россия;
• С 1993 до 1999 года состоялось несколько персональных выставок на выставочных площадках Липецка.

Избранные групповые выставки:
• 2008 – «Вивидизм» Областной дом архитектора, Воронеж, Россия;
• 2008 – «Современный реализм» город Лев Толстой, Россия;
• 2006 – Международная биеннале графики «БИН 2006» Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург, Россия;
• 2006 – «Антропометрия» совместно с Татьяной Овчаровой, Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург, Россия;
• 2003 – «Коллекция брутального искусства» галерея «Борей», Санкт-Петербург, Россия;
• 2002 – «Три серых цвета» совместно с Ольгой Буевой и Игорем Ермолаевым, Центральный дом художника, Москва, Россия;
• 2001 – «1-я минская международная выставка «Мастера»» Минск, Белоруссия;
• 1993 – «Семеро из Липецка» Краеведческий музей города Шахты Ростовской области, Россия;
• 1989 – «Утиль» галерея «Рама-Арт», Липецк, Россия;
• 1989 – галерея «Ариадна», Санкт-Петербург, Россия;
• С 1987 года начал участвовать в областных, групповых, тематических выставках в Липецке организуемых местным отделением Союза Художников России.

Творчество липецких художников, Ольги Буевой и Сергея Бугровского, насколько традиционно, настолько и современно. В работах С. Бугровского очевидны стилистические признаки живописного экспрессионизма, в работах О. Буевой – следы импрессионизма, экспрессионизма, примитивизма. Искусство обоих фигуративно и бессюжетно. Предмет рассматривается в первую очередь как носитель формы, цвета, света, тени, но сохраняющий при этом собственное значение, а подчас приобретающий символическую нагрузку. Обоим живописцам свойственен лаконизм – предметный ряд сведен к минимуму.

Татьяна Нечаева
Искусствовед

Журналист Евгения Кролевская:

«Бугровского обычно обвиняют в чрезмерной любви к эпатажу (имеются в виду его перфомансы, хеппенинги и всё остальное, что призвано будоражить и злить массового зрителя), но, наблюдая за его творчеством на протяжении десятка лет, мне подумалось, что это было бы слишком просто.
Брутальность, эстетизм, грубость, свобода, неряшливость, напряжённость, метафизика, фактура, спонтанность. Видимо, Сергей Бугровский из тех художников, которого, чтобы понять, надо смотреть сразу много. Обычно он и творит сериями, которые воспринимаются как единое произведение. Его искусство — не рассказ, а чувство; другой вопрос, созвучно ли оно вам».

Музейные и частные коллекции, в которых находятся работы
• Санкт-Петербург: собрания музея современного искусства Эрарта, Николая и Раисы Благодатовых, Владимира Пешкова, Нины Костылевой, Виктора Лаврова, Аллы Третьяковой и др.;
• Москва: собрания Сергея и Виктора Поповых, Тамары и Ираклия Мосешвили, Николая Корнилова и др.;
• Липецк: собрания Липецкой областной картинной галереи, Липецкого областного краеведческого музея, Ирины Полозовой, Александра Назарова, Анатолия Нехорошева и др.;
• Омск: собрание Государственного областного художественного музея «Либеров-центр».

Культура
12.10.2011
Художник Сергей Бугровский сделал из модели мумию

Автор худшей картины в мире представил в Липецке свой новый проект.
Новый проект Сергея Бугровского называется «Персоны». Персоны – это люди вообще. Их художник видит днём и вечером на улицах города, не успевает рассмотреть, выхватывая из памяти лишь отдельные образы и детали. Поэтому на картинах несуществующие лица из подсознания – грубые, обрубленные, условные, абстрактные, размытые и невнятные пятна, постепенно перетекающие в очертание головы.

Герои Бугровского – человек-гриб и ускользающий из вида прохожий, к которому художник даже не заглянул в глаза, и поэтому теперь вынужден заниматься «персоноизвлечением» и «персоноизъятием». Но некоторые работы вполне приближаются к реалистическим изображениям людей: есть образы мужские и женские, персоны отличаются друг от друга с социальной и живописной точки зрения. Чаще всего при создании своих работ Бугровский использовал смешанную технику: мелки, акварель, масло – всё вперемешку. На выставке представлено около сотни работ, в основном, новые – сделанные за последние 2-3 месяца и около года назад. Это метафизические портреты и головы, скульптура, графика, ассамбляж (смесь живописи и аппликации) и видео-перфоманс.

Общее настроение выставки – настроение одиночества, страха, настроение осеннее, напряжённое и трагическое. – Художник должен быть адекватен своему времени, а у нас сейчас время не очень весёлое: с одной стороны нас режут-душат богатеи, с другой стороны «прут» представители иных культур и религий, – говорит Сергей Бугровский. – Всё это очень тревожно. Человек вообще должен ощущать в жизни чувство тревоги. Когда у человека всё радостно – то это, извините, дурачок.

Одна из ключевых работ в рамках проекта – виде-перфоманс. Он состоит из 2 частей: «Персона» и «Извлечение персоны». Если предыдущий раз Бугровский шокировал публику боди-артом и рисованием женскими телами вместо кисти, то на этот раз публике предлагают посмотреть 12-минутное кино, в котором под музыку немецкого композитора-авангардиста Карлхайнца Штокхаузена сначала 5 минут стоит, иногда покачиваясь и шевеля губами, живая мумия (обнажённая женщина, с головой обмотанная в бинт), а потом происходит разоблачение этой мумии-персоны, и из-под бинтов вместо живого человека появляется скульптура Бугровского «Персона» или «Русская Венера», сделанная ещё 20 лет назад. Бинт тоже имеет смысловое значение. Это страх, ощущение неизвестности от того, что с человеком в любой момент может случиться что угодно. А ещё это просто удобный материал для художественных метафизических обобщений и создания живого портрета. На видео-перфоманс липчанина вдохновил 5-часовой фильм американского художника Энди Уорхола о том, как его друг-поэт спит. У Бугровского тоже статика, сменяющаяся определённой динамикой – извлечением образа из бинтов. Бинт – это и символ многосмысловых пластов, лежащих в основе авангардистских живописных произведений. Мир авангарда многогранен, неоднозначен и никогда не познаваем до конца: на одной картине Бугровского нанесён 11-значный номер сотового телефона, но это не предложение о продаже – это отпечаток времени – в момент создания произведения художнику позвонил друг. Впрочем, публика видит в этом номере уже что-то совсем иное – например, порядковый номер работы, номер телефона той самой девушки, которую рисовали… – Липецк так устроен, что здесь всё время приходится удивлять, что не покажи – все удивляются, – рассказал GOROD48 Сергей Бугровский. – В этот раз мой проект очень целомудренный – голых почти не будет. Я решил представить видео-арт, а именно видео-перфоманс в своём исполнении. Во всём мире это давно известная вещь, а здесь все переспрашивают, что это такое.

На своей новой выставке Бугровский активно использует интерактивные методы работы с публикой. Часть картин представлена в виде альбома, часть – просто разложена на столе, и художнику не страшно, что от неловких движений они могут порваться. Продолжение выставки и вовсе предлагают посмотреть на страничке художника в facebook, а заодно и оставить там свой отзыв о проекте. Добавим, что в январе этого года Сергей Бугровский стал победителем международного конкурса имени Павла Жердановича – на самую худшую в мире картину. Жюри конкурса признало полотно нашего земляка «Сидящая модель» худшим из сотен участвоваших в состязании работ.

Посвящается Петрову-Водкину
обложка журнала ДИ за 2003 год
This entry was posted in Виртуальные выставки, История елецкого хуудожественного музея, медиалекция, Новости. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий