Ко Дню малой Родины и 875 — летию города воинской Славы — Елец.

6 августа родился наш земляк — известный советский скульптор Алексей Матвеевич Измалков.

Публикуем статью о его жизни и творчестве зав. музеем купечества и сословий МБУК «Елецкий городской краеведческий музей» Шебаловой А.Ю. :

Село Измалково, в котором чуть не половина жителей звалась Измалковыми, издавна слыло селом зажиточным. Из поколения в поколение в нем совершенствовалось и передавалось гончарное мастерство. Среди отличных мастеров этого ремесла особо выделяли гончара Матвея Измалкова, его работы пользовались большим спросом. Сам он был человеком грамотным, хозяином радушным, словоохотливым, нередко в доме бывало много гостей. Так в августе 1905 г. заехал к Измалковым И.А.Бунин, интересовавшийся работами мастера и иногда кое-что приобретавший у него. А в доме радость – сын родился, тут же усадили барина за стол. В шумном пиру возникла идея предложить Ивану Алексеевичу стать крестным мальчика. Барин согласился при условии, что сам даст имя ребенку. Мальчика назвали Алексеем.
Как принято, Матвей планировал, что сын унаследует профессию отца. И стал бы Алексей Измалков гончаром, если бы не революция.
Летом 1919 г. Алексей приехал в Елец по торговым делам, где случайно познакомился с комиссаром Александром Вермишевым. Этот одаренный человек — коммунист, участник трех революций, пламенный оратор – да и вся атмосфера революционного горения вокруг него произвели на Измалкова неизгладимое впечатление. Рейд генерала К.Мамонтова в августе 1919 г. подтолкнул Алексея в 14 лет взять винтовку и вступить в ряды Красной Армии.
Четыре года носила боевая судьба Измалкова по фронтам гражданской войны: он воевал с Деникиным, освобождал Крым, потом его направили в Среднюю Азию на борьбу с басмачами. Увидев азиатское многоцветье, Алексей начал писать: его повесть «Гассан-Кули», рассказы «Смерть узбечки», «Хасанов арык», «В дебрях Восточной Бухары» публиковались в красноармейских газетах под псевдонимом «Алексей Туркестанский».
В 1923 г. Измалков был направлен на учебу в г. Орел: командные пехотно-пулеметные курсы. Начальник школы заметил художественные способности курсанта и ходатайствовал о получении направления на учебу в Москву, на рабфак искусств им. Луначарского. Измалков учился у живописца Н.Н. Купреянова, скульптора А.В. Бабичева, слушал лекции А.В. Луначарского, А.Е. Богомолова, И.Г. Петровского. У рабфаковцев была насыщенная жизнь и вне стен учебного заведения: они постоянно посещали спектакли, концерты, митинги, дискуссии, встречались с В.Маяковским, С.Есениным, Н.Обуховой, бывали в гостях у многих крупных художников, артистов, писателей.
В 1929 г., окончив рабфак, Измалков поступил в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН), позже преобразованный в Академию художеств.
В 1932 г. он вступает в только что созданный Союз художников.
В это время часто практиковались творческие командировки для бригад художников. Измалков едет в Севастополь, к морякам Черного моря. Эта поездка дала толчок к активной работе, было создано множество произведений, а морская тема останется в творчестве скульптора до последних дней жизни.
Развернувшиеся грандиозные работы по реконструкции Москвы открыли новое широкое поле деятельности для скульптора. В 1930-х гг. строятся 11 новых мостов через Москву-реку, все должны были быть оформлены скульптурными композициями. Для нового Москворецкого моста Измалков в короткий срок выполнил композицию «Чапаев».
В 1938 г. Алексей Матвеевич знакомится с известным летчиком Валерием Чкаловым, с первой же встречи между ними устанавливаются теплые непринужденные отношения. Весть о трагической гибели летчика потрясла скульптора. По свежим впечатлениям он начал делать наброски, бросаясь от одного решения к другому. Поиски продолжались долго. Результатом явился ряд работ: прежде всего, ростовая двухметровая бронзовая фигура В.Чкалова, которая являла определенную ступень в развитии художника и принесла ему известность в масштабах страны. В краеведческом музее вы сможете увидеть гипсовый бюст 1949 г. Для творческого метода Измалкова вообще было характерным по многу раз возвращаться к одному замыслу, делать на одну тему несколько различных композиций, бюстов, фигур. Он не искал в искусстве легких путей. Присущие скульптору настойчивость и ответственное отношение к поставленным задачам проявляются практически во всех его работах.
Так, к примеру, над портретом Феликса Дзержинского Измалков работал почти четыре года – собирал материал, изучал письма большевика-ленинца. Первый бюст появляется в 1938 г. Затем шесть вариантов портрета сделал скульптор, прежде чем нашел решение, удовлетворившее его.
С первых же дней войны Измалков отправляется на фронт: воевал вначале в Ярославле, затем в Заполярье, потом его откомандировывают на Черное море.
В конце 1942 г. Измалкова отзывают из части и назначают главным художником Наркомата Военно-морского Флота. По приказу командования скульптор становится в строй славного отряда фронтовых художников, тех, кто вместе с солдатами и моряками, участвуя в операциях, увековечивал героические страницы Великой войны. Разные по своим художественным достоинствам, все работы этого периода обладают одним бесценным качеством: документальной точностью. В коллекции музея есть бюст маршала Советского Союза Георгия Жукова, такая же работа находится в собственности великого полководца.
В послевоенное время, анализируя все виденное и пережитое, скульптор глубже понимает стоящие перед ним задачи. Теперь он особое внимание уделяет поискам типического, в облике конкретной личности старается выявить социальные черты.
В творческом пути Измалкова есть своя последовательная линия развития. В юности он любил сюжеты, насыщенные действием, открытой эмоцией. Для их воплощения скульптор выбирал моменты кульминаций, широко использовал детали, которые служили для описания персонажей, обозначения места и времени происходящего. В дни войны скульптор встречается со своими героями, живет их жизнью и многое начинает понимать по-другому, глубже. Вместе с этим к Измалкову приходит и более сдержанный художественный язык. Теперь он не боится статичных композиций, скорее даже предпочитает их. И в этом предпочтении – понимание огромных возможностей скульптуры.
«Великим и неисчерпаемым» называл Измалков образ Владимира Ильича Ленина. К этому образу отношение было очень серьезное, работ было много, но до определенного времени скульптор их почти не выставлял, считая несовершенными. Алексей Матвеевич изучал иконографический материал, читал работы Ленина, воспоминания о нем. Результатом явился ряд станковых фигур, установленных в разных городах. В коллекции краеведческого музея имеется небольшая скульптурная композиция «Джон Рид и В.И. Ленин».
60-е годы XX в. в творчестве Измалкова можно сравнить с щедрой осенью – временем сбора урожая. Все, что на протяжении многих лет было найдено, накоплено, дало свои результаты. Во всеоружии дарования, мастерства и опыта с юношеской энергией работает скульптор, ставя перед собой задачи разного плана и с успехом их решая.
Прямой нос, крупные, в жестких складках губы, обширные плоскости высокого лба. Лицо человека цельного, привыкшего к напряженной мыслительной работе, — и одновременно аскетическое, иссушенное какой-то большой страстью. Это портрет великого русского шахматиста Александра Алехина работы Измалкова. В небольшом по размерам, простом по пластике произведении скульптор сумел показать могучую мысль, сильный дух и трагическую судьбу величайшего шахматного гения, большую часть жизни прожившего на чужбине и всем сердцем тянувшегося к родине, вернуться на которую ему так и не удалось.
Измалков был человеком большой эрудиции, разносторонних интересов, любил и неплохо знал театр и музыку. Все это в сочетании с природным юмором и исключительным жизнелюбием делало его приятным, интересным собеседником, привлекало к нему людей. Среди его многочисленных друзей и знакомых были не только моряки и художники, но и писатели, артисты, музыканты. Встречи с друзьями обогащали Измалкова и как художника. В его интересе к ним было немало чисто профессионального.
В молодости Измалков несколько раз встречался с Сергеем Есениным, любил его стихи и многое знал наизусть. Всегда очень волновался, слушая его. Образ поэта был ему дорог и близок, и работал скульптор над ним много. В творческом наследии Измалкова насчитывается свыше 20 фигур и портретов поэта. Первый из них был создан еще в 1935 г., но большая часть приходится именно на 60-е годы.
Обширная галерея деятелей культуры создавалась Измалковым годами и насчитывает десятки имен. Это композитор Модест Мусоргский и писатель Леонид Андреев, поэты Адам Мицкевич, Федерико Гарсия Лорка и Александр Блок. К каждому из этих портретов Измалков подходил как к еще одной ступени на пути постижения смысла и значения творческого начала в жизни человека. Эта тема прошла через всю его жизнь. Даже увлеченный другими замыслами, скульптор продолжал размышлять над ней, делал наброски, эскизы портретов людей творческого труда.
В наследии Измалкова много портретов и фигур, посвященных деятелям сцены. Давние дружеские отношения связывали его с оперной певицей Надеждой Обуховой. В ее первых портретах в образах Марфы из оперы «Хованщина» и Кармен скульптор ищет и воплощает отдельные стороны характера и дарования актрисы. Постепенно образ наполняется, становится выразительным, жизненно емким. В бюсте 1961 г. автор передал состояние большого патриотического и творческого подъема. Настроение торжественности, приподнятости и одушевленности ощущается в гордо поднятой голове, в мимике лица с твердо сжатыми губами, в устремленном вдаль взгляде певицы. И вместе с тем портрет обаятелен и лиричен.
Измалков был художником эмоциональным и трудолюбивым, влюбленным в свое дело. Его волновало многое – история и современность, образы людей творчества и рабочих, герои прошлого и те, кого он знал лично, с кем встречался в годы тяжких военных испытаний и в мирные дни.
Но над каким бы сюжетом скульптор ни работал, он всегда видел и умел показать главное, что считал задачей всей своей жизни, — красоту и величие духа сынов любимой им Родины.
Необходимо отметить, что в Елецком краеведческом музее хранится 21 скульптурная работа Алексея Матвеевича Измалкова. Это самая большая коллекция гипсовой скульптуры одного автора. Часть из них была передана в дар супругой скульптора Екатериной Никифоровной Ольшанской в 1970-х гг., некоторые произведения – закуплены музеем у нее же.

Умер А. М. Измалков 26 сентября 1968 года в г. Москве, похоронен на Введенском кладбище. На доме, где он жил в Москве, установлена мемориальная доска. В с. Измалково и г. Николаеве одна из улиц носит его имя.

Музей-усадьба Мусоргского. Бюст композитора был установлен перед усадебным домом в 1973 г.
Чайковский.Памятник П. И. Чайковскому. (откр. в 1973 г. на улице Мира, в 1981 г. перенесен на улицу Ленина, 56/1)

http://nikolaev-moscow.at.ua/publ/statja_o_nikolaeve/nikolaev_segodnja/zdes_zhivet_nasha_pamjat/10-1-0-196

Здесь живет наша память

«Шапки долой перед
героями, оставшимися
в живых, и вечная
память погибшим»

С. Сергеев-Ценский.

В грозные годы Великой Отечественной войны было немало коллективных подвигов советских солдат. 28 героев-панфиловцев, ценой своей жизни остановивших танковый прорыв под Москвой, 17 широнинцев, мужественно сражавшихся под Харьковым… Но первым в этом ряду стоит беспримерный подвиг 68 героев-десантников под командованием старшего лейтенанта Константина Ольшанского. В официальном донесении командира 384-го отдельного батальона морской пехоты Ф.Е. Котанова говорилось: «Отряд старшего лейтенанта Ольшанского за двое суток отразил 18 атак противника, вывел из строя свыше 700 гитлеровцев, уничтожил несколько танков и пушек противника, посеял панику в тылу врага, помешал уничтожению порта и элеватора».

Николаевский десант выполнил поставленную задачу. В ночь на 28 марта 1944 года одновременно с севера, востока и юга в город вошли войска Красной Армии. Освобождение города Николаева 28 марта 1944 года столица нашей Родины Москва отметила орудийным салютом — 20-ю артиллерийскими залпами из 224 орудий. 384-му отдельному батальону морской пехоты приказом Верховного Главнокомандующего присвоено звание «Николаевский».

ст. лейтенант Константин Фёдорович Ольшанский

Героические действия отряда Ольшанского вошли в историю Великой Отечественной войны как образец воинской доблести подразделения. Из десанта в живых остались 11 человек, все были ранены и обожжены. Из госпиталя вышли шестеро. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1945 года 68 участников десанта были удостоены звания Герой Советского Союза. От Бреста до Волгограда нет такого места, где бы в одной могиле лежали 56 Героев Советского Союза. Вечная им слава и память!

В 1947 году на месте захоронения был установлен памятник. Старожилы Николаева его помнят. Но он был создан из недолговечных материалов и с годами стал разрушаться. Устарела архитектурная часть, появились вопросы к композиции памятника.
Дело в том, что в составе отряда К. Ольшанского погибли также 12 армейцев (саперы, связисты) 1-го гвардейского укрепрайона 3–го Украинского фронта, они были приданы десанту в самый момент посадки в баркасы, однако документы на них не сохранились, и в композиции памятника это не получило своего отражения. Исследователи провели большую работу по установлению лиц, участвовавших в операции, но документально подтвердить фамилии этих двенадцати человек не удалось.

Большую работу по исследованию провел бывший черноморец, писатель, почетный гражданин города Николаева М.И. Божаткин. Бюро обкома партии неоднократно рассматривало вопрос по поисковым работам и увековечению памяти ольшанцев. По предложению обкома партии к 20-летию Победы местному рыбаку, который был проводником ольшанцев и вместе с ними сражался и погиб, Андрееву Андрею Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Город Николаев и область всегда достойно отмечают день освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Но особенно торжественно отмечалась его 25-я годовщина. Подготовка велась заранее. Именно тогда было принято решение реставрировать памятник, место захоронения и создать мемориал. Почетными гостями на праздновании были дважды Герой Советского Союза маршал авиации В.А.Судец, командующий Черноморским Флотом С.Е. Чурсин, герои-ольшанцы — наш земляк Никита Гребенюк, Николай Медведев, Юрий Лисицын, Ефим Павлов, Михаил Хакимов, Николай Щербаков, а также супруга командира десанта – Екатерина Никифоровна Ольшанская. Тепло, с огромным чувством благодарности их встречали в трудовых коллективах и учебных заведениях города.
Не менее интересна история создания мемориала. Я хочу более подробно рассказать о тех, кто внес большой вклад в увековечение памяти ольшанцев.

Автором первоначального памятника был главный художник наркомата ВМФ СССР, участник гражданской и Великой Отечественной войны Алексей Матвеевич Измалков. В 60-е годы он был видным скульптором, заслуженным деятелем искусств РСФСР. Его работы известны на Тихоокеанском и Северном флотах, в Севастополе и Москве, на его родине в Ельце. В Николаевской области им создан памятник лейтенанту П.П. Шмидту, бюст К.Ф. Ольшанского установлен в поселке цементного завода, названном в честь героя, в Николаевском краеведческом музее хранится скульптура Г.И. Котовского на коне. В мастерской А.М. Измалкова в Москве я видел бюсты М. Фрунзе и Г. Жукова, адмиралов П. Нахимова и Н. Кузнецова, летчиков В. Чкалова и Н. Гастелло и многих других

В тот период я работал первым секретарем Николаевского горкома Компартии Украины, и первый секретарь обкома партии В.А. Васляев порекомендовал мне лично встретиться с А.М. Измалковым и высказать просьбу николаевцев и оставшихся в живых ольшанцев, чтобы новую скульптуру памятника осуществил именно он. Мы знали, что в то время А.М. Измалков болел — Алексей Матвеевич сомневался: под силу ли ему такая огромная и ответственная работа. С благодарностью я вспоминаю роль в этом деле Екатерины Никифоровны Ольшанской, которая, будучи в то время женой А.М. Измалкова, уговорила скульптора взяться за эту работу. Тогда она – орденоносец, заслуженный работник пищевой промышленности РСФСР — работала главным бухгалтером Московской кондитерской фабрики «Большевик». Судьба уготовила ей тяжкое испытание. Война забрала у нее самых дорогих людей – мужа и малолетнего сына. Во время эвакуации из Севастополя поезд, в котором Екатерина Никифоровна ехала с сыном, разбомбили фашисты, двухлетнего Валерика подобрали и увезли неизвестные люди. Многие годы Ольшанская пыталась разыскать сына, но безуспешно…

После гибели Константина Ольшанского Екатерина Никифоровна стала его представителем в морских штабах и соединениях, вела огромную переписку, была связующим звеном между командиром 384-го отдельного батальона морской пехоты – капитаном первого ранга Ф.Е. Котановым и оставшимися в живых ольшанцами. Обладая организаторскими способностями, она вела большую просветительскую работу, часто встречалась с людьми, выступала на предприятиях, в учебных заведениях.
Это была высокообразованная, интеллигентная женщина, человек высокой культуры. Я неоднократно бывал в московской квартире Е.Н. Ольшанской, недалеко от станции метро «Фрунзенская», и в мастерской Измалкова в районе ГУМа, где Екатерина Никифоровна была хозяйкой. В доме была большая библиотека, собрание пластинок классической музыки, каталоги работ художников и скульпторов, в том числе самого А.М. Измалкова. Е.Н. Ольшанская дружила с женой Г.К.Жукова Галиной Александровной, помощницей министра культуры СССР Е.А. Фурцевой, народными артистами СССР Б.Ф. Андреевым, Б.А. Бабочкиным, Лидией Руслановой (кстати, та в 70-е годы приезжала в Николаев, и весь стадион рукоплескал знаменитым «Валенкам»), поддерживала отношения с П.С. Жемчужной – женой В.М. Молотова.

Когда А.М. Измалков умер, Екатерина Никифоровна на его могиле на Введенском кладбище в Москве установила скульптуру «Марфа». Образ Марфы из оперы М.П. Мусоргского «Хованщина» создавался с исполнительницы этой роли, народной артистки СССР Н.А. Обуховой. Очень впечатляющий памятник. Тогда же она завещала, чтобы после смерти ее похоронили рядом. Может, поэтому в некоторых СМИ сейчас мы читаем: «Ольшанская Екатерина Никифоровна (1915-1981), оперная певица»(?)
В конце 1968 года А.М. Измалкова не стало. На какое-то время работы по изготовлению памятника приостановились. Но благодаря усилиям Е.Н. Ольшанской, ученики Измалкова в 1972 году завершили скульптуру. Екатерина Никифоровна, в благодарность николаевцам за добрую память о ее первом муже и подвиге ольшанцев, взяла на себя решение всех проблем, в том числе и материальных, по изготовлению и продвижению очереди на Ленинградском заводе «Монумент-скульптура». Следует сказать, что в те годы очередность, согласно Постановлению Совета Министров СССР, планировалась на 2-3 года вперед.

Архитекторами мемориала были молодые николаевцы, работники филиала Гипрограда Владимир Петрович и Ольга Петровна Поповы. На их долю выпала огромная работа по установке памятника и гранитных плит мемориала, они же осуществляли и авторский надзор. В условиях осени и зимы выполнить работы качественно было непросто. Гранит, надписи, светильники и все другое изготавливалось в области.

Современный вид памятника героям-ольшанцам в Николаеве.

С трудностями решался вопрос покрытия площади. От железобетонных плит, как недолговечных, отказались сразу. Качественную гранитную плитку на Новоданиловском карьере изготовить не могли. И тогда я предложил, а В.А.Васляев поддержал: снять покрытие на Спасском спуске, где за долгие годы гранитная шашка стала гладкой, неплохо притертой, а взамен проложить асфальт – что и было сделано в 1973 году.

В тридцатую годовщину освобождения Николаева от немецко-фашистских захватчиков 28 марта 1974 года состоялось торжественное открытие мемориала ольшанцев. В таком виде он приобрел свой законченный величественный облик. Сегодня мемориал для николаевцев – не просто священное место и один из красивых уголков, он стал визитной карточкой города. Здесь, в самом сердце Николаева, навечно поселилась человеческая память о подвиге и воинской славе. В дни государственных праздников, семейных торжеств и просто – в память о подвиге ольшанцев – николаевцы идут сюда, несут цветы, приводят детей.
В благодарность автору памятника, олицетворяющему героизм и подвиг отряда десантников под командованием Константина Ольшанского, улице «7-я линия» в Ленинском районе решением исполкома городского совета присвоено имя «Скульптора Измалкова».

автор статьи — Леонид Шараев.

Леонид Гаврилович Шараев — (род. 1935 г) Первый секретарь Николаевского обкома КП Украины с 16 октября 1980 г. по 25 мая 1990 года. В настоящее время заместитель председателя Николаевского землячества в Киеве.

Бюст Ф.Э.Дзержинского.
Бюст В.И.Чапаева.

#День_Малой_Родины#Липецкаяобласть#Елец#Елец875
#ХУДОЖЕСТВЕННЫЙМУЗЕЙ_Елец#ИЗМАЛКОВ#СКУЛЬПТУРА#КультураЕльца#Культура#Культура48

This entry was posted in 875 лет Ельцу, медиалекция, Новости. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий