«Круг светлых дней» РОЖДЕСТВО. СВЯТКИ.

С Рождества до Крещения шли Святки. Этот период времени был приурочен к зимнему солнцевороту, с которого начиналось пробуждение солнца после его длительного зимнего сна. Возрождение солнца знаменовало собой уход старого года, приход нового и отмечалось длительными всеобщими праздниками.

Святки длились двенадцать дней по числу месяцев в году.

Они делились на две половины: Святые вечера и Страшные вечера. На середину Святок приходился праздник Васильев день (день памяти святителя Василия Великого – 14 января). Мы и сейчас его празднуем как Старый Новый Год.

Наши предки считали, что в Святки весь мир преображается. Границы между миром людей и миром потусторонним нарушаются, в мир людей приходят духи, волшебные существа, души предков, темные силы. Поэтому Святки воспринимались как веселое, но и непростое, опасное время, когда можно встретиться с выходцами с «того света».

Кстати, известные всем «ряженые» их и изображали.

У этих потусторонних гостей можно было узнать и будущее. Поэтому до сих пор сохраняется традиция – на Святки гадать.


Пимоненко Н. Святочное гадание, 1888 г.

 Девушки на Святки гадают о женихах. Больше всего гадают под Рождество и под Старый Новый Год, реже под Крещение. В целом, гадать можно на протяжении всех Святок. В гадания верят. Студентки ЕГУ им. И.А.Бунина, в основном, из Ельца и окрестных сел, рассказывая о гаданиях, приводили различные факты подтверждения того, что гадания сбываются. Так, студентка из села Панкратовка Елецкого района рассказывала о том, как они с подругами гадали, кто из них раньше выйдет замуж. Как нагадали, так и случилось. Способов гадания много: гадают на воске, кидают через забор или крышу дома обувь, спрашивают имя у первого встречного, как вариант – спрашивают под окнами, «как жениха звать?», гадают по тени от горящей бумаги.

Наиболее верным считалось и считается гадание при свечах у зеркала, в котором должен появиться «суженый». Но оно же считается самым опасным и страшным, так как, если не успеешь вовремя прекратить его, потусторонние силы «выйдут» из зеркала и причинят вред гадающей девушке. В рассказах б этом они (кто-то из зазеркалья), как правило, щиплют девушку или бьют наотмашь по лицу, от чего у той может на всю жизнь остаться след. Рассказывают также, что «суженый может забрать девушку в зеркало». 

Приглашение «суженого-ряженого» к зеркалу имеет множество локальных вариантов. «Суженый-ряженый, приходи ко мне наряженный» – встречается чаще всего. Следующим по частоте употребления является приглашение: «Суженый-ряженый, приходи ко мне ужинать». Говорят еще: «Суженый-ряженый, приходи вино пить» (или чай пить). Часто приглашают: «Суженый-ряженый, приходи в карты играть». Для прекращения гадания также пользуются разными способами. Где-то советуют набросить на зеркало платок, в других местах говорят: «Чур, меня!», а где-то просто включают свет или убирают зеркало. Бабушки, вспоминая о своей молодости, рассказывают, что раньше гадали в овинах или ригах. В Покровском районе Орловской области перед сном под подушку кладут веточку любого плодового дерева со словами: «Суженый-ряженый, приди со мной плоды собирать». Суженый должен присниться. В деревне Чемоданово Становлянского района Липецкой области с этой же целью девушка перед сном расчесывает волосы и кладет расческу под подушку со словами: «Суженый-ряженый, приди, расчешись». Там же «строят» из спичек колодец, пригашая: «Суженый-ряженый, приди воды испить», колодец затем поджигают и ждут во сне суженого.


Брюллов К. Гадающая Светлана, 1836 г.



Сергеев Ю. Гадание перед зеркалом

Повсеместно сохраняется традиция жечь костры около дома вечером накануне Рождества. Это называется «греть ноги покойникам», «греть пятки покойникам», «греть покойников», «греть Христа». Традиция восходит к древним представлениям о том, что в определенные календарные даты ушедшие предки могут посещать мир людей. Как правило, это происходит во время крупных праздников и в период важнейших праздничных циклов года. Культ предков один из важнейших в славянском язычестве.

Древняя традиция жечь обрядовые костры в честь предков столетиями передавалась от поколения к поколению. В восьмидесятых годах XIX века ее наблюдал И.А.Бунин в своем елецком имении Озерки, о чем и оставил воспоминания: «… в снежные глухие сумерки под Рождество горят в деревне, на снегу, возле изб костры. Спросил бабу на пороге: зачем это?

– А затем, барчук, чтобы покойники погрелись.

– Да ведь они на кладбище.

– Мало ли что! Все ночью, каждый к своей избе, придут погреться. Им под Рождество это всегда дозволяется…»


Ендогуров И. Зима. Возле костра

 Эта традиция продолжается и сейчас. Костры разжигают на улицах около домов, либо на окраине населенного пункта, часто костры жгут на берегу пруда или реки. В пригороде Лебедяни под названием Пушкари костры жгут около кладбища, в засосенской части города Ельца костры жгут на берегу реки Быстрая Сосна. Со второй половины XX века для разжигания костров стали использовать автомобильные покрышки. Однако сохраняется и старая традиция разжигать костры из соломы.

Большинство опрошенных подчеркивают, что эта традиция пришла к ним от бабушек и дедушек, от предков, «как раньше это делали, так и мы делаем». Как правило, жечь костры собирается много народу, в основном, это молодежь. Даже там, где забыли о сути этого действия, не помнят и не используют выражения «греть покойников», традиция разжигания костров под Рождество стойко соблюдается.

Следует отметить, что большинство хорошо понимает цель и значение обряда, говорят, что костры жгут для покойников, чтобы покойники погрелись, чтобы им было хорошо.

В этом отношении показателен рассказ женщины родом из известного села Пальна-Михайловка, расположенного недалеко от Ельца. Сейчас она живет в Ельце. Ее сестра много лет назад погибла в Пальне-Михайловке в результате несчастного случая. Женщина специально приезжает в родное село под Рождество, чтобы вечером накануне праздника зажечь костер. Она привозит из Ельца дрова и разводит костер на том месте, где погибла ее сестра. В Пальне-Михайловке, по ее словам, все жгут костры вечером под Рождество. «Греют ноги покойникам, чтобы им там было хорошо». Женщина уверена в важности и необходимости зажигания костров под Рождество: «Это важно для покойников». Из рассказа видно, что это важно и для самой рассказчицы.

 Студент-заочник исторического факультета рассказывал, что еще несколько лет назад, когда ему приходилось проезжать вечером под Рождество по дороге Задонск – Воронеж, то часто можно было видеть, как около домов в деревнях горят костры – «греют покойников».

В окрестностях Ельца (поселок Елецкий, сёла Ольховец и Нижний Воргол), а также в Тербунском районе зафиксирован обычай в ночь на Рождество, «в самую полночь», трясти в саду фруктовые деревья, чтобы летом был хороший урожай. 

 Существование подобного обычая связано с тем, что в Елецком крае, как и во многих других районах Черноземья, садоводство является одним из традиционных занятий населения. До революции фруктовый сад был обязательной принадлежностью каждой дворянской усадьбы, широко были распространены сады и в городах. Так, по воспоминаниям ельчан, еще в середине XX века практически при каждом городском доме был свой сад. Выращивали вишни, груши, сливы, и особенно яблоки разных сортов. Сад играет заметную роль в мифологических представлениях населения Черноземья. Ветви фруктовых деревьев используются в святочных гаданиях. В рассказах о покойниках часто встречается сюжет: на девятый день после смерти родственники видят умершего, идущим по саду.


Богданов-Бельский Н. Дорога в зимнем саду

В селе Панино Лебедянского района, по рассказам, «раньше» под Рождество до первой звезды не ели, молодежь шла колядовать, а потом в церковь.

Древней  традицией, сохраняющейся и по сей день и очень любимой народом, является колядование. Колядовать принято с Рождественской ночи. Колядуют дети и подростки, ходят от дома к дому, поют колядки. Как правило, в них говорится о том, что «Пришла Коляда накануне Рождества», далее следует требование гостинцев и угрозы скупым.


Малышева И. Святки.

 Например, в Ефремовском районе поют: «Подавай пирога, не дашь пирога – уведем корову за рога, не дашь хлеба – уведем деда».

В Курской области поют так: «Коляда, Коляда, отворяй ворота, дайте рубль или пятак, не уйдем отсюда так».

В селе Хитрово под Ельцом такая колядка: «Коляда пришла, отворяй ворота. Чтоб в вашем доме куры водились, овцы плодились, коровы не бодали, дети не хворали».

На Рождество принято было также «христославить», славить Христа. Утром дети ходили по домам, пели «Рождество твое, Христе Боже наш». 


Ф. Сычков. Христославы

 Приветствовали хозяев, низко кланялись, поздравляли с праздником. Хозяева подавали им гостинцы или деньги, кто что сможет.

Сегодня обе эти традиции сохраняются и возрождаются. 

This entry was posted in "Круг светлых дней" (книга А.А. Пискулина), Новости. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий