История елецкого художественного музея.

Виртуальная фотовыставка.

4 декабря 2021 года художественный музей Ельца отметил своё 40- летие.

Предлагаем посмотреть его историю через призму фотодокументов.

И сегодня наш рассказ о первом заведующем художественного отдела — Зыкове М.А.

Зыков М.А. (1922 — 2001) — первый заведующий художественным отделом
сотрудники музея 1996

Сидят слева направо: Демина Любовь Александровна, Сергеева Ирина Николаевна, Аносова Светлана Николаевна, Старицына Наталья Викторовна, Криницына Воина Ивановна, Широкова Анастасия Петровна, Зыков Михаил Алексеевич, Шамаева Марина Владимировна.
Стоят слева направо: Щепелева Клара Григорьевна, Аброян Эльвира Вартановна, Андропова Зинаида Михайловна , Меркулова Алла Васильевна, Золотухина Анна Петровна, Семенец Татьяна Александровна, Андропова Лидия Александровна, Нехороших Лидия Алексеевна, Куреева Евгения Константиновна, Кирющенко Тамара Георгиевна, Евдокимов Владимир Николаевич, Зыкова Елена Евменовна, Сороковых Ирина Николаевна, Александрова Раиса Ивановна, Чекомазова Вера Ивановна, -, Лошкарева Жанна Жановна, Булгакова Стелла Александровна, Борисова Римма Алексеевна, Шманов Евгений Георгиевич, Карташова Лариса Михайловна, Макарова Галина Евгеньевна, Коротаева Галина Алексеевна, Ефремова Анна Алексеевна, Савина Антонина Алексеевна, Бритвин Анатолий Васильевич

Зыков Михаил Алексеевич
Дата рождения: 09.10.1922

Место рождения: Кировская обл., Пижанский р-н, Шарыгинский с/с, д. Жуково
Наименование военкомата: Кировский РВК, Кировская обл., г. Киров
Дата поступления на службу: 28.04.1941
Воинское звание: майор
Воинская часть
2 истребительный авиационный полк

Война в Корее (1950-1953)
Боевую работу вел на МиГ-15 в составе 523 иап с мая 1951 г. по февраль 1952 г.

Список воздушных побед:
12.09.1951    1    Ф-84    Сюкусен
02.10.1951    1    Ф-80     р-н р. Ялуцзян
24.10.1951    2    Ф-86    Дзюнсен
Сбитых самолетов: 4 + 0

11 сентября 1951 года в 16 часов 50 минут в районе Сюкусен полковая группа 523-го ИАП, которую возглавлял сам командир корпуса генерал — майор Г. А. Лобов, встретила смешанную группу из 30 штурмовиков F-80 и F-84. В ходе боя с этой группой генерал Лобов сбил один «Шутинг стар», а старший лейтенант М. А. Зыков сбил один «Тандерджет». Разогнав эту группу штурмовиков, наша группа без потерь вернулась на свой аэродром. 2 октября 1951 года противник предпринял крупный налёт силами ИБА типа F-80 и F-84. Вылетев из Тэгу, «Тандерджеты» соединились с истребителями прикрытия из 4-го ИАКР и, зайдя со стороны моря в район Ансю, приступили к штурмовке наземных целей. На перехват были подняты силы 303-й ИАД: в период с 8:40 по 9:00 в воздух ушли около 70 «МиГов» из состава всех 3-х полков дивизии. Лётчики 17-го ИАП в составе 26 экипажей во главе со своим командиром полка майором Г. И. Пуловым, как обычно, прикрывали действия лётчиков 523-го истребительного авиаполка. В 9:10 в районе Дзюнсен произошла встреча лётчиков 17-го полка с передовым заслоном «Сейбров», а лётчики 523-го полка воспользовались этим, чтобы пройти в район действия штурмовиков. В районе Киодзио они встретили несколько мелких групп F-80 и атаковали их. Обнаружив «МиГи», пилоты «Шутинг старов» сразу прекратили штурмовку и бросились в спасительный залив, но уйти удалось не всем: один из них всё же успел сбить старший лейтенант М. А. Зыков.   [ Возможно, что в этом бою лётчики 523-го ИАП вели бой не с «Шутинг старами», а с похожими на них палубными F9F-2 «Пантера», и Зыкову удалось сбить один из них — 4 октября американцы списали один F9F-2 с № 123593 из состава VMF-311, который якобы был сбит огнём зенитной артиллерии противника. ] 24 октября лётчики 303-й ИАД дважды вылетали на отражение налётов авиации США. Лётчики 523-го ИАП сбили 5 F-86 и 3 «Глостер — Метеора». Лётчики одной пары, ведущим которой был старший лейтенант Д. А. Самойлов, а ведомым — старший лейтенант М. А. Зыков, сбили в этом бою 3 F-86. Самойлов сбил F-86А с № 49-1236 и F-86А с № 49-1109, а их пилоты 1-й лейтенант Брэдли Айриш из 334-й АЭ и 1-й лейтенант Фред Вике из 336-й АЭ попали в плен. Зыкову удалось серьёзно повредить F-86А 1-го лейтенанта Регланда Дейтона, которому хоть и удалось посадить свой повреждённый «Сейбр» в Сувоне, но его вскоре списали. В сражениях 11 декабря 1951 года участвовали все 5 полков 64-го корпуса. В первом бою сошлись лётчики 17-го ИАП с 18 F-86, бой закончился безрезультатно. Полк вылетал в составе ударной группы дивизии и первым принял на себя удар противника в виде большой группы F-86. Во втором сражении дня вновь участвовали лётчики всех 3-х полков 303-й ИАД, которые дрались в «Аллее «МиГов» с большой группой F-86. Вот как описывает этот бой его участник, бывший лётчик 523-го ИАП Зыков Михаил Алексеевич: «Сбили меня 11 декабря во втором боевом вылете полка в 15 часов 40 минут местного времени. Произошло это как-то случайно. В бой полк ещё не втянулся, когда у меня сзади метров на 800 оказалась пара «Сейбров». Я успел предупредить, чтобы отбили их атаку, но «Сейбры», боясь подойти ближе, начали стрелять с этой дистанции. Обычно этой дистанции мы не очень боялись, но так как их отбить не успели, то за счёт плотности огня мне досталось. Остановился двигатель, меня резко тряхнуло, и, чтобы выйти из-под огня, я резко рванул ручку управления и… сорвался в штопор. Пока была большая высота, я успел проверить, управляем ли самолёт, и без особого труда вывел его из штопора на высоте 4500 метров. Была жуткая непривычная тишина. В воздухе, казалось, никого не было, и я стал пытаться запустить двигатель. Но приборы были мертвы, значит, нет электроэнергии. В этот момент по правому крылу был нанесён такой плотный удар  ( видимо, с малой дистанции ), что самолёт резко пошёл в правый крен и на пикирование. Подо мной горы, ждать нечего, и я катапультировался при отрицательной перегрузке. Поэтому сиденье сначала пошло пустое  ( рельсы были ослаблены ), а потом ударило по мне, чем и объясняли контузию позвоночника. Как избавился от сиденья, не помню, но парашют раскрыл осознанно, несмотря на сильные боли в пояснице. На парашюте меня дважды атаковали «Сейбры», но не попали по мне. Меня спасла пара капитана В. П. Попова, нашего командира эскадрильи, который отбил меня от «Сейбров» и дал мне благополучно достигнуть земли. На земле я пролежал без сознания около получаса, затем очнулся и не успел оглянуться  ( а сел я среди валунов ), как появились китайские и корейские солдаты и подобрали меня. Вскоре меня забрал капитан Н. А. Шилюк, начальник поисковой команды в этом районе. Вскоре меня отправили в госпиталь Чаньчунь». Как указано в документах полка, при ведении воздушного боя 12 экипажами с 20 самолётами F-86 в районе Ансю пара капитана Самойлова на высоте 10 000 метров внезапно была атакована парой F-86. Самолёт его ведомого, старшего лейтенанта Зыкова, получил повреждение двигателя, в результате чего двигатель остановился. Лётчик произвел попытку запустить двигатель, но запуск не удался. Старший лейтенант Зыков на высоте 4500 метров катапультировался. Самолёт разбит, лётчик получил ушибы поясницы и левой руки. Общим итогом Михаила Алексеевича Зыкова в небе Кореи стали 4 личные победы. В числе 4-х лётчиков полка он совсем немного недотянул до статуса аса… (Из книги И. Сейдова — «Красные дьяволы» в небе Кореи».  Москва, «ЯУЗА — ЭКСМО», 2007 год.)

Награды

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

09.05.1945

Медаль «За боевые заслуги»

17.05.1951

Орден Красного Знамени

10.10.1951

Орден Красного Знамени

25.09.1952

Орден Красной Звезды

Орден Отечественной войны II степени

Номер документа: 177

 06.11.1985


Дата окончания службы: 12.07.1960

This entry was posted in 77 лет Победы, Виртуальные выставки, История елецкого хуудожественного музея, медиалекция, Новости. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий