60 лет со дня рождения А. И. Тимофеев

Тимофеев Александр Иванович – живописец, член Союза художников России с 1998 года.

Родился 29 марта 1960 года в селе Чернава Измалковского района Липецкой области. В 1973 году в возрасте 13 лет поступил в МСХШ, Московскую среднюю художественную школу при институте им. Сурикова, которая была создана в 1939 году такими влиятельными, прекрасными художниками и деятелями искусства, как Грабарь, Герасимов и др. В художественной школе, которую курировала Академия художеств СССР, Саша Тимофеев учился на протяжении 6-ти лет. (Учение в целом заняло 12 лет).

В 1979 году поступил в Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова. Студенческие годы были для Александра Тимофеева и насыщенными плодотворной учебой, и, одновременно, трудными. Приходилось даже подрабатывать дворником:

— Я эту профессию освоил в совершенстве. Нужно было и на лекции бежать, и с мольбертом занимать свое место около натурщика. Ну, попутно приходилось и с ломом, и со скребком, и с лопатой «дружить». Непросто жилось, потому что мать могла мне выделить 10-12 рублей (но и они не всегда были). Остальное я зарабатывал сам. Но, впрочем, не это определяет самое главное… — вспоминает сам художник.

Годы обучения в мастерской портрета под руководством И. С. Глазунова оставили самые яркие впечатления в душе Александра Тимофеева. Ведь учитель Глазунов вкладывал в своих воспитанников и всю свою энергию, и свои средства. К примеру, по программе студенты могли в процессе учебы написать с полотен великих мастеров в музеях Москвы и Ленинграда лишь по 1 копии, которые оплачивались институтом (за снятие копии с картины, находящейся в экспозиции, взимается определенная плата). Илья Сергеевич Глазунов за свои средства возил группы студентов в музеи и, для того, чтобы у ребят было более основательное представление о мастерстве копирования и о великих художниках прошлого, доплачивал за копирование дополнительно.

А. И. Тимофеев, с благодарностью вспоминая своего учителя, так рассказывает о своих впечатлениях при работе над копией с картины «Портрет Джейн Гудвин» Антониса Ван Дейка: «На каком-то этапе я почувствовал, что копия удалась, потому что народ стал чаще останавливаться за моей спиной и смотреть, как я работаю». И. С. Глазуновым также приглашались за определенную плату наставники-реставраторы. Потому что копирование не предполагает слепое моделирование с репродукции. Копирование предполагает проделать примерно тот же путь, который был сделан до тебя художником.

С радостью вспоминает также Александр Иванович и студенческую поездку в Царское Село, где был прослушан курс вводных лекций об истории русского светского костюма XVIII-XIX веков, о юношеском периоде из жизни А. С. Пушкина. Сохранились наброски тех лет, которые художник бережно хранит теперь в своей мастерской.

Дипломная картина, которую Тимофеев защитил на «отлично» называется  «Достоевский. Этап», размером 2х3 м. В основу картины лег сюжет, который он почерпнул в творчестве Достоевского, из автобиографических «Записок из мертвого дома».  На полотне запечатлен момент, когда маленькая девочка подошла к осужденному и протянула ему, колоднику, арестанту, копеечку со словами: «Возьми, несчастный, Христа ради». Первоначально на втором плане была крестьянская телега с мужиком, с которой спрыгнула девочка, чтобы подойти к арестантам. Но потом художественное пространство было сужено, чтобы внимание не разбавлялось обыденными и простыми деталями. (Эта работа заняла достойное место в экспозиции института среди лучших  дипломных работ выпускников).

В 1985 году окончил Московский государственный академический художественный институт им. Сурикова. Отслужил положенные два года в армии (г. Минск), в 1987 году вернулся в родные места. И, получив приглашение А. А. Климова, начинает творчески работать в Елецком филиале художественно-производственных мастерских.

В 1990 году картина А. И. Тимофеева «Путь», над которой он работал на протяжении нескольких лет, была выставлена в Москве в выставочном зале Манежа к 45-летию со дня Победы. В настоящее время это полотно (2×3 м) находится в небольшой собственной мастерской художника, своими силами пристроенной к дому. В картине «Путь» заложен глубокий смысловой пласт. Взгляду зрителя представлена часть солдатской автоколонны, с трудом, с пробуксовкой преодолевающей нескончаемый путь – расхлябанную от дождей и от множества проехавших колес дорогу. Этот путь символизирует то, какой ценой, какими неимоверными усилиями досталась победа русскому народу в далеком 1945 году.

С 1994 по 2004гг. Александр Иванович Тимофеев был преподавателем Елецкого государственного училища искусств им. Т. Н. Хренникова на художественном отделении. А теперь он преподает в ЕГУ им.Бунина И.А.  По словам Александра Ивановича, педагогическая деятельность, с одной стороны, отнимала время у творчества, а с другой стороны, она позволяла все же реализовать свой профессиональный потенциал.

 «Каждый раз, решая со студентами очередную художественную задачу, каждый педагог ищет и для себя какие-то неординарные решения в тематике, в композиции, в цветовой гамме. Проще говоря, уча других, учишься и сам, стараясь,  оградить студента от соблазна эффектной, броской, но, по сути дела, фальшивой пластики», — говорит художник. «И композиция, и рисунок, и живопись имеют определенные требования, которые нужно выполнять. Живопись нередко сравнивают с музыкой. Это сравнение естественно – ведь чувство ритма, певучесть красок свойственны некоторым картинам. Если музыкант не может верно взять ноты, значит это плохой музыкант, так и художникам приходится мыслить категориями свето-теневых «тональных» отношений».

Художник Тимофеев традиционно исповедует в своем творчестве принципы реалистической живописи. Вместе с тем, историческая тема является доминирующей: картины «Путь» (1988-1990), «Перекоп» (1982), «Крым. 1920 год» (1996).

Много времени и внимания уделяет пейзажу: «Вечер» (1988), «Осень» (1998). С настойчивым вниманием следит художник за тончайшими изменениями в природе, постоянно тренируя глаз. Особая красота заключена в его зимних ландшафтах.

Показывая образную суть человеческого характера, предмета, пейзажа, наделяя их определенными качествами, художник одновременно раскрывает зрителю свой мир и себя в этом мире, выявляет свое отношение к изображаемому, утверждает непреложные для себя внутренние ценности, как ценности общезначимые.

 «У каждого художника свое представление о том, как рисовать природу, деревья, — рассказывает Александр Иванович. – Я не могу объяснить, почему я выбрал именно это дерево, вид. Какие-то внутренние силы заставляют видеть на холсте или бумаге изображения того, что было знакомо, понятно с детства. Дерево любое, молодое или старое, поваленное силой ветра, с вывороченными корнями, сухим стволом, или спиленное человеком и превращенное в поленницу дров – для меня таинственно, с необъяснимым зарядом поэзии и смысла. Оно дает уникальные возможности выразить чувства, является источником вдохновения и раздумий. За окном, у порога, на пути к дому, по дороге – обычные российские липы, березы, тополя, клены, ветлы. При каждой встрече они будто шепчут: «Посмотри на нас повнимательнее и дома проверь своим мастерством любовь к нам.»

С 1998 году А. И. Тимофеев — член Союза художников России. Участник Всероссийской, региональных, персональных выставок. Его произведения хранятся в Елецком краеведческом музее, в частных собраниях России, Франции, Югославии, Германии, Италии.

#ЕКМ #Елец #музей  #художественныйотдел #Живопись  #2020г.

This entry was posted in Виртуальные выставки, медиалекция, Новости, Современные художники. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий