Из истории фарфора. Часть III. Русский фарфор.

Тарелка декоративная в «этрусском стиле». 1831

История развития.

В России мода на фарфор считается введённой Петром I, который, посетив в 1712 году резиденцию короля Пруссии Ораниенбург, осмотрел имевшиеся там две палаты, убранные в «китайском стиле», и был восхищён увиденным. По его указанию была создана Китайская комната Монплезира и произведены первые закупки фарфора. Вскоре мода на фарфор распространилась среди русских придворных. Начались массовые закупки фарфора за рубежом.
Даже европейский фарфор, не говоря уже о китайском, был доступен только богатейшей аристократии. Тем не менее, спрос на фарфор был велик. В Россию ввозился, в основном, немецкий фарфор производства майсенской фабрики. Ординарная продукция закупалась в больших количествах, но иногда заказывались и уникальные сервизы и отдельные изделия. В честь бракосочетания великого князя Петра Федоровича с принцессой Ангальт-Цербской в 1745 году король Август III прислал в дар императрице Елизавете роскошный фарфоровый сервиз в декоре «Holzschnittblumen». Сохранились около 100 предметов сервиза графа Орлова-Чесменского, в предметах которого использованы практически все варианты рельефов и декоров мейсенского фарфора того времени. Русский посол в Париже Барятинский постоянно приобретал на Севрской мануфактуре фарфор для Екатерины II. Только в одном 1779 году было потрачено 81000 ливров на покупку фарфоровых скульптур работы Буазо. Фридрих II прислал в дар Екатерине II парадный десертный сервиз Берлинской фарфоровой мануфактуры. По заказу Екатерины II Дж. Веджвудом был изготовлен уникальный «Сервиз с зелёной лягушкой» из фаянса.

Петр I посещал европейские заводы, направлял в Мейсен Юрия Кологривова с целью разузнать немецкий секрет, пробовал привлекать иностранцев для налаживания фарфорового производства в России.
В русский слово «фарфор» пришло из персидского языка. Словом «фахфур» персидские купцы называли китайскую посуду из белой полу-просвечивающейся керамики, которой они торговали в Европе.
Английское название фарфора — porcelain (пОрслин), порцеллан или порцелин произошло от итальянского слова porcellino (порчелИно), что переводится как «поросенок». Но порчелино — это не только маленькая свинка, но и ракушка. Во времена разгадывания секретного рецепта фарфора, итальянцы предполагали, что именно эти морские раковины, добавленные в керамическую массу, придают фарфору его неповторимые свойства.

марки императорского фарфорового завода.

В 1744 году по указанию императрицы Елизаветы под руководством барона И. А. Черкасова на берегу Невы, в 10 км от Петербурга началось строительство «порцелиновой мануфактуры» . Для организации производства был приглашён арканист (алхимик) Кристоф Конрад Хунгер (в России его называли Гунгером), имевшим большой опыт работы в фарфоровом производстве в Европе. Работа Гунгера привела к провалу: фарфора из местной глины так и не получил, настроил против себя всех, в итоге был уволен, вошел в историю как шарлатан и умер в 1748 году в Петербурге, всеми забытый. Возможно, причиной его неудачи было то, что он пытался действовать на основе готовых рецептов западноевропейских предприятий, без учёта особенностей местных глин. Приставленный к Гунгеру помощник Дмитрий Виноградов, соученик и товарищ Ломоносова, параллельно занимался собственными экспериментами, и после долгих поисков ему удалось в 1746 году получить приемлемый по качеству фарфор на основе нескольких сортов гжельской белой глины, олонецкого кварца и алебастра. Ещё несколько лет ушло на доводку и совершенствование технологического процесса.

Тарелка из Кабинетного сервиза.1793

Ученый разработал точный технологический цикл производства фарфора, организовал этот процесс на мануфактуре и в 1752 году написал научную работу «Описание чистого порцелина, как оной в России при Санкт-Петербурге делается».
Ценность русского фарфора для нашей страны была в том, что он был изготовлен из нашего отечественного сырья, что значительно снижало расходы на производство.
Русский фарфор Виноградова был очень качественным и не уступал по этому параметру саксонскому. А полученный состав фарфоровой массы был близок к китайскому рецепту.

Первым фарфоровым изделием Д.И. Виноградова стала чашечка, украшенная виноградной лозой и буквой W.

Первая фарфоровая чашка, произведенная в России
Клеймо на чашке

Любопытно, что сын вышеупомянутого Гребенщикова, Иван Афанасьевич, независимо от Виноградова создал технологию производства фарфора в 1747 году, однако не смог получить разрешения на производство; более о его опытах по созданию фарфора ничего неизвестно.
Первыми художниками мануфактуры в 1749 г. стали мастер Иван Чёрный и его сыновья и внуки. Для изготовления фигурок Черкасов пригласил австрийского резчика по дереву Й. Ф. Дункера Старшего. Также на невской мануфактуре работали рисовальщик Вестерини и двое мастеров с мануфактуры Гребенщикова. До настоящего времени сохранилось также девять изделий с личной маркой самого Виноградова. Первыми изделиями мануфактуры были посуда, первоначально копировавшая форму широко применяемой металлической, и мелкие декоративные вещи, такие как табакерки и небольшие фигурки людей и животных. Вся продукция поставлялась исключительно ко двору, фарфоровыми табакерками Елизавета жаловала придворных за заслуги. Лишь в 1756 году был построен большой горн, в котором начали изготавливать более крупные предметы. Тогда же был выпущен первый известный сервиз: «Собственный», принадлежащий лично императрице.

Первый русский фарфоровый сервиз «Собственный» для Елизаветы II

Сервиз «Собственный» — фарфор, надглазурная роспись, рельеф, позолота, лепнина.
На фото: тарелка, сухарница, солонка и ложка — предметы из первого русского фарфорового сервиза. Мастер — Д.И. Виноградов. Наружная поверхность сервиза покрыта орнаментом из рельефной сеточки с маленькими лиловыми цветочками. Сухарницы и солонки украшены 2-мя гирляндами роз, которые не повторяются.
Белая поверхность фарфора сервиза Собственный покрыта рельефной сеточкой, в местах перекрещения которых посажены лиловые незабудки (они прописаны золотом и пурпуром). А глубокие предметы, чья основная поверхность для украшения находится снаружи, украшены рельефными гирляндами разноцветных цветочков, которые были вылеплены вручную.

Труды по созданию русского фарфора не принесли Виноградову ни богатства, ни известности, он был измучен недоеданием и постоянным упорным трудом, к тому же начал злоупотреблять спиртным. В 1758 году, в возрасте 38 лет он тяжело заболел и вскоре умер.

Императорский фарфоровый завод (ИФЗ) до революции.

Екатерина II всегда покровительствовала фарфоровому производству. В 1765 году она переименовала Порцелиновую мануфактуру в Императорский фарфоровый завод.
Управляющим на нем был князь Александр Вяземский. Он расширил завод, привлек на него европейских мастеров. При Вяземском увеличился выпуск продукции и расширились рынки сбыта, что увеличило доходы. Да и превосходные фарфоровые изделия, распространяясь по стране, постепенно начинали рекламировать сами себя, радуя хозяев, которые гордились своим приобретением. И привлекая новых покупателей из числа их гостей и знакомых.
Вершиной славы Императорского завода в то время стали заказанные Екатериной II роскошные парадные столовые сервизы. «Арабесковый» сервиз, состоящий из 973 предметов, украшен орнаментом из арабесков в стиле античных, открытых при раскопках Помпеи и Геркуланума, фресок.

Предметы Арабескового сервиза, 1784 г.

Для того, чтобы продать первый русский фарфор, в эпоху правления Елизаветы Петровны, приходилось размещать объявления о приеме заказов. То есть — искать покупателей. Спрос был невелик. А при Екатерине II ситуация изменилась, появился стабильный спрос на фарфор, поэтому возникли склады и магазины фарфора.
В 1779 году на Императорский фарфоровый завод (ИФЗ) пригласили талантливого скульптора — Жана-Доминика Рашетта. Он стал главным модельмейстером (заведовал скульптурной частью до 1804 г.), то есть определял форму посуды, ее дизайн. Работы Рашетта отличала классическая строгость и ясность. И этот скульптор, в большей части, определил художественный стиль русского фарфора, который выпускался в это время на ИФЗ. Рашетт стал автором около 150 моделей фарфоровых изделий.

Гурьевский сервиз стал самым значительным произведением фарфорового искусства первой четверти 19 в.

Гурьевский сервиз, 19 век

Его назвали по имени Дмитрия Александровича Гурьева, который ведал фарфоровым производством во времена царствования Александра I. Он был главой Кабинета Его Императорского Величества. И именно за счет императорских дотаций существовал Императорский фарфоровый завод. В эти времена произошел расцвет русского классицизма, выразившийся в стиле «ампир».
Гурьев не просто наблюдал за фарфоровым производством, а решил совершенствовать его. Он пригласил высококлассных специалистов по технологии производства фарфора: Франца Гаттенбергера, профессора технологии Женевского университета (в 1803 г. он и стал директором завода), из Берлинской королевской мануфактуры пригласил Шульца — арканиста (это составитель фарфоровой массы), Шрейбера — механика и Зейфферта — обжигальщика.
В это же время на завод привлекли художников: Степана Пименова — известного скульптора Александровской эпохи (он был адъюнкт-профессором Академии художеств), из Севра приехали Жак-Франсуа Свебах, Анри Адам и Дени Моро. К ним присоединился севрский токарь Фердинанд Давиньон.

В 1844 году был столетний юбилей Императорского фарфорового завода, к которому при нем основали музей. Первыми экспонатами его коллекции стал фарфор из кладовых Зимнего дворца.

В 1830-х годах в оформлении русского фарфора получил распро-странение т.н. «этрусский стиль». В это время практически все памятники древнегреческой керамики приписывались этрускам. В связи с этим за художественным направлением, использующим
формы, сюжетных мотивов и колористических приемов античной вазописи, закрепилось обобщающее название «этрусский стиль».
О распространении «этрусского стиля» в оформлении русского фарфора в 1830-х годах свидетельствует несколько сервизов и письменных наборов, изготовленных на Императорском фарфоро-
вом заводе (ИФЗ). Среди них можно назвать: «Этрусский сервиз» (1830-е), «Этрусский сервиз» (1844 – 1847), Письменный набор (1844) и др.
Сервизы создавались специально для императорских резиденций, а некоторые из них для конкретных царских особ. Так, например, «Этрусский сервиз» (1830-е) хранится в Петергофе , «Этрусский сервиз» (1844 – 1847) – в Царицыне павильоне (Петергоф).

Представление об ассортименте предметов подобных комплектов дает «Этрусский сервиз» (1844 – 1847). Он был рассчитан на 48 кувертов (персон). В его состав входили как предметы для зав-
траков, так и предметы для полдников, например: тарелки, приборы для завтрака, полоскательницы для рта с поддоном, чашки с блюдцами, солонки, корзины, сливочники, молочники, сухарницы, чайники, кофейники, сахарницы и др. Моделям посудных форм в «этрусском стиле» были присущи строгие прямолинейно очерченные линии. Сервизные формы имитировали древнегреческие сосуды. Как
полые, так и плоские изделия отличались гладкими ровными поверхностями. При оформлении сервизных предметов использовались приемы, позаимствованные из античной вазописи в различных ее исторических вариантах – чернофигурной, краснофигурной и белофонной керамики. Причем в одном произведении иногда соединялись все эти приемы. Несмотря на многоцветие фарфорового декора в «этрусском стиле» внешние по-
верхности предметов почти всегда сохраняли белый фон, за исключением «Этрусского сервиза» (1844 – 1847).


Сюжеты росписей были исключительно разнообразны, но все они связаны с античной мифологией. Поиски мастерами ИФЗ универсальных образов приводили к условности изобразительного
языка, что прослеживается в компилятивном соединении отдельных элементов. Все это вело к тому, что в одном произведении могли сочетаться неоготический рисунок орнамента на бортах, а на зеркале античные сюжеты.

В одной из витрин нашего художественного музея можно увидеть две глубокие тарелки в «этрусском стиле», которые могут быть связаны с «Этрусским сервизом». Они датируются 1831 годом и были изготовлены на Императорском фарфоровом заводе.

Тарелка декоративная в «этрусском стиле». 1831

При Александре I и до конца 60-х годов 19 века выросло производство ваз. В декоре художественных фарфоровых изделиях стало больше золота, сюжеты фарфоровой живописи, в большинстве своем, были батальными и видовыми. Как и прежде, фарфоровые заводы продолжали изготовлять уникальные дворцовые сервизы.

Ваза-кратер. 1841


К началу царствования Александра II (1855-1881) Императорский фарфоровый завод полностью работал на иностранном сырье. Керамические краски выписывались из Берлина, Парижа и Лондона. Механическая паровая машина сменила живую конную тягу. На заводе продолжали работать французские живописцы Пьер Бодэ (мастер цветочной живописи) и Виван Босе (первый рисовальщик «цветов и амуров»), художники Федор и Константин Красовские, Алексей Васильев и Василий Корнилов.
Александр II не очень интересовался ИФЗ, при нем сократилось производство фарфора, выпускали только праздничные поднесения ко двору (пасхальные и рождественские). Все постепенно затухало. Уменьшились и размеры изделий, более скромным стал декор и отделка. мастера, в основном, копировали восточную и европейскую керамику. Подумывали даже о закрытии производства, которое не приносило прибыли.
С 1885 г. на заводе начал работать первоклассный саксонский копиист Карл Липпольд, мастер из Дрездена. Скульптура изготавливалась, в основном, по моделям Августа Шписа, который с 1849 г. был главным модельмейстером завода.
Существенным нововведением начала 1870-х гг. явилась выделка терракоты, а также новые способы украшения фарфора — цветные глазури и роспись жидкой фарфоровой массой по кобальтовому или хромовому фону (техника «pâte-sur-pâte»).

Годы правления императора Александра III
(1881-1894) отмечены особым вниманием царя к деятельности Императорского фарфорового завода. Считая, что «распространение искусства есть дело государственной важности», император повелел поставить завод «в самые наилучшие условия, как в отношении техническом, так и художественном, дабы мог он достойно носить наименование Императорского и служить образцом для всех частных заводчиков по этой отрасли промышленности».
При Александре III было принято рациональное и полезное решение — делать высокохудожественный фарфор в 2 экземплярах — для двора и для музея.
В 1880-е гг. на заводе установили новые машины и станки, выписанные из Лиможа, а также горны новой конструкции, заимствованной из Мейсена, Берлина и Севра. С целью улучшения техники производства заводских мастеров посылали за границу на лучшие фарфоровые и стекольные заводы Европы.
В 1888 г. Копенгагенский завод представил на Всемирную выставку изделия с подглазурной росписью. Серия ваз с пейзажами была настолько эффектна, что многие заводы перешли на выпуск изделий, расписанных красками, которые наносились на необожженный черепок и сверху покрывались глазурью. В Санкт-Петербург по рекомендации директора Копенгагенского королевского завода приехали художники подглазурной росписи Карл Лиисберг и Карл Мортенсен.
С 1892 г. Императорский фарфоровый завод начал работать в технике подглазурного декорирования и к 1906 г. выпустил около двухсот ваз с подглазурной росписью.
Во времена правления Александров (II и III) и Николая I были изготовлены фарфоровые сервизы, практически, для всех резиденций Петербурга. Сервизы различались по художественным стилям.
Одним из ведущих направлений было «русское». И вот в этом стиле, на основании исторических и этнографических сведений, по проекту известного ученого Ф. Солнцева, на ИФЗ изготовили сервиз для Большого Кремлевского дворца в Москве и сервиз Великого князя Константина Николаевича (ВККН).

Сервиз ВККН.

Во времена правления Александра III появились крупные заказы на сервизы: «Коронационный» и сервиз с рисунками Рафаэлевских лоджий в Ватикане (которые редактировал лично император)

Рафаэлевский сервиз .

Самым крупным и дорогостоящим произведением завода последней четверти XIX в. стал «Рафаэлевский» сервиз. Его проект разрабатывался и утверждался при непосредственном участии Александра III. Богатый орнамент сервиза был заимствован из фресковой росписи Лоджий Рафаэля в Ватикане. В его исполнении подкупает тонкость работы, чисто прорисованные орнаменты, мастерство миниатюры. «Рафаэлевский» сервиз изготавливался в течение 20 лет и был завершен в 1903 г.
Художественный вкус императора существенно повлиял на художественный стиль фарфорового завода. Александр любил вазы: китайские и японские, цветные глазури, терракоту. С его подачи подглазурная живопись стала активно использоваться на ИФЗ.
В конце 19 века Императорский фарфоровый завод был признанным лидером в фарфоровой живописи, что подтверждалось дипломами всемирных выставок в Лондоне, Париже и Вене.

Фарфор во времена Николая II
К концу 19-началу 20 века производство фарфора усовершенствовалось за счет внедрения новых современных технологий и оборудования. Высокий уровень развития художественных технологий в сочетании с научными достижениями способствовал появлению промышленного (химического и электротехнического) фарфора, (который и сейчас используется, например, в электрических изоляторах).
Большие заказы на сервизы поступили от императрицы Александры Федоровны. В результате появились сервизы «Александринский» и «Царскосельский».

Царскосельский сервиз, ИФЗ, 1903-1906.
А для Николая II ИФЗ выпустил серию военных тарелок с военными в мундирах времен Александра III и фарфоровые скульптуры серии большой этнографической достоверности «Народы России» (их изготовили по моделям П. Каменского). Серия была призвана укреплять идеи русской государственности.
В начале 20 века завод сотрудничает с большими русскими художниками из объединения «Мир искусства»: Сомовым, Лансере и Чехониным.
В дореволюционные годы завод находился в образцовом состоянии и по части технологии, и художественных достижений.


.

This entry was posted in медиалекция, Новости. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий