История елочных игрушек как атрибута Рождества началась в Германии и Прибалтике начала XVIIвека. Изначально украшения были довольно простыми и вторили христианской символике: всеми известная звезда на вершине елки есть не что иное, как прототип Вифлеемской звезды;
яблоки, развешанные на ветвях – символ плодов с Древа познания Добра и Зла;
зажженные свечи – символ ангельской чистоты.
С годами наряженные елки становились традицией, украшения усложнялись и совершенствовались, на елку стали вешать искусственные игрушки, а также сладости и орехи.
Согласно одной из версий, первые привычные нам стеклянные елочные игрушки появились в Саксонии еще в XVI веке, то есть даже раньше первого документированного рождественского дерева. По другой, более правдоподобной версии, появление игрушек связано с неурожаем яблок в Германии в 1848 году. Именно в этом году стеклодувы из местечка Лауша в Тюрингии создали искусственные стеклянные «яблоки», которые впоследствии успешно были проданы и положили начало регулярному производству елочных игрушек.
Другая традиция – украшать елку огнями – началась с восковых свечей, что было крайне непрактично и пожароопасно, однако люди шли на риск, ради следования традиции естественности украшений.
В Российской империи производство елочных игрушек было незначительно, но они массово поставлялись к праздникам из Европы, большей частью из Германии.
Первым производством украшений стал заниматься стеклодувный завод в Клину. Первый елочный декор на Руси был призван продемонстрировать изобилие, поэтому новогодние деревья украшали горящими свечами, яблоками и изделиями из теста. А для того, чтобы елка стала яркой и сверкающей, добавляли переливающиеся на свету украшения: мишуру, канитель (тонкие металлические нити), блестки. В сочетании с горящими свечами эффект игры света делал зеленую красавицу еще более сияющей и торжественной.
С середины XIX века заработали специальные артели, которые занимались производством гирлянд, елочных игрушек, а также сделанных из тонкой фольги цепей, мишуры и дождика.
«Елка гнулась от множества игрушек и сластей, пылала веселым счастливым огнем, трещали хлопушки, вспыхивали внезапно бенгальские огни и рассыпались звездочками»
Сергей Потресов. «Рождественский рассказ»
Стеклянные игрушки.
Первые стеклянные игрушки: шары, бусы, сферические зеркальные предметы в виде прожекторов и сосулек — появились на российских елках в середине XIX века. Они были тяжелее современных, потому что делались из толстого зеркального стекла. Первоначально большая часть стеклянных украшений была иностранного производства, однако совсем скоро их стали изготавливать и в России.
«Купить игрушку из стекла для жителя России конца XIX века было то же самое, что современному россиянину купить машину».
Сергей Романов, историк игрушки и коллекционер новогодних украшений.
Именно на Руси придумали наряжать ель женскими украшениями — стеклянными бусами. Их изготовлением занималась вся семья: маленькие шарики выдували мастера-стеклодувы, женщины красили бусины, а дети нанизывали их на нитку. Наибольшее распространение это ремесло получило в Клинском уезде, где позднее основали фабрику «Елочка», и сейчас выпускающую новогодние гирлянды.
Во времена Революции рождественская елка подвергалась гонениям в связи с религиозной подоплекой этой традиции.
В 1929 году вышел официальный запрет на праздник и устройство елки. Однако граждане не изменили традиции – они тайно украшали елки и делали игрушки сами. Именно к этому периоду принято относить самые редкие коллекционные советские елочные украшения. Лишь в канун 1935 года ситуация начала проясняться, когда П. П. Постышев предложил в «Правде» вернуть праздник советским детям. Само собой, речь шла не о Рождестве, но о праздновании Нового года.
Все традиции тщательно шлифовались в соответствии с жесткой советской идеологией и очищались от какого-либо религиозного оттенка. Это отразилось и на возобновленном в стране производстве елочных игрушек. В итоге изменения претерпела звезда на вершине елки – на смену Вифлеемской пришла пятиконечная красная звезда, символ Красной армии, а также просто декоративные навершия, так называемые «пики»; место шаров и ангелов заняли всевозможные фигурки людей и животных, фруктов и овощей. Такое разнообразие форм было существенным отличием от европейской традиции украшения елки, где игрушки могли быть разноцветными, но преимущественно единой формы.
Также изготавливали различные фигурки из стекла. Появились украшения из стекляруса, соединенного медной или стальной проволокой. Так монтировали игрушки геометрической формы — звезды, абстрактные конструкции, даже самолеты.
До середины пятидесятых делали ватные игрушки. Многие из сохранившихся до сегодняшнего времени образцов были выпущены в Москве, где работали две фабрики, точнее артели – это «Художественная игрушка» и артель «Все для ребенка». Их изготавливали из прессованного хлопка, которому придавали нужную форму.
В конце 1930-х на елках появились герои детской литературы — Иван Царевич, Руслан и Людмила, братец Кролик и братец Лис, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Крокодил с Тотошей и Кокошей, доктор Айболит. После премьеры фильма «Цирк» стали популярны фигурки на цирковую тематику. В честь освоения Севера елочные лапы украшали фигурками полярников. В это же время появились филигранные и расписанные вручную украшения на восточную тему: Аладдин, старик Хоттабыч, колдун Черномор.
В военные годы на елки вешали фигурки самолетов танков, сталинских броневиков. Также мастерили фигурки из военных погон и подручных материалов, например медицинских бинтов.
Лишь после 1947 года началось производство игрушек на «мирную» тематику: новогодние деревья украсили сказочные герои, лесные звери, фрукты и овощи.
После выхода на экраны фильма «Карнавальная ночь» в 1956 году появились знаменитые игрушки «Часы» — со стрелками, установленными за пять минут до полуночи. В 70–80-е годы самыми популярными были шишки, колокольчики и домики.
Кроме того, в СССР елку украшали игрушками, отражающими идеалы и стремления коммунистического государства. Так, на одной елке вместе сосуществовали овощи и фрукты, космические корабли и подводные лодки, фигурки человечков в национальных костюмах разных народов, фабрики и заводы, домашние и дикие животные, спортсмены.
После войны СССР стал закупать в ГДР наборы елочных украшений, в которые входили: навершие, 16 разноцветных шаров и 5 украшений другой формы. Варианты последних менялись каждый год вместе с раскраской шаров. Эти наборы были в СССР дефицитом и одной из самых желанных покупок на новогоднем базаре, несмотря на довольно высокую по тем временам стоимость (ок. 9 рублей).
В 50-х появились наборы игрушек-«малюток». Этими миниатюрными игрушечками можно было украсить игрушечную елочку, создав себе уют на журнальном или рабочем столе. Игрушки были изготовлены из стекла, пластмассы, бумаги. «Модели» разнообразные – огурцы с лимонами, снеговики с мишками и даже миниатюрные стеклярусные бусы.
В 50-60 годы в моду вошли игрушки на сельскохозяйственную тему: хлеб, помидоры, морковки, снопы пшеницы и прочие продукты. Особой популярностью пользовались початки кукурузы. «Царица полей» – это единственная игрушка, которая бессменно выпускалась на подмосковной фабрике «Елочка» и в советские годы, и в конце 90-х.
В современной России ассортимент елочных игрушек почти одинаков с европейским, потому как производятся они преимущественно на предприятиях Китая.
Сегодня новогодняя игрушка – это не только праздничное украшение елки, но и предмет гордости коллекционеров, также появилась традиция преподносить необычные и дорогие елочные шары в качестве новогоднего подарка на Новый год.