ЕГОРИЙ ВЕШНИЙ
Праздник святого Георгия русский народ отмечал дважды в году: весной, 6 мая, – Егорий Вешний; и зимой, 9 декабря, – Егорий Зимний.
Егорьев день – народное название дня памяти святого Георгия Победоносца. Другие народные названия этого дня – Егорий Храбрый, Юрий Зеленый, Юрьев день.
Русские люди говорили:
На Руси два Егорья: один холодный, другой голодный.
Святой Георгий в христианской традиции известен как мученик и чудотворец. Будучи знатным по рождению (родился в христианской семье в Каппадокии), занимая высокий пост в гвардии императора Диоклетиана, он, когда начались гонения на христиан, раздал свое внушительное имущество, открыто объявил себя христианином и обличил императора-язычника как гонителя христиан. Георгий был подвергнут жестоким пыткам и обезглавлен в Никомедии 23 апреля 303 года (по григорианскому календарю 6 мая).
Существует много сказаний о его жизни, подвигах и чудесах. Святой почитается по всему христианскому миру. Так называемый Георгиевский крест – красный на белом поле – присутствует на флагах и гербах Англии, Великобритании, Грузии; на гербе города Милана. Святого почитают как покровителя воинов, несущего победу христианскому воинству. В средневековой Западной Европе Георгий Победоносец считался покровителем рыцарства. Покровительствует Георгий также нелегкому труду земледельцев и скотоводов: первое связано с греческим переводом его имени (по-гречески Георгий – земледелец); второе – с одним из чудес святого: Георгий встречает крестьянина, у которого пал единственный вол, пожалев крестьянина, он воскрешает вола.
Георгий Победоносец изображен на гербе нашей столицы.
В царствование Федора Ивановича (сына Ивана Грозного) монету с изображением святого Георгия вручали за храбрость воинам как почетный знак для ношения на шапке или на рукаве.
В Российской империи орденом святого Георгия награждались выдающиеся военачальники, а знак отличия ордена «Георгиевский крест», вручавшийся офицерам и солдатам, стал символом воинской доблести.
Полки в российской императорской армии за отличие в боях получали специальные георгиевские ленты на полковые трубы. В советское время Георгиевская лента была возрождена в годы Великой Отечественной войны как элемент советских воинских наград. В наши дни Георгиевская ленточка является символом возрождения национального патриотического духа.
Победа Георгия над змеем, одно из самых прославленных деяний святого, являлось частым сюжетом в русской иконописи. Как гласит предание, жители города Бейрута страдали от страшного змея, опустошавшего их землю. Когда горожане вынуждены были отдать на растерзание царскую дочь, явился на коне святой Георгий и пронзил змея копьем. В другом варианте легенды святой покоряет змея силой молитвы; царевна отводит змея в город, где жители, видя чудо, принимают христианство, а Георгий убивает змея мечом.
В русской народной традиции Георгий Победоносец считался одним из главных святых. В народе его называли Егорий Храбрый. В специальной «Егорьевской» песне, исполнявшейся во многих губерниях России, пелось:
На тым соборе три престола:
Первый престол – свят Егорий,
Другой престол – Мать Пречистая,
Третий престол – сам Сусхристос.
В деревнях Верхнего Поволжья день памяти святого Георгия считался вторым по значимости после главного христианского праздника – Пасхи.
Здесь пели:
Первый праздник –
Свята Пасха,
Яйца красят.
Другой праздник –
Свят Егорий,
Бяри вербу, гони скот в поле.
В народном сознании образ христианского святого слился с образом славянского солнечного бога. Его представляли могучим богатырем, у которого «во лбу красное солнышко, в затылочке светел месяц» и который обладает сверхъестественной силой, направленной на защиту русского народа от врага, и огромной властью над природой.
Святой Егорий был олицетворением созидающих сил природы. Русские крестьяне говорили, что вместе с Егорием на землю приходит весна:
Егорий на порог весну приволок,
Не бывать весне на святой Руси без Егория.
Считалось, что он открывал землю, об этом пели так:
Святый Юрий, Божий посол.
До Бога дошел,
И узял ключи золотые.
Атамкнул землю святорусскую
На белую Русь и на весь свет.
Святой Георгий оживлял землю, выпуская на волю росу:
Свят Ягорья
Взял ключи златы,
Пошел во поле,
Росу выпустил.
Росу теплую.
Росу мокрую.
Святой Егорий, если его попросить, дает полям первый дождь:
Дождь, дождь!
На бабину рожь,
На дедову пшеницу,
На девкин лен
Поливай ведром.
Пробуждение природы влекло за собой возобновление земледельческих работ, которые фактически во всех русских деревнях начинались сразу же после Егорьева дня.
На Егорьев день обязательно выгоняли на пастбище скот, даже если было холодно и местами еще лежал снег. Считалось, что святой Георгий в этот день объезжает стадо на белом коне, беря его под свое покровительство.
Во многих русских деревнях в этот день проводились обряды в честь святого Георгия, во время которых люди обращались к святому с просьбами «открыть» землю, дать плодородие полям, защитить скот.
Юрий, вставай рано,
Отмыкай землю,
Выпуская росу
На теплое лето,
На буйное жито,
На ядренистое,
На колосистое!
Обращение к святому Георгию с просьбой о плодородии полей встречалось во многих губерниях Европейской России, чаще всего центральных и западнорусских. Например, в деревнях Владимирской губернии молодежь обходила поля и пела для святого Георгия «куралесу» (искаженное греческое церковное восклицание «кирио элейсон» – Господи, Помилуй!):
Воскликнемте, братцы,
Святую куралесу:
Даж, Боже, нам
Ячмень усатый,
Пшеницу колосисту.
В Смоленской губернии в Егорьев день женщины обнаженными валялись по земле, приговаривая: «Как мы катаемся по полю, так пусть и хлеб растет в трубку». В Тверской губернии в это день по полю катали священника, или после молебна на полях все присутствующие катались по озими в надежде на хороший рост хлебов.
Память о таких обрядах сохраняется и в наших краях, в начале XXI века в Елецкой округе зафиксированы случаи совершения обряда катания по полю или огороду. Например, в селе Домовины Измалковского района еще лет пять–семь назад все наперебой зазывали к себе на огород одного здорового и крепкого мужика, выставляли ему угощение, а он катался по земле перед тем, как хозяева начинали весенние посадки. Древний смысл этого обряда в том, что энергия плодородия, силы, здоровья (по народным представлениям) разлита в пространстве, наполняет разные формы жизни, и может переходить от человека к земле и обратно.
Особенно характерны для Егорьева дня обрядовые действия, направленные на защиту домашних животных. Во многих деревнях перед иконой святого Георгия, вывешенной при входе в хлев, читали молитвы, в которых просили святого защитить скот.
В Верхнем Поволжье проводился обряд «окликания Егория». Ранним утром небольшие группы молодых мужчин и женщин обходили поля, оставляя там крестики из прутьев, потом шли в деревню, останавливаясь возле каждого дома. Когда хозяева выходили на крыльцо, окликальщики начинали петь песню, обращенную к святому Георгию:
Мы ранешенько вставали,
Белы лица умывали…
Батюшка Егорий,
Спаси нашу скотинку.
Всю животинку, –
В лесу и за горами,
За широкими долами!
Волку, медведю – пень да колода,
Да белая береза,
Нашим же тёлонькам –
Травка–муравка.
Зеленый лужок!
Хозяева кланялись окликальщикам и одаривали их крашенными в желто–зеленый цвет яйцами.
Почти по всей России в этот день пастухи совершали обходы первый раз выпущенных на пастбище коров и овец. Пастух брал с собой «магические предметы»: иконку с изображением святого Георгия, веточку вербы, освященную в церкви, горбушку хлеба, восковой шарик с закатанными в него шерстинками коров из стада, замок и другие секреты. Он трижды обходил стадо, читая «отпуск» – специальный заговор:
«Святой Георгий Победоносец и святой Константин, на белых конях, имущи в руках огненные щиты, объезжают около нашего скота, милого живота; бьют они, побивают всех колдунов и колдуниц, еретиков и еретиц, воров и вориц, зверей и звериц, волков и волчиц, змеев и змеиц».
После того, как стадо было отдано под покровительство пастуха и святого Георгия, в деревне начиналось гулянье. Пастухи же праздновали Егория до самого утра, получив от владельцев скота пиво, яйца, пироги.