Продолжаем публикацию книги Алексея Пискулина «КРУГ СВЕТЛЫХ ДНЕЙ».

Декабрь – году конец, зиме начало.


Продолжаем публиковать книгу историка, этнографа, сотрудника Елецкого краеведческого музея Алексея Пискулина «КРУГ СВЕТЛЫХ ДНЕЙ» — русские народные праздники, традиции, обряды, верования и поверья, а также региональные историко-культурные особенности Черноземья.

Наступает зима. Народное восприятие этого времени года отличается от современных представлений. В наши дни считается, что время отдыха, веселья – лето. Зима же ассоциируется с работой, рутиной, ожиданием долгожданного отпуска. В традиционном обществе после многотрудной поры весны, лета и осени, когда крестьянин работал не покладая рук, на зиму смотрели, как на время отдохновения, праздников и веселья. Первый месяц зимы был именно таким: праздничным, радостным, сытным.
Декабрь. Году конец, зиме начало.
По-народному, декабрь – лютень. На Руси этот месяц называли еще лютовей, студень, студеный, а также ледостав, ледостой, рекостав.
В декабре особенно выделялись морозы: введенские и никольские; однако в этом месяце полагалось, по народным приметам, и до четырех оттепелей. А раз в десять лет, как утверждает народный опыт, «декабрь таким теплым бывает, что даже снег сгоняет».
Старались обязательно отметить первый день декабря. В народе считалось, что того, кто не отметит 1 декабря, зимой волки съедят. Зиму считали на Руси волчьим временем. И действительно, стаи волков представляли большую опасность для человека зимой. В первый день зимы нужно было задобрить волка, вспомнив его за обрядовым застольем.
Открывается декабрь праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря. Наступают введенские морозы.
Введенские морозы рукавицы на мужика надели,
Стужу установили,
Зиму на ум наставили.

Елец. Введенская церковь

По приметам,
Коли на Введенье мороз – все зимние праздники морозны,
Коли тепло – все праздники теплы.
На Введение окончательно устанавливался санный путь, и люди делали пробные выезды на санях, превращая катанье в радостный веселый праздник. Особая роль в таком катанье отводилась молодоженам, поженившимся осенью. Выезд молодых назывался «казать молодую». Дело в том, что замуж выходили, как правило, в другое село или деревню, на другую улицу или конец села, в другую городскую слободу, – поэтому такой выезд помогал молодухе освоиться на новом месте, среди новых соседей. На такое катанье запрягали лучших лошадей в лучшие разукрашенные сани; молодые надевали самые лучшие наряды, особенно разнаряжена была молодая жена.

П.Н. Грузинский. Катание молодых

Вслед за молодыми ехал целый поезд саней с провожатыми – молодыми семейными родственниками. Посмотреть на такой поезд высыпала вся улица, вся округа. Народ любовался на молодых, желал им, чтоб «не заморозили бы их Морозы Морозовичи введенские». Молодые отвечали на добрые пожелания поклонами. Свекор со свекровью перед выездом просили провожатых «уберечь молодую от всякой беды, встречной и поперечной, а пуще всего от глаза лихого». Приговаривали:
Ой вы, гости, гости званые,
Званые-прошеные!
Ой вы, братья-сватья,
Ой вы, милые!
Выводите вы нашу невестушку,
На то ли на крыльцо тесовое,
Вывозите нашу свет-княгинюшку
Белою лебедушкой.
Берегите-стерегите ее:
Не упало бы из крылышек
Ни одного перышка.
Не сглазил бы ее, лебедушку,
Названую нашу доченьку,
Ни лихой удалец,
Ни прохожий молодец,
Ни старая старуха – баба злющая…
Девушки на выданье накануне праздника молились о замужестве:

Введенье Пресвятой Богородицы!
Сведи меня в тот дом, в котором век жить!
А в самый праздник принято было молиться о венчании:
Введенье Пресвятая Богородица!
Введи меня во храм Божий поскорее!
Повсеместно в этот праздник пекли оладьи, в один обязательно запекалась монета: кому достанется – тому счастье.
На Введенье открывались зимние ярмарки и торги, их так и называли – «введенские». Апполон Коринфский в книге «Народная Русь» писал: «В старину праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы был днем первого зимнего торга.

Белокаменная Москва начинала с этого дня расторговываться санями… Между лубяными и санными рядами расхаживали калачники, пирожники, сбитеньщики, приглашавшие… «проведать стряпни домостряпанной, не заморской, не басурманской, не немецкой»… Сами торговцы Лубянского торга, славившиеся своим мастерством на красное слово, …выкрикивали заходившему в ряды люду московскому прибаутки, вроде:
Вот санки-самокаты,
Разукрашены-богаты,
Разукрашены-раззолочены,
Сафьяном оторочены!
Введеньев торг у двора,
Санкам ехать пора!
… К вечеру если не вся, то добрая треть Первопрестольной каталась на новых санях».
Продолжались торги и в последующие дни. Особенно широким был торг 7 декабря на «Катерину-санницу» – день великомученицы Екатерины. В этот день бабушки и крестные матери, по обычаю, дарили детям маленькие санки.

Сычков Ф.В. С гор

9 декабря – Егорий или Юрий Холодный. Этот праздник установлен в честь освящения храма во имя Георгия Победоносца в Киеве при князе Ярославе Мудром в XI веке. В народном восприятии Егорий Храбрый считался хозяином всех зверей. Этого святого на Руси называли «волчий пастырь». Говорили:
Волк – собака святого Егория.

Что у волка в зубах, то Егорий дал.


Чтобы задобрить Егория, пекли обрядовую выпечку в виде коней. Молодежь ходила по дворам, собирая с каждого двора по два коня. Их относили в поле, закапывали в снег и просили святого:
Егорий Милостивый!
Не бей нашу скотину и не ешь.
Вот мы тебе принесли коней!
По всей видимости, в этой традиции сохранились отголоски древних языческих обрядов жертвоприношения конями. Существование подобных обрядов подтверждается этнографическими источниками и археологическими находками. Обрядовая выпечка в виде коней является здесь символом жертвенного животного.
В народе подмечали:
С Егория медведь в берлоге крепко засыпает,
А волки жмутся к деревенским задворкам.
Ходили слушать воду в колодцах:
Коли тихо, не волнуется, зима будет теплая.
Послышатся звуки – жди сильных вьюг и морозов.
13 декабря – день святого апостола Андрея Первозванного.
По церковному преданию Андрей проповедовал христианство в русских землях. А русские летописи передают легенды о том, что Андрей Первозванный был на горах Киевских, где водрузил крест, и доходил до самого Новгорода.
Предшествующая этому празднику ночь называлась «Андреева ночь» или «Андреев вечер». По народным поверьям, парням и девушкам в эту ночь может явиться образ суженых. Для этого нужно было, ложась спать, положить под подушку кусочек хлеба и сказать: «Суженое-ряженое, приходи ко мне кушать». Девушки молились Андрею Первозванному о даровании хороших женихов.

14 декабря – день пророка Наума – «Наум-грамотник». Благодаря созвучию имени пророка и слова «ум», а также выражения «наставить на ум», в этот день в русском традиционном обществе принято было отдавать детей учиться.

Богданов-Бельский Н.П. Дети на уроке

Говорили:
Пророк Наум наставляет на ум.
Молились:
Батюшка Наум, наведи меня на ум.

19 декабря – большой праздник – Никола Зимний.
День святого Николая Угодника, Мирликийского чудотворца.
Русский человек твердо верил:
Для народа Никола – второй после Бога заступник.
Праздник отмечали радостно, весело, с размахом, принято было устраивать обильное застолье, звать гостей.
Красна Никольщина пивом и пирогами.
На Николу зови друга, зови и ворога, оба друзья будут.
До Николы крепись, с Николы живи не тужи.
Веселись, Маланья, на Николин день.
Горевал мужик по Никольщине, зачем она не целый век живет!
О тех, кто уж очень хорошо «отпраздновал» Николу, говорили: «Ну, наниколился!».

Много Никольских храмов стояло на святой Руси, и для многих селений Никола был праздником престольным. На престольный день разворачивались шумные Никольские ярмарки, где главным товаром было зерно. «Никола строит цену на хлеб», цена эта держалась до следующего урожая.

Николин день – начало зимнего сватовства. Те, кто думает женить или жениться, служили молебны Николаю Угоднику.
С Николы ударяют знаменитые Никольские морозы.
Зима силу набирает, солнце на весну поворачивает.
25 декабря – Спиридон – поворот или Спиридон-солнцеворот.
Так народ называл день преподобного Спиридона. Праздник связан с днем зимнего солнцестояния. Говорили, что с этого дня солнце поворачивает на лето, а зима – на мороз.

На Спиридона хоть на воробьиный скок, да прибудет денек!
Символ этого дня – колесо, а колесо – символ солнца. На Спиридона колеса поджигали и скатывали с горы. При этом пели песню о том, как сам преподобный Спиридон с колесом в руках призывает солнце на Святую Русь. Обряды Спиридонова дня предваряли скорое наступление Рождества и Святок.

.

This entry was posted in "Круг светлых дней" (книга А.А. Пискулина), медиалекция, Новости. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий