Проси Николу, а он Богу скажет – говорил русский народ.
Святитель и чудотворец, угодник Божий, Николай Мирликийский почитался русским народом как главный заступник и покровитель.
О нем говорили:
Нет за мужика поборника супротив Николы.
Никола на море спасает,
Никола мужику воз подымает.
Праздник в честь Николая Угодника на Руси отмечают дважды в году: 19 декабря и 22 мая — (9 мая по старому стилю). Не грех и подивиться такому знаковому и символическому совпадению чисел.
Народ говорил —
Есть два Николы: один травный, другой морозный.
22 мая — Никола Вешний, 19 декабря – Никола Зимний.
Один исследователь народного быта писал в XIX веке: «Чудотворец Николай есть посредник между Богом и людьми и к нему такое имеют сильное верование, что русский, войдя в церковь, устремляет свое набожное внимание на его образ и молится ему с не меньшим усердием, как самому Богу, призывает его на помощь: Святой Николай Угодник! Помоги мне, святой чудотворец! Покрой меня своим чудом и сохрани от всех несчастий».
Русский народ воспринимал Николая Угодника как своего народного святого, помогающего и в большом и в малом: и супостата одолеть, и дом построить, и жизнь защитить, и невесту хорошую выбрать.
Народ свято верил, что Николай Угодник — свой русский святой.
В повести «Очарованный странник» Лескова есть эпизод, который показывает отношение русского человека к Николаю Угоднику, именно как к своему, истинно народному святому. Главный герой Иван Северьянович встречается в степи с проезжим чувашином:
«Мне на четвертый день чувашин показался, один пять лошадей гонит.
— Садись – кричит – веселей, двое будем ехать.
— Я говорю – А кто ты? Может быть, у тебя Бога нет.
— Как – говорит – нет? Это у татарина Бога нет, он кобылу ест, а у меня есть Бог.
— Кто же — говорю – твой Бог?
— А у меня – говорит – все Бог: и солнце Бог, и месяц Бог, и звезды Бог – все Бог. Как у меня нет Бога?
— Все у тебя Бог?! А Исус Христос, стало быть, тебе не Бог?
— Нет – говорит – и он Бог, и Богородица Бог, и Николач Бог!
— Какой – говорю Николач?
— А что один на зиму, один на лето живет.
Я его похвалил, что он русского Николая Чудотворца уважает.
— Всегда – говорю – его почитай, потому что он русский, — и уже совсем было его веру одобрил и совсем с ним ехать хотел, а он, спасибо, разболтался и выказался.
— Как же – говорит – я Николача почитаю: я ему на зиму пущай хоть не кланяюсь, а на лето ему двугривенный даю, чтоб он мне хорошенько коровок берег. Да еще на него одного не надеюсь, так Керемети бычка жертвую.
Я и рассердился.
— Как же – говорю – ты смеешь на Николая Чудотворца не надеяться и ему, русскому, всего двугривенный, а своей мордовской Керемети поганой целого бычка. Пошел прочь – говорю – не хочу я с тобою. Я с тобою не поеду, если ты так Николая Чудотворца не уважаешь!».
На Руси Николай Угодник почитался как национальный святой, покровитель русского народа, как крестьянский святой – мужицкий заступник. Верили, что Николаю Угоднику можно молиться во всех нуждах, что он всегда и всем поможет, что он добр и милостив.
Отправляясь в дальнюю дорогу, говорили:
Никола в путь, Христос подорожник.
Бог на дорогу, Никола в путь.
Микола с нами.
Провожая на ратное дело, надеялись на защиту святого и читали заговор:
Д а хранит тебя Микола многомилостивой,
В бою да сохранит он с неприятелем,
От оружьица ведь он да басурманского,
И от искры сохранит тобя трескучей,
И от этого огня да от полящего.
Впереди да он Микола щитом бере,
Позади да он Микола мечом секе,
Посторонь да он Микола огнем палит,
Тучи нет, а как гром гремит,
Грому нет, а искры сыплются.
Особо почитали Николая Угодника русские мореплаватели и моряки. Эта традиция восходит к русскому средневековью, ко временам Господина Великого Новгорода и былинного гусляра Садко. Новгородцы были известны, как смелые путешественники и отважные мореходы. В опасностях на море они молились Николаю Угоднику. Эта традиция перешла к морякам Российского флота. На каждом корабле был образ святого Николая Чудотворца. Во время бури его выносили на палубу и молились о спасении.
В житии Николая Чудотворца содержатся рассказы о спасении им мореплавателей и утопающих.
В знаменитой новгородской былине о Садко именно Никола Угодник выручает гусляра из плена морского царя. Он является Садко, когда тот играет на гуслях, потешая морского владыку, из-за пляски которого разразилась страшная буря. Николай Чудотворец подсказывает Садко, как вернуться на святую Русь. По совету Николая Садко рвет струны, отпрашивается у морского царя на землю за новыми, и оказывается на берегу Волхова в родном Новгороде.
В 1914 году Сергей Есенин пишет Стихотворение «Микола». Поэт, как никто другой, передал глубину народной веры, народного чувства и народного мировосприятия через образ Николая Чудотворца – Угодника Божьего.
1.
В шапке облачного скола,
В лапоточках, словно тень,
Ходит милостник Микола
Мимо сел и деревень.
На плечах его котомка.
Стягловица в две тесьмы.
Он идет, поет негромко
Иорданские псалмы.
Злые скорби, злое горе
Даль холодная впила;
Загораются, как зори,
В синем небе купола.
………………………..
Ходит ласковый угодник.
Пот елейный льет с лица:
«Ой ты, лес мой, хороводник,
Прибаюкай пришлеца».
2.
…………………………
Тучка тенью расколола
Зеленистый косогор…
Умывается Микола
Белой пеной из озер.
Под березкою-невестой,
За сухим посошником,
Утирается берестой,
Словно мягким рушником.
И идет стопой неспешной
По селеньям, пустырям:
«Я жилец страны нездешной,
Прохожу к монастырям».
Высоко стоит злотравье,
Спорынья кадит туман:
«Помолюсь схожу за здравье
Православных христиан».
3.
Ходит станник по дорогам,
Где зовут его в беде.
И с земли гуторит с Богом
В белой туче-бороде.
Говорит Господь с престола,
Приоткрыв окно за рай:
«О мой верный раб, Микола,
Обойди ты русский край.
Защити там в черных бедах
Скорбью вытерзанный люд.
Помолись с ним о победах
И за нищий их уют».
Ходит странник по трактирам,
Говорит, завидя сход:
«Я пришел к вам, братья, с миром –
Исцелить печаль забот.
Ваши души к подорожью
Тянет с посохом сума.
Собирайте милость Божью
Спелой рожью в закрома».
…………………………..
«Всем есть место, всем есть логов,
Открывай, земля, им грудь!
Я – слуга давнишний Богов –
В Божий терем правлю путь».
Звонкий мрамор белых лестниц
Протянулся в райский сад;
Словно космища кудесниц,
Звезды в яблонях висят.
На престоле светит зорче
В алых ризах кроткий Спас;
«Миколае-чудотворче, Помолись ему за нас!».