ПРАЗДНИКИ, ОБРЯДЫ И ПРИМЕТЫ ОКТЯБРЯ.

Продолжаем публикацию книги историка, этнографа, сотрудника Елецкого краеведческого музея Алексея Пискулина «КРУГ СВЕТЛЫХ ДНЕЙ» — русские народные праздники, традиции, обряды, верования и поверья, а также региональные историко-культурные особенности Черноземья.

Октябрь. Время первозимья.
В октябре на одном часу и дождь, и снег – говорили в народе.
Месяц этот называли еще зазимник, позимник, предзимье; листопад или листопадник – месяц опадающих листьев.
Октябрь землю покроет, где листком, где снежком.
Однако октябрь и хлебник – урожай собран, закрома полны.
Октябрь – капустник. Продолжается заготовка капусты.
Устраиваются посиделки с капустными пирогами.
Сентябрь пахнет яблоком, октябрь капустой.
В октябре зима к мужику в гости наряжается:
«Дай-ка я на Руси погощу, пирогов поем!»
Величали октябрь и свадебником. С праздника Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября) начинали играть свадьбы.
Придет Покров, девке голову покроет.
Девушки в этот день просили:
Покров – Богородица!
Покрой землю снежком, а меня, молоду, платком.

Антохина-Куракса Наталья Александровна “Крестьянская свадьба” 2004.
Платок здесь – символ замужества. Девушки ходили с непокрытой головой, а замужней женщине быть простоволосой считалось большим грехом. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы девушки путем совершения тех или иных магических действий старались ускорить вступление в брак. Так, например, считалось, кто из девушек первой поставит свечу в церкви на Покров, та первая выйдет замуж.

К Богородице девушки обращались и с такими словами:
Пресвятая Богородица!
Покрой мою головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльником!
Подзатыльником называлась часть старинного женского головного убора, закрывающая волосы на затылке. Золотой подзатыльник – часть свадебного венчального убора.
А в народной песне пелось:
Не грустите, девки, дюжа.
Придет осень – дадут мужа!
Свадьбы играли с Покрова до дня апостола Филиппа (27 ноября), с которого начинался рождественский пост.

В народном календаре Покров играл роль рубежного праздника между осенью и зимой. С Покрова отсчитывали начало холодного времени года. Обычно во многих губерниях России на Покров выпадал первый снег.
До Покрова осень, за Покровом зима идет.
На Покров до обеда осень, после обеда зимушка-зима.
В народе бытовали такие приметы:
Если снег до Покрова упадет – зима не скоро настанет.
Каков Покров, такова и зима.
Народ примечал все:
На Покров ветер с севера или востока – к холодной зиме, с юга – к теплой зиме, с запада – к снежной зиме, а если ветер порывами налетает – будет и зима переменчивой, непостоянной.
На Покров начинали утеплять к зиме избу: приваливать завалинки, проконопачивать пазы, промазывать рамы.
Говорили:
Чини избу до Покрова – не то не будет тепла!
Работу старались усилить еще особыми приговорами:
Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом,
а хозяина добром!
Батюшка Покров, натопи хату без дров!

Малышев В.Г (1843-1875). Кухня
Существовало и такое поверье, если на Покров истопить печь яблоневыми дровами, то в доме всю зиму будет тепло.
Яблоневые деревья у славян и многих других народов считались священными, связанными с миром светлых божеств и духов. Плоды и ветви яблонь часто использовались в ритуальных, обрядовых и магических действиях.
К Покрову переводили на зимнее содержание скотину. Кормили ее обрядовым последним снопом, чтобы она хорошо перезимовала.
С Покрова начинали заготавливать впрок на долгую зиму мясо, делали солонину.
К празднику Покрова были закончены основные сельскохозяйственные работы. Закрома у хороших хозяев ломились от запасов. В это время еще собирали и заготавливали осенние грибы: грузди, рыжики, опята.
Мужики, которые были на отхожих промыслах в городах, в других уездах и губерниях, возвращались к Покрову в родные села и деревни с заработком.
Поэтому Покров отмечали широко и весело, обильным застольем, для которого варили вкусное домашнее хмельное пиво.
Говорили:
Апрель обилен водою, а октябрь – пивом.
Ох ты, батюшка октябрь!
Только и добра в тебе, что пивом взял.
С Покрова начинались осенние торги и широкие ярмарки.

Кустодиев Б. Ярмарка, 1906.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы во многих селах отмечался и как престольный праздник.
Престольными праздниками называются праздники населенного пункта, установленные в память о христианском святом или событии из истории христианства, в честь которых назван местный храм. В традиционном русском обществе престольный праздник, наряду с крупными праздниками православного календаря, считался одним из главных и праздновался всем селом. «Осень – пора престольных праздников», писал Иван Алексеевич Бунин в рассказе «Антоновские яблоки».
Начинался праздник с торжественной службы в церкви. На главной площади села устраивалась ярмарка или базар. Обязательно приезжали многочисленные гости из соседних сел и деревень. В селе устраивалось всеобщее гулянье, в каждом доме накрывали богатый стол с большим количеством праздничных блюд. Жители села и гости были одеты в самую лучшую праздничную одежду. Продолжался праздник не менее трех дней. Традиция отмечать престольные праздники оказалась очень стойкой и сохранилась на селе вплоть до настоящего времени. Например, в Черноземье, согласно данным этнографических опросов, сельские жители всех возрастов, как правило, знают свой престольный праздник и обязательно отмечают его. В восстановленных церквях вновь проходят праздничные службы.
Множество церквей на Руси возводилось в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Шедевром древнерусского зодчества и одним из архитектурных символов России является храм Покрова на Нерли, построенный в 1165 году князем Андреем Боголюбским во Владимиро-Суздальской земле. В XVI веке в честь взятия Казани на Красной площади в Москве был воздвигнут неповторимый по красоте Покровский храм, известный как храм Василия Блаженного.

Храм Покрова в Ельце.

В Ельце первая деревянная Покровская церковь была построена в конце XVI века. В XVIII столетии стоял уже каменный храм в честь Покрова Богородицы. С этим храмом тесно связано имя святителя Тихона Задонского. В 1853 – 1867 годах храм подвергается кардинальной перестройке в русско-византийском стиле. Здесь не раз бывал гимназист Иван Бунин, впоследствии описавший свои впечатления от посещения храма в романе «Жизнь Арсеньева» и многих рассказах. В церковном хоре Покровской церкви пел в юности Тихон Хренников, родительский дом которого относился к приходу Покровского храма и стоял прямо напротив, через дорогу.
Еще одна Покровская церковь находилась в Ельце на территории «Красных казарм», выстроенных для стоявшего в городе Нежинского гусарского полка в конце XIX века. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы у нежинских гусар считался праздником полковым.
8 октября – церковь отмечает преставление преподобного Сергия Радонежского, величайшего подвижника Земли Русской.

Ефошкин С.Н. Преподобный Сергий. По Руси.
Отправляясь на Куликовскую битву, великий князь Московский и Владимирский Дмитрий Иванович в сопровождении воинов, князей, бояр и воевод поехал к Сергию в обитель пресвятой Троицы, чтобы помолиться с ним и получить благословение. Благословляя его, Сергий предрек победу русскому воинству и послал «на брань» двух иноков: Александра Пересвета и Андрея Ослябю.

Битва Пересвета с Челубеем. Худ М. Авилов, 1943 г.
Знаменитый поединок Пересвета с татарским богатырем Челубеем открыл решающую битву на Куликовом поле. Большинство русских князей, благодаря влиянию и убеждениям Сергия, объединились вокруг Московского князя, что обеспечило судьбоносную победу над Ордой. Значение Куликовской битвы в образовании русского государства и формировании русского национального самосознания переоценить невозможно; Куликовская битва явилась поворотным событием в жизни русского народа. На Куликовом поле жители раздробленных, разобщенных прежде русских земель почувствовали себя единым русским народом. В 1392 году, 25 сентября (8 октября по новому стилю) Сергий Радонежский скончался. А в 1452 году он был причислен к лику святых. Кроме обители Пресвятой Троицы (ныне знаменитой Троице-Сергиевой лавры) преподобный Сергий основал еще несколько обителей, а его ученики учредили до сорока монастырей на Святой Руси.

КНЯЗЬ ФЕДОР ЕЛЕЦКИЙ В КУЛИКОВСКОЙ БИТВЕ
8 сентября 1380 года недалеко от Ельца на Куликовом поле между Доном и Непрядвой произошла знаменитая Куликовская битва.

Русские князья объединились в горячем желании свергнуть татарское долгое иго.
В «Сказании о Мамаевом побоище» в числе князей, принимавших участие в Куликовской битве, упоминается князь Федор Елецкий со своей дружиной.

Куликовская битва. Миниатюра из «Сказания о Мамаевом побоище», XVII в.
Подвиг ельчан тем значительнее, что Елец находился на границе со степью, город разорялся и сжигался дотла неоднократно.
«Он и впрямь был одним из самых древних русских городов… принадлежал к тем важнейшим оплотам Руси, что, по слову летописцев, первые вдыхали бурю, пыль и хлад из-под грозных азиатских туч… первые видели зарева ночных и дневных пожарищ, ими запаляемых, первые давали знать Москве о грядущей беде и первые ложились костьми за нее», – писал И.А. Бунин.
И естественно, что ельчане пришли на Куликово поле, не только защищая свой город, но и ради общерусского, общенародного и общенационального единения.

Куликовская битва. Миниатюра из «Сказания о Мамаевом побоище», XVII в.
Значение Куликовской битвы в истории России переоценить невозможно. Она явилась поворотным, знаковым событием в жизни русского народа. На Куликовом поле жители раздробленных, разобщенных прежде русских земель почувствовали себя единым русским народом.
Л.Н.Гумилев писал, что на Куликово поле пришли москвичи, владимирцы, суздальцы, ростовцы… а ушли – русские.
Были там и ельчане.

Накануне празднования 638-й годовщины Куликовской битвы жители Ельца установили на Куликовом поле мемориальный знак в память о земляках, сражавшихся вместе с князем Дмитрием на Куликовом поле.

Новый монумент занял свое почетное место на аллее Памяти и Единства у храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Монастырщино. Мемориал символизирует собой идею единения Отечества и память о героях, погибших за него во все времена.


This entry was posted in "Круг светлых дней" (книга А.А. Пискулина), медиалекция, Новости. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий