Ноябрь – ворота зимы.

Продолжаем публиковать книгу историка, этнографа, сотрудника Елецкого краеведческого музея Алексея Пискулина «КРУГ СВЕТЛЫХ ДНЕЙ» — русские народные праздники, традиции, обряды, верования и поверья, а также региональные историко-культурные особенности Черноземья.


«Холоден батюшка-октябрь, а ноябрь и его перехолодил»,говорили в народе.

На Руси ноябрь называли грудень от слова «груда», потому что мерзлая земля лежит грудами; грязь и распутица чередуются со снегом и заморозками: другое наименование ноября – бездорожник. Еще народ называл этот месяц полузимник, а также: студеный, снеговей, ледостав, ледовый кузнец.

В ноябре уже и не осень, но еще не зима.

Ноябрь – ворота зимы.

Солнце все реже проглядывает через тучи; хмурые, тусклые дни; пасмурно и сумрачно.

Ноябрьские ночи до снега – темны.

Ноябрь – сумерки года.

Но, в русском народном календаре ноябрь также и месяц шумных, веселых праздников.

1 ноября открывал череду ноябрьских праздников День святых бессеребреников Космы и Дамиана. По новому стилю он празднуется 14 ноября и в разговорном народном языке называется так: День Кузьмы и Демьяна или еще проще Кузьма-Демьян. Народ называл этот праздник «Кузьминки».

«Кузьминки» широко отмечались в традиционной Руси. Праздник также называли «Кочеты» или «Курьи именины». В этот день били кур для своего стола и на продажу.

На Кузьму и Демьяна – куриная смерть. Поэтому еще одно название ноября – курятник.

 В этот день парни гуляли по улицам села в особых красных шапочках, похожих на петушиные гребешки, обязательным праздничным блюдом была курица. Вероятно, праздник имеет древние корни и связан с восприятием петуха как священной птицы, прогоняющей нечистую силу.

Связан был праздник также с символикой семьи и брака. Кузьминки слыли повсюду  девичьим праздником. Девушки собирались в избе попросторней, устраивали вскладчину угощение и поджидали парней в гости. В этот день варили пиво, которое называли козьмодемьянское, и приговаривали:

Полно девкам чужое пиво варить,

Пора свое затевать.

Имея в виду, что девушкам «на выданье» пора выходить замуж и вести собственное хозяйство.

И. Куликов. Пряхи

Праздновали Кузьминки обычно три дня.

Особенно широко праздник отмечался в тех селах, где он был престольным.

В рамках этнографического опроса, проводившегося в  2013 году, мной был записан рассказ студентки исторического факультета ЕГУ о том, как празднуют  «Кузьминки» в селах Кузьминки и Слободка Лебедянского района Липецкой области.

В селе Кузьминки обязательно отмечают этот день. Празднуют и в Слободке, которая находится рядом. Когда студентка была ребенком и подростком, на улице хороводы водили. Мальчишки играли так: зрители становятся кругом, внутри которого мальчишки на одной ноге толкают друг друга плечами, грудью, всем телом. Побеждает тот, кто вытолкнет противника из центра круга к  краям. Называли игру «бой петухов».

В этот праздник девушки гадали. Гадала и сама студентка, и ее подруги. Наливали в стакан воду, не до краев, брали волос, привязывали к нему кольцо и опускали его в стакан так, чтобы оно не касалось воды. Кольцо начинало раскачиваться и ударять о стенки стакана. Сколько раз стукнет – во столько лет гадающая девушка выйдет замуж.  Студентка уверена, что такое гадание сбывается, приводила пример со своей подругой: у той двадцать один  раз кольцо ударилось о стакан, и она в двадцать один год вышла замуж.

В селе Кузьминки Лебедянского района этот праздник, судя по названию села, мог быть и престольным, но студентка точно об этом не знает.

 21 ноября – Михайлов день – собор Архистратига Михаила

С. Пальна-Михайловка. Храм Михаила Архангела. XIX в. Архитектор Д. Жилярди

Архистратиг, в переводе с греческого, верховный военачальник. В православной традиции архистратигом является архангел Михаил – предводитель небесного воинства в его непрестанной борьбе с силами зла. Михаил один из семи архангелов, защитник церкви Христовой и всех православных христиан.

Интересно, что в деревне Толстая Дубрава Становлянского района к Михайлову дню обязательно готовят блюда из кур, и этот праздник называют «Курьев день». Можно предположить, что на это оказал влияние праздник «Кузьминки», который в деревне не празднуется, но хронологически близок к Михайлову дню. Подростки и молодежь в Толстой Дубраве в «Курьев день» воровали по деревне кур. Все жители воспринимали это как развлечение и не наказывали за воровство. Сказывалась древняя традиция допущения воровства в рамках празднично-обрядовых действий, когда предмет, связанный с обрядом, должен был быть получен необычным способом. В Толстой Дубраве вокруг Михайлова дня объединились обряды, которые в общерусской традиции проводились в близкие к нему праздничные даты ноября. Вероятно, это связано с тем, что деревня заселялась выходцами из близлежащего, более старинного села Михайловка, где, судя по названию, Михайлов день должен был являться престольным праздником.

На Руси о тех, кто проводил жизнь в постоянной гульбе, праздниках, застольях, говорили: «У них каждый день – Михайлов день».

Св. апостол Филипп. XVII в. Греция, Афон

27 ноября – День святого апостола Филиппа. Праздник отмечался широко, весело и сытно, так как после него начинался Рождественский пост, и разговеться можно было только на Рождество.

Филиппово заговенье – начало Рождественского «холодного» поста.

Рождественский пост назывался еще Филиппов пост, а сам праздник в народе называли  «Филипповки». Это был последний срок, чтобы  справить свадьбу, в пост свадьбы не играют. Следующая возможность представлялась только в период от Святок до Масленой недели.

Первая неделя Филиппова поста называлась «Куделица». Женщины по вечерам садились прясть. Говорили:

Прялка не Бог, а рубаху дает.

Не ленись прясть, хорошо оденешься.

Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом.

На Филипповки старались задобрить Домового. Ему выносили на двор угощение, чтобы водился скот, чтобы в хозяйстве и дома все было благополучно.

Отмечен ноябрь и поминальной традицией.

8 ноября (26 октября по старому стилю) – день великомученика Дмитрия Солунского. Предшествующая ему Дмитровская неделя на Руси называлась «родительская», «дедова», и посвящалась поминовению усопших. В течение всей недели шли поминальные службы, особенно почиталась Дмитровская суббота.

Дмитрий Солунский. Конец XII – нач. XIII в.

Установление этого поминовения принадлежит великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому, который, одержав победу на Куликовом поле, установил, чтобы перед Дмитриевым днем совершалась вселенская панихида о всех погибших на поле битвы. Дмитровскую субботу на Руси проводили торжественно: ходили на могилы родных, служили панихиды, устраивали поминальные трапезы. В русской традиции обрядовым поминальным напитком было пиво.

В народе говорили:

В Дмитриев день и воробей под кустом пиво варит.

В этот день примечали:

До Дмитровской субботы зима не становится.

Дмитриев день – зима лезет на плетень.

Дмитрий на снегу – весна поздняя.

Шутили:

На Дмитрия девки хитрые – замуж хотят.

До Дмитра девка хитра, а после Дмитра еще хитрее.

Девушки торопились выйти замуж до Филиппова дня.

Одной из самых важных дат праздничного календаря в ноябре является «Казанская» – праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы. 

В честь этой почитаемой чудотворной иконы отмечается два праздника:  21 июля (8 июля по старому стилю) – день обретения Казанской иконы Божьей Матери (Казанская летняя) и  4 ноября (22 октября по старому стилю) – в память освобождения Москвы и избавления России от польских  интервентов в 1612 году (Казанская осенняя).

Русский народ широко и весело отмечал праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы

Столы в этот день ломились от угощений: варили и тушили мясо, птицу, пекли пироги; варили пиво. И на селе и в городе – гулянья, веселье, песни и пляски.

«Казанская гулянская»! – говорил об этом празднике народ.

На Казанскую старались сыграть свадьбу. Считалось:

Кто на Казанской женится – счастлив будет.

Невесту выбирали придирчиво, смотрели из какой семьи, какая родня, говорили:

Выбирай корову по рогам, а девку по родáм.

Но и тянуть особенно нельзя было, потому как:

Жениться скорее – в дому прибыльнее.

А вот далеко из дома на Казанскую старались не ездить, плохая примета:

На Казанскую добрые люди вдаль не ездят.

Примета приметой, а как ни говори – дороги к этому времени уже развезло, дождь сменяется снегом, погода не способствует дальним поездкам. Ездили только в гости. Потому что в любую погоду русский человек отличался хлебосольством и гостеприимством:

Хоть не богат, а гостям рад.

Гость на гость – хозяину радость.

Где потеснее, там и веселее.

Кипите щи, чтоб гости шли.

Набралось гостей со всех волостей.

Садитесь за скатерти браные, за меды пьяные.

По народным представлениям, на Казанскую всегда идет дождь или выпадает снег.

Бывает, что на Казанскую с утра дождь дождит,

 а ввечеру сугробами снег лежит.

Дождь пойдет, все луночки зальет;

а снег пойдет, все дороги заметет.

Примечали:

Коли на Казанскую небо заплачет,

то следом за дождем и зима придет.

Коли на Казанскую дождь пойдет и все луночки нальет.

то и зиму приведет.

С Казанской усиливаются морозы:

Матушка Казанская необлыжную зиму ведет,

морозцам дорожку кажет.

С Казанской – мороз невелик, да стоять не велит.

С Казанской тепло морозу не указ.

Казанские морозы железо не рвут, птицу на лету не бьют,

а за нос бабу хватают, мужика за уши пощипывают.

Обычно на Руси санный путь устанавливался к празднику Введения (4 декабря), но если зима ранняя, на санях ездили уже и к Казанской.

Женщины на Руси особо почитали Казанскую икону Пресвятой Богородицы. Говорили:

 Казанская – бабья заступница.

 В молитве, обращенной к иконе Казанской Божьей Матери, просят за своих родных, о счастье и благополучии семьи, об исцелении от недугов, от пагубных зависимостей, она помогает при глазных болезнях. Этой иконой благословляют новобрачных, вешают над кроваткой младенцев.

К ней обращаются во всех сложных случаях жизни, во всех печалях, невзгодах и скорбях. 

Икона Казанской Пресвятой Богородицы является нашей заступницей во все тяжелые времена.

This entry was posted in "Круг светлых дней" (книга А.А. Пискулина), медиалекция, Новости. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий