Синезубов был участником
двух государственных выставок: 4-й — в 1919 г. и 19-й – в 1920 г. Последняя
выставка получила название «Выставки четырех», хотя в ней кроме Василия
Кандинского, Александра Родченко, Варвары Степановой и Синезубова, принимали
участие и другие художники, но количество работ перечисленных художников
значительно превосходило остальных. В одном из отчетов о выставке Синезубов был
назван художником, «идущим от Сезанна».
В 1919 г. Синезубов руководил мастерской Пролеткульта в Москве. Числился среди
преподавателей ВХУТЕМАСа в 1919-1920 гг. Весной 1920 г. вошел в состав
монументальной секции ИНХУКа, но после конфликта между Кандинским и Родченко,
закончившимся победой последнего, вместе с группой Кандинского вышел из состава
института (январь 1921 г.). Осенью 1921 г. участвовал в выставке «Мира
искусства». В конце того же года вошел в состав объединения «Маковец» и
участвовал во 2-й и 3-й выставках общества в 1924-1926 гг.
Свои лучшие живописные работы Синезубов создал в конце 1910-х – начале 1920-х
гг. В это время, по его собственным словам, он был во власти «Ренуара, Дега,
Пикассо, Сезанна». Некоторые работы этого периода созданы под влиянием
немецкого экспрессионизма. Соединение французских традиций с немецким
экспрессионизмом и русским неопримитивизмом породило необыкновенный результат –
оригинальную живопись Синезубова, сочетающую в себе «твердость, материальность
и скрытый темперамент» (из автобиографии Синезубова, 1925 г.)
С начала 1920-х Николай Синезубов активно
занимался литографией и офортом. Его литографии были опубликованы в
малотиражных сборниках «Naturemorte», «Пейзаж в литографиях современных
художников» и «Литографии № 4» (все 1921 г.). Работал в области книжной
графики. Оформил несколько детских книг Б.С.Евгеньева, Т.С.Сикорской,
Е.Чернышевой и др. В 1922 г. он проиллюстрировал поэму Александра Блока «Двенадцать»
— выполнил рисунки в технике тушь, акварель, и был автором последнего
прижизненного портрета А. Блока. В 1922-1923 гг. Синезубов участвовал и
сопровождал свои картины на Первой русской художественной выставке в Берлине и
Амстердаме. После возвращения создал альбом собственных литографий
«FrauenundKinder» (1923 г.).
В 1922 г. состоялась первая персональная выставка Синезубова в Трудовом
кооперативном обществе художников в Москве.
1. Б. Евгеньев (Е. Борисов) — Мишка в Москве. Москва, Государственное
издательство. 1928 г.
2. Л. Ларина. Пастушонок Марко. Москва-Ленинград, Государственное
издательство. 1927 г.
3. Т.С. Сикорская — Гроза. Москва, Государственное издательство. 1928 г.
4. Т.С. Сикорская — Мишкина лошадка. Москва, Государственное издательство. 1928
г.
5. В.Г. Черевков — Как маленький Аль стал Эдиссоном. Москва, Государственное
издательство. 1929 г.
6. Е. Чернышева. Сказано — сделано. (Стихи детям). Москва, Государственное
издательство. 1927 г.
7. Е. Чернышева. Смельчак. (Стихи детям). Москва, Государственное издательство.
1927 г.
8. Е.Н. Чириков — Бродячий мальчик. Москва, Государственное издательство. 1927
г.
В 1928 г. Николай Синезубов эмигрировал во
Францию, жил и работал в Париже. О французском периоде работы художника почти
ничего не известно. О его зарубежном творчестве можно косвенно судить по
картинам, нечасто выставлявшихся на арт-аукционах Sotheby’s, Christie’s,
MacDougall’s и др. Работы Н. Синезубова всегда были редкой удачей на
художественном рынке. На публичных торгах LeCréditMunicipaldeParis 26 июня 2008
г. в Париже было выставлено в общей сложности 17 работ Н. Синезубова из
частного собрания, среди них — прекрасные портреты, лирические городские
пейзажи французского периода, замечательные натюрморты, жанровые работы.
В российских музеях произведений Синезубова зарубежного периода 1930-1950-х гг.
к нашему стыду очень мало. Ниже следующие репродукции аукционных картин в
пределах десятилетий располагаются в обычной хронологической последовательности
– сначала портреты, затем пейзажи и натюрморты.
Николай Владимирович Синезубов умер в Париже в
1956 г. Похоронен на
кладбище в Иври-сюр-Сен в пригороде Парижа.
В 1959 г. в галерее P. Cézanne состоялась посмертная выставка; предисловие к
каталогу написал Максимилиан Готье. В 1961 г. работы были показаны на выставке
«Русские художники Парижской школы». В 1919-1920 гг. более десятка произведений
Синезубова были закуплены Музейным бюро и затем отправлены в для организации
Музеев живописной культуры в разные города России. Ранние картины Н.Синезубова
сохранились в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском
музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, в музейных собраниях городов: Ельца (Липецкая
обл.), Иваново, Казани (ГМИИ Татарстана), Нижнего Новгорода, Нижнего Тагила, Тотьмы
(Вологодская обл.), Ярославля, г. Семей (Казахстан) и частных собраниях.
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/6318384/post432412402
#ЕКМ #Елец #музей #Авангард #художественныйотдел #Апрель #2020г. #РусскийАвангард #Синезубов