НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ СИНЕЗУБОВ (1891-1956) – ХУДОЖНИК РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Синезубов был участником двух государственных выставок: 4-й — в 1919 г. и 19-й – в 1920 г. Последняя выставка получила название «Выставки четырех», хотя в ней кроме Василия Кандинского, Александра Родченко, Варвары Степановой и Синезубова, принимали участие и другие художники, но количество работ перечисленных художников значительно превосходило остальных. В одном из отчетов о выставке Синезубов был назван художником, «идущим от Сезанна».
В 1919 г. Синезубов руководил мастерской Пролеткульта в Москве. Числился среди преподавателей ВХУТЕМАСа в 1919-1920 гг. Весной 1920 г. вошел в состав монументальной секции ИНХУКа, но после конфликта между Кандинским и Родченко, закончившимся победой последнего, вместе с группой Кандинского вышел из состава института (январь 1921 г.). Осенью 1921 г. участвовал в выставке «Мира искусства». В конце того же года вошел в состав объединения «Маковец» и участвовал во 2-й и 3-й выставках общества в 1924-1926 гг.
Свои лучшие живописные работы Синезубов создал в конце 1910-х – начале 1920-х гг. В это время, по его собственным словам, он был во власти «Ренуара, Дега, Пикассо, Сезанна». Некоторые работы этого периода созданы под влиянием немецкого экспрессионизма. Соединение французских традиций с немецким экспрессионизмом и русским неопримитивизмом породило необыкновенный результат – оригинальную живопись Синезубова, сочетающую в себе «твердость, материальность и скрытый темперамент» (из автобиографии Синезубова, 1925 г.)

С начала 1920-х Николай Синезубов активно занимался литографией и офортом. Его литографии были опубликованы в малотиражных сборниках «Naturemorte», «Пейзаж в литографиях современных художников» и «Литографии № 4» (все 1921 г.). Работал в области книжной графики. Оформил несколько детских книг Б.С.Евгеньева, Т.С.Сикорской, Е.Чернышевой и др. В 1922 г. он проиллюстрировал поэму Александра Блока «Двенадцать» — выполнил рисунки в технике тушь, акварель, и был автором последнего прижизненного портрета А. Блока. В 1922-1923 гг. Синезубов участвовал и сопровождал свои картины на Первой русской художественной выставке в Берлине и Амстердаме. После возвращения создал альбом собственных литографий «FrauenundKinder» (1923 г.).
В 1922 г. состоялась первая персональная выставка Синезубова в Трудовом кооперативном обществе художников в Москве.


1. Б. Евгеньев (Е. Борисов) — Мишка в Москве. Москва, Государственное
издательство. 1928 г.
2. Л. Ларина. Пастушонок Марко. Москва-Ленинград, Государственное
издательство. 1927 г.
3. Т.С. Сикорская — Гроза. Москва, Государственное издательство. 1928 г.
4. Т.С. Сикорская — Мишкина лошадка. Москва, Государственное издательство. 1928 г.
5. В.Г. Черевков — Как маленький Аль стал Эдиссоном. Москва, Государственное издательство. 1929 г.
6. Е. Чернышева. Сказано — сделано. (Стихи детям). Москва, Государственное издательство. 1927 г.
7. Е. Чернышева. Смельчак. (Стихи детям). Москва, Государственное издательство. 1927 г.
8. Е.Н. Чириков — Бродячий мальчик. Москва, Государственное издательство. 1927 г.

В 1928 г. Николай Синезубов эмигрировал во Францию, жил и работал в Париже. О французском периоде работы художника почти ничего не известно. О его зарубежном творчестве можно косвенно судить по картинам, нечасто выставлявшихся на арт-аукционах Sotheby’s, Christie’s, MacDougall’s и др. Работы Н. Синезубова всегда были редкой удачей на художественном рынке. На публичных торгах LeCréditMunicipaldeParis 26 июня 2008 г. в Париже было выставлено в общей сложности 17 работ Н. Синезубова из частного собрания, среди них — прекрасные портреты, лирические городские пейзажи французского периода, замечательные натюрморты, жанровые работы.
В российских музеях произведений Синезубова зарубежного периода 1930-1950-х гг. к нашему стыду очень мало. Ниже следующие репродукции аукционных картин в пределах десятилетий располагаются в обычной хронологической последовательности – сначала портреты, затем пейзажи и натюрморты.

Николай Владимирович Синезубов умер в Париже в 1956 г. Похоронен на
кладбище в Иври-сюр-Сен в пригороде Парижа.
В 1959 г. в галерее P. Cézanne состоялась посмертная выставка; предисловие к каталогу написал Максимилиан Готье. В 1961 г. работы были показаны на выставке «Русские художники Парижской школы». В 1919-1920 гг. более десятка произведений Синезубова были закуплены Музейным бюро и затем отправлены в для организации Музеев живописной культуры в разные города России. Ранние картины Н.Синезубова сохранились в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, в музейных собраниях городов: Ельца (Липецкая обл.), Иваново, Казани (ГМИИ Татарстана), Нижнего Новгорода, Нижнего Тагила, Тотьмы (Вологодская обл.), Ярославля, г. Семей (Казахстан) и частных собраниях.

Источник: https://www.liveinternet.ru/users/6318384/post432412402


Дом. 1910-е гг. Холст, масло. 52,5х70 см. Собрание галереи «На Ленивке», Москва

За туалетом. 1910-е гг. Холст, масло. Тотемское музейное объединение, Вологодская обл.

Мать. 1919 г. Холст, масло. 64×46 см. Государственный Русский музей.

Люди с зонтиками. Картон, смешанная техника. 25,4×20,3 см.
Обнаженная в интерьере. Доска, масло. 35х27 см.
Пейзаж (Снег в городе). 1920 г. Холст, масло. 44 x 61,5 см.
Пейзаж с купальщицами. 1920-е гг. 35,5 х 44 см.
Певица. 1918 г. Холст, масло. 93×66 см. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

#ЕКМ #Елец #музей #Авангард  #художественныйотдел #Апрель #2020г. #РусскийАвангард #Синезубов

This entry was posted in Новости. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий