Наш земляк — Народный художник Белоруссии Валентин Викторович Волков (1881–1964).

Валентин Волков родился 19.4.1881 в городе Ельце. Будущий живописец получил прекрасное образование: окончил Пензенское художественное училище (1907), Петербургскую Академию художеств (1915). Преподавал в Велижской художественной школе, Витебском художественном техникуме (1919-1929), Белорусском театрально-художественном институте (1953−1969).Работал в жанрах тематической картины, портрета, пейзажа, натюрморта, иллюстрировал и оформлял книги.

Работа В.В.Волкова с Первой Всебелорусской выставки 1925 года.

Волков Валентин Викторович. 1881–1964. Велиж. 1923. Бумага, карандаш, гуашь. 22х32,5.

Выставка посвящалась юбилею революции 1905 года и 400-летию белорусского книгопечатания. Открылась 6 декабря в Минске, в здании Коммунистического университета по ул. Университетской, 27 (сейчас – ул. Кирова, 21). Демонстрировалось более 1000 произведений. В помещении БГМ (здание церковно-археологического музея, потом – Дом искусств) экспонировались образцы древнего искусства: крест Евфросинии Полоцкой, копии фресок полоцких церквей, книжные издания и др.

Волков, В. В. Партизаны. 1930. — Б., акв. —27,5 х 23,5 см. — Национальный художественный музей Республики Беларусь.

В обращении Института истории партии при ЦК КП(б)Б было предложено 14 тем по истории борьбы белорусского народа за свою социальную независимость. Сюда вошли темы восстания под руководством Кастуся Калиновского, борьбы за советскую власть, гражданской войны, освобождения Беларуси Красной Армией, единство народов СССР, образа В.И. Ленина, борьбы с международным капиталом и др. Подготовительную работу проводил выставочный комитет, членами которого являлись заведующий художественной секцией Инбелкульта Иосиф Дыла, секретарь секции Николай Щекатихин, представитель Союза работников искусства Арон Кастелянский. Отбором экспонатов занималась комиссия, в состав которой входили представители ЦК КП (б)Б, Института истории при ЦК КП (б)Б, Наркомпроса, Витебского художественного техникума и художники Михаил Филиппович, Моисей Слепян, Абрам Бразер, Николай Михолап, Мария Лебедева.

Волков, В. В. Портрет Осипа Дыло. 1926. — Б., к. — 54,2 х 44,7 см.
Национальный художественный музей Республики Беларусь.

Сложным был вопрос, по каким категориям отбирать экспонаты? В конце экспертная комиссия решила: разношерстность, отсутствие единого взгляда и узкой программности в данном случае – не минус, а плюс («Советская Белоруссия», 1925, 9.12). На страницах прессы появились статьи Ивана Цвикевича, Николая Щекатихина, Николая Касперовича, Арона Кастелянского, Иосифа Дылы, Владислава Ластовского, Ивана Гавриса, Ивана Фурмана, Петра Даркевича, Сэндера Палееса, Елены Аладовой и др.
Астапович Аркадий Антонович. 1896–1941. Улица в деревне. 1920-е. Бумага, карандаш, акварель, тушь, перо. 26,5х20,5.
Одним из первых было обращение государственного деятеля И. Цвикевича на страницах «Трыбуны мастатцва» (№ 3): «Художники! За работу по организации выставки, которая выявит ваши способности и покажет белорусским массам ваше творчество». Суперпрофессиональным можно охарактеризовать материал-проект Н. Щекатихина «З вынікаў усебеларускай выстаўкі» («Наш край», 1926, № 2–3), где ставился вопрос о дальнейших путях развития белорусского изобразительного искусства. Автор подчеркивал характерную особенность выставки – «краеведческий уклон» по двум направлениям: белорусском и еврейском. Были отмечены виды художественных образов – города, сельские пейзажи; типы – белорусские и еврейские; портреты деятелей политики и культуры; мотивы быта, трудовая жизнь; стилизация белорусского народного и древнего искусства, история Беларуси и революционное движение.

Тема исторического характера нашла воплощение в портретах Франциска Скорины в работах Абрама Бразера, А. Кастелянского, Якова Кругера. Вторая историческая тема – «Кастусь Калиновский» – представлена в произведениях Александра Грубе, Якова Кругера, Валентина Волкова. «Краеведческие» мотивы и народные типы разрабатывались в работах студентов Витебского художественного техникума, где руководителем мастерской рисунка был Михаил Эндэ. Отдельные художественные характеристики давал сам Н. Щекатихин: «М. Филиппович – это почти единственный художник на выставке, в работах которого совсем нет не белорусских мотивов, творчество которого насквозь пропитано интересом и искренней любовью к родной стране. Это – одно из наиболее интересных и ценных событий в нашем современном национальном искусстве, что позволяет надеяться на великолепный ее дальнейший расцвет». Краеведческие портреты – в произведениях А. Бразера (Я. Купала и Я. Колас), еврейские типы – в произведениях Мейера Аксельрода, А. Кастелянского, Юделя Пэна.

Волков, В. В. Морозный день. 1947. — Х., м. — 46 х 35,5 см.
Национальный художественный музей Республики Беларусь.
Волков, В. В. Водяная мельница колхоза «Красное знамя». 1948.
Б., акв. — 23 х 32,5 см.
Национальный художественный музей Республики Беларусь.


Волков также принял участие в этой выставке, которая явилась для него первым творческим отчетом перед белорусскими зрителями. Художник экспонировал тематические композиции, портрет, пейзаж и театральный эскиз. Его работы выгодно отличались от многих других профессиональным мастерством и могли служить образцом для многих участников выставки.
Поскольку год открытия выставки совпал с двадцатилетним юбилеем революции 1905 года, Волков решил восстановить эскиз «Баррикады», написанный им еще в юные годы. В новой работе Волков стремился расширить и углубить тему, придать ей большую жизненность. Но вследствие того, что автору все же это не удалось, «Баррикады» воспринимались не как законченная картина, а лишь как большой эскиз.
Вторым тематическим произведением Волкова на выставке была картина «Кастусь Калиновский» . Изучая материалы героической истории свободолюбивого белорусского народа, художник остановился на образе выдающегося белорусского революционера-демократа прошлого века Кастуся Калиновского. Картина посвящена одному из эпизодов крестьянского восстания 1863 года. На переднем плане изображена экспрессивная фигура Калиновского, который зовет за собой восставших крестьян. Эмоциональная напряженность происходящего усиливается эффектным вечерним освещением.
Прекрасно удался автору типичный белорусский зимний пейзаж, в котором развивается действие картины.
Стремясь глубже раскрыть образ Калиновского, Волков тщательно изучал исторический и иконографический материал, литературные источники. Ему позировал известный в то время артист В. Н. Крылович, игравший роль предводителя крестьянского восстания на сцене Белорусского Государственного театра .

This entry was posted in медиалекция, Новости, Художники-земляки. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий