Продолжаем публикацию книги Алексея Пискулина «КРУГ СВЕТЛЫХ ДНЕЙ».
Масленица!
Это яркий, наполненный радостью жизни праздник.
Он восходит к глубокой славянской древности, когда Масленица приурочивалась ко дню весеннего равноденствия – рубежу, отделяющему зиму от весны. До конца XV века празднование Масленицы – это еще и Новогодние праздники, так как в древности год начинался 1 марта. Лишь с 1492 года на Руси его начали встречать 1 сентября, а с эпохи Петра Великого – 1 января.
Поскольку Масленица открывала наступающий год, масленичную неделю стремились провести так, как хотели бы прожить и весь этот год: весело, радостно, дружно и сытно. Следуя правилу: как встретишь новый год, так его и проведешь.
Обряды Масленицы были направлены на то, чтобы зимние тяготы закончились, и наступила весна, а за ней теплое лето с обильным урожаем. Масленица была насыщена древними славянскими обрядами, связанными с почитанием солнца, земли и священных предков.
Народ называл Масленицу: честной, широкой, обжорной.
О ней говорили:
Целую неделю пела, плясала, ела, пила,
Друг к дружке в гости хаживала,
В блинах валялась, в масле купалась.
Масленица отмечалась по всей России. Неучастие в масленичном веселье могло, по народным представлениям, навлечь на человека различные невзгоды. Говорили:
Хоть себя заложи, а Масленицу справь!
В праздновании Масленицы принимали участие все, независимо от возраста и социального положения.
Празднества начинались встречей Масленицы в воскресенье перед масленой неделей. Масленицу встречали блинами, которые раскладывали на возвышенные места в окрестностях села, призывая:
Приезжай ко мне в гости, Масленица, на широк на двор:
На горах покататься, в блинах поваляться,
Сердцем потешаться.
Первые три дня масленой недели шла подготовка к празднику, привозили дрова для масленичных костров, убирали дома. Основные празднества приходились на четверг, пятницу, субботу, воскресенье – дни широкой масленицы.
Масленичные развлечения проходили, в основном, на улице. В дом заходили только для того, чтобы немного передохнуть и посидеть с гостями за праздничным столом. Нарядно одетые люди заполняли улицы, поздравляли друг друга, участвовали в праздничном гулянье, шли на ярмарку, дивились чудесам, которые показывали в масленичных балаганах, от души радовались кукольным представлениям и медвежьим потехам – выступлениям вожака с медведем.
На Масленицу устраивались любимые народом развлечения: катание с гор, катание на санях, взятие снежного городка, различные обряды чествования молодоженов. Молодожены выезжали кататься на богато убранных санях, одевались во все самое лучшее, особенно молодуха (молодая жена), запрягали самых лучших лошадей. Молодожены разъезжали по улицам, а все их оценивающе рассматривали, приветствовали, чествовали.
Заканчивалась праздничная масленая неделя проводами Масленицы. Обычай зажигать костер во время проводов Масленицы очень древний. Костры символизировали солнце и должны были способствовать скорейшему пробуждению природы. Костер старались сделать таким огромным и ярким, чтобы свет его был виден по всей округе. В некоторых местах поджигали колесо от телеги, которое спускали с горы или поднимали на высоком шесте. Широко был распространен обычай поджигать пучок соломы на шесте, с которым молодежь и дети бегали по деревне, распевая:
Прощай, Масленица-пересмешница!
Тырь-тырь, монастырь!
Ты лежи, лежи, старуха
На осиновых дровах!
Три полена в головах!
Часто делали чучело Масленицы. Его изготавливали из соломы, тряпья, разных обносков. Оно представляло собой женскую фигуру.
Чучело водружали на старые сани и протаскивали по улицам. За санями с хохотом и шумом валила веселая толпа. В конце обряда чучело сжигали.
Проводы или похороны Масленицы в далеком прошлом имели глубокий смысл. Провожая Масленицу, люди изгоняли зиму, все отжившее, все злое и враждебное человеку.
Веселье, шум, песни, пляски символизировали жизнь и возрождение.
Одним из традиционных масленичных развлечений повсеместно являлись кулачные бои.
В Ельце и елецкой округе древняя традиция кулачных боев жила вплоть до начала XX века. Кулачные бои – это зрелище, забава, развлечение, своеобразное театральное действо и вместе с тем – спорт, военное искусство.
В Ельце были свои легендарные бойцы кулачного боя. О них сохранились интересные воспоминания. Например, в книге В.А.Заусайлова «Купеческий Елец» (2005 г.) опубликован очерк «Григорий Иванович Малолеток». Очерк написал Иван Андреевич Иванющенков – автор многих корреспонденций в провинциальной и московской прессе в восьмидесятых годах XIX века – старший биржевой маклер конторы, которая размещалась в Ельце, при бирже.