К 95-летию художницы. КОВЕШНИКОВА МАЙЯ ДМИТРИЕВНА.

Продолжаем нашу рубрику:

Художники — выпускники Елецкого(Орловского)художественного училища.

И сегодня наш рассказ о художнике-живописце, заслуженном художнике РСФСР, лауреате премии Алтайского края в области литературы, искусства, архитектуры и народного творчества — Майе Дмитриевне Ковешниковой (1926 — 2013). 

Родилась она 13 мая 1926 года в городе Новосиль Орловской области. Её отцу — партийному работнику — по роду деятельности часто приходилось менять местожительство, так что довоенное детство художницы проходило в разных городах, пока в 1941 г. война не застала ее в деревне Орловской области, где она проживала вместе со своей матерью — учительницей начальных классов, и где на некоторое время будущая художница оказалась на оккупированной территории. В 1942 г., по окончании курсов военруков, ей пришлось работать в школе. Своё увлечение рисованием Майя Дмитриевна никогда не оставляла, но художественное образование получила уже в послевоенные годы. М.Д.Ковешникова окончила Елецкое художественное училище в 1951г. Именно в училище она познакомилась со своим будущим мужем, педагогом и художником В. Я. Курзиным, членом Союза художников РФ, племянником М.И. Курзина, создателя в 1918 году знаменитого Алтайского художественного общества (АХО). В 1951г. переехала с мужем на Алтай, в Барнаул.

С 1954 года является постоянной участницей краевых, зональных, республиканских, всероссийских и зарубежных выставок. В 1968 году была принята в Союз художников СССР. В 1986 году ей было присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР».

Награждена медалями «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970), «За трудовую доблесть» (1971), «Ветеран труда» (1982), «За заслуги перед обществом» (2011). Являлась лауреатом Гуманитарной премии Демидовского фонда Алтайского края (2006) и Премии администрации Алтайского края в области литературы, искусства, архитектуры и народного творчества (2010).

Работы М.Д. Ковешниковой находятся во многих ведущих российских музеях , алтайских, в частных собраниях США, Японии, Канады. 

В последние годы она сама в дружеских беседах вспоминала свои ощущения послевоенного Барнаула и, как это умеют делать творческие люди, создавала словесный, красочный и тёплый образ провинциального сибирского города с деревянными домиками, украшенными затейливой резьбой, купеческими особняками. Поразила её огромная, чистая и красивая река Обь с густыми утренними туманами, поразительно яркими восходами и закатами. И всё это она сохранила в первых натурных этюдах, вошедших в золотой фонд творческого наследия Майи Дмитриевны. Так она обрела здесь свою вторую родину, где жила и которую славила всю жизнь.

Свойством её очарованной натуры был бесконечный поиск своей темы, выразительных средств для более глубокой и убедительной передачи многообразия и красоты окружающего мира. В те годы, когда молодая художница начинала работать, особо приветствовалась тематическая картина, и она попробовала себя в создании бытовых жанровых композиций «Набедокурила», «Дружная семейка, «К зиме», «Танины игрушки»… и, казалось бы, всё получалось, и привлекательный выбор сюжета, и умение разместить его на холсте, и живописное решение, но…, что-то не устраивало.

По призыву партии в 70-е годы периодически формировались творческие группы художников, которые направлялись для работы на новостройках, на предприятиях, в районах края. Майя Дмитриевна попадает на Барнаульские производственные комбинаты ХБК и КХВ, где одна из первых в Сибири начинает создавать жанр тематического, социально значимого натюрморта, развитие которого продолжает в Горном Алтае, где знакомится с удивительными изделиями народных мастериц: ткаными поясами и опоясками, расшитыми рушниками и скатертями, интерьерами, расписанными кистевой росписью. Именно тогда в селе Верхний Уймон она написала первую композицию с караваем свежеиспечённого хлеба, который органично разместился среди красот народного творчества. Эта работа «Изба Прова из Уймона» положила начало новому этапу в творчестве художницы, связанному с темой хлеба.

Вершиной её «хлебной» коллекции стало полотно «Алтайский хлеб» (1981), написанное для республиканской выставки «Нивы Алтая», которое стало символом алтайских полей, славило человека труда, творца и созидателя.

После выставки картина осталась в Москве и заслуженно вошла в состав золотого фонда российского искусства ХХ века. Сегодня хлебные натюрморты М.Д. Ковешниковой рассеялись по всему миру, стали гордостью музейных, частных коллекций в России и за рубежом.

Открытием для многих, кто довольно близко был знаком с творчеством Майи Дмитриевны, стало появление в 90-е годы на выставках её авторских портретов. Она никогда спонтанно не выбирала свои модели, чаще всего натура была хорошо знакома и чем-то привлекала. Традиционное решение портрета допускалось, но крайне редко, характеристика образа часто усложнялась, в связи с его необычностью. Чтобы подчеркнуть особенности модели, автор применяла приём мягкого, необидного гротеска. И кто видел портретную галерею Майи, вспомнят великолепные портреты искусствоведов В.В. Сазоновой, Н.П. Гончарик, радиожурналистки Э.Л. Свиридовой, портрет-картину «Альфред», портреты женщин, участников Великой Отечественной войны А.П. Чеботарёвой, Д.А. Кривенко, Л.К. Кондратовой.

Житие Нины (Портрет Н.П. Гончарик)». 2012 г.

И самое главное, что оставила Майя Дмитриевна на этой земле, своё цветочное чудо. Богатство и красота мира сосредоточились для неё в цветах, скромных полевых ромашках, незабудках, колокольчиках, огоньках, лесных ландышах, роскошных пионах, марьиных кореньях. Отталкиваясь от натуры, она создавала настоящие космические миры: «Космос лета», «Осенняя песня», «Песня радости», «Большой светлый натюрморт», «Полевые цветы»…

#художественныйотдел#культура48#КОВЕШНИКОВА#культура#Елец

This entry was posted in Виртуальные выставки, Новости, Художники - выпускники Елецкого(Орловского)художественного училища. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий