Илья Семенович Остроухов. К 165-летию со дня рождения.

В. Серов. Портрет Остроухова. 1902

Из книги Н.Ю. Семеновой «Московские коллекционеры»:

1858, 20 июля — у елецкого купеческого брата и почетного гражданина Семена Васильевича Остроухова и законной жены его Веры Ивановны родился сын Илья. Крещен 24 июля в московской Праскевиевской церкви, что на Пятницкой.

Свидетельство о рождении сына Ильи у елецкого купца Семена Васильевича Остроухова и его жены Веры Ивановны


1866 — детские рисунки Ильи привлекают внимание дяди, Сергея Васильевича Остроухова, выпускника Академии художеств (родной брат отца, числится в словаре выпускников Петербургской академии художеств как вольноопределяющийся, окончивший в 1856 году академию со званием свободного художника и получивший за время учебы две серебряные медали. Еще известно, что художественная карьера его не задалась, живопись он бросил, вернулся в родной Елец, где вскоре умер).
1870 — поступает в Московскую практическую академию коммерческих наук. Интересы к естествознанию сближают его с педагогом П. П. Мельгуновым, исследователем флоры и фауны Центрального района России. Живет с родителями на Софийской набережной в доме Сычева.
Создание Товарищества художественных передвижных выставок. В ТПХВ входят почти все крупные русские художники второй половины XIX века.
С. И. Мамонтов покупает усадьбу Абрамцево. Создание Абрамцевского (Мамонтовского) художественного кружка.
1872 — увлечен естествознанием, начинает писать статьи о птицах, вступает в переписку с Брэмом, автором «Жизни животных». Становится обладателем энтомологической коллекции, которая впоследствии будет подарена Московскому университету.
1874, апрель — приносит издателю Анатолию Ивановичу Мамонтову рукопись «Популярные очерки из жизни птиц Средней России».
1875—1879 — продолжает собирать коллекцию, пишет статьи о птицах, публикует книжку «Ужение рыбы». Постоянно бывает у Мамонтовых в Леонтьевском переулке.

Илья Остроухов. 1880-е.


1880, апрель — посещает вместе с А. И. Мамонтовым VIII Передвижную выставку. Начало увлечения живописью.
Май — просит художника А. А. Киселева дать ему несколько уроков; начинает писать маслом, не пройдя предварительного курса рисования. Копирует пейзажи, летом пишет на натуре. С мая 1880–го по осень 1881 года берет у Киселева не менее тридцати уроков (десять рублей за урок).
1881, октябрь — вместе с А. А. Киселевым приходит в мастерскую Василия Поленова, который дает ему копировать этюд к картине «Заросший пруд». Знакомится с В. И. Суриковым и И. Е. Репиным.
Зима 1881/82 — посещает репинские рисовальные воскресные вечера. И. Е. Репин советует поступать в Академию художеств. Сближается с семьей младшего брата А. И. Мамонтова, С. И. Мамонтова.
1882, лето — впервые гостит в семье С. И. Мамонтова в Абрамцеве. Пишет этюды с натуры. Получает в подарок от В. П. Поленова этюд «Лодочка», который кладет начало его художественной коллекции.
Осень — проваливает экзамены в Академию художеств. Занимается в Школе Общества поощрения художеств, рисует гипсы в музее Академии художеств, копирует Рембрандта в Эрмитаже. Занимается частным образом в мастерской профессора Академии художеств П. П. Чистякова. Посещает «акварельные утра» Ильи Репина. Не пропускает концерты Русского музыкального общества, регулярно бывает в опере и балете. Живет в меблированных комнатах Лихачева на углу Троицкого моста. Испытывает постоянную нехватку денег: отец ежемесячно высылает ему 75 рублей.
1883, зима — продолжает занятия в Петербурге вплоть до начала весны.
Лето — часто бывает в Абрамцеве. Пишет этюды вместе с сестрой В. Д. Поленова художницей Еленой Поленовой.
Осень — вновь едет в Петербург. Занимается у П. П. Чистякова.
1884, начало зимы — продолжает занятия у П. П. Чистякова.
Лето — живет в Абрамцеве. Пишет с Валентином Серовым декорации к спектаклю «Черный тюрбан», который ставит С. И. Мамонтов; они же исполнители ролей. Начало многолетней дружбы с Серовым.
Конец августа — начало сентября — приехавший в Абрамцево
B. И. Суриков делает акварельный портрет Остроухова.
Первое участие в выставках. На Периодической выставке в Московском обществе любителей художеств выставляет пейзаж «Речка». Посещает рисовальные вечера в доме Поленова. В числе участников поленовских «четвергов» — Виктор и Аполлинарий Васнецовы, В. Суриков, М. Нестеров, К. Коровин, В. Серов, И. Левитан, Л. Пастернак и другие. Бывает на «рисовальных собраниях» в доме C. И. и Е. Г. Мамонтовых на Садово–Спасской.
1885, февраль — едет на этюды в Абрамцево с Еленой Поленовой, Виктором Васнецовым и Исааком Левитаном.
Лето — живет и работает в Абрамцеве. Там же живут Аполлинарий Васнецов, Елена Поленова, Николай Кузнецов.
Август — сентябрь наездами бывает Серов, впервые приезжает Константин Коровин. Левитан дарит Остроухову этюд «Мостик. Саввинская слобода».
Сближается с Павлом Михайловичем Третьяковым, который просит информировать его о появлении интересных для Галереи художественных произведений.

Ранняя весна


1886, февраль — едет в Петербург. Первое участие в передвижной выставке. На XIV выставке ТПХВ выставляет пейзаж «Последний снег. Ранняя весна».
Лето — живет и работает в Абрамцеве. Пишет декорации к опере «Кармен» для Частной оперы С. И. Мамонтова. Вместе с Михаилом Мамонтовым, сыном А. И. Мамонтова, бывает у Поленова, живущего в Меньшове близ Подольска.
Октябрь — вместе с Валентином Серовым снимает бывшую мастерскую Владимира Маковского на Ленивке, 7, в доме Воейковой. Вечерами в мастерской устраивается рисование с натуры, которое посещают В. И. Суриков, В. Д. Поленов, Вл. Е. Маковский, М. А. Мамонтов, Н. А. Бруни.

Прошение И. С. Остроухова о зачислении вольным посетителем (вольнослушателем) в МУЖВЗ. 21 октября 1886 года


21 октября — просит совет Московского Художественного общества принять его в число вольных посетителей Училища живописи, ваяния и зодчества. Занимается в классе Владимира Егоровича Маковского. Кроме занятий в МУЖВЗ, которые кончаются в 7 часов, с 8 до 10 вечера работает в мастерской. Вскоре покидает МУЖВЗ. Живет на Пречистенке.
Первая поездка в Европу (Германия, Австро–Венгрия, Франция).
1887, февраль — на XV выставке ТПХВ выставляет этюд «Золотая осень», который покупает П. М. Третьяков.
Апрель — вместе с Серовым и М. Мамонтовым едет в Европу, посещает Вену, Венецию, Флоренцию и Милан. В собрании появляется первая западная картина — пейзаж А. Ахенбаха. Серов пишет «Девушку с персиками», Суриков — «Боярыню Морозову».

Площадь Св. Марка в Венеции.


Лето — снимает дачу в подмосковной усадьбе Вяземских «Остафьево». Продолжает писать пейзажи. Выбран действительным членом Императорского Археологического общества.
Декабрь — П. М. Третьяков по рекомендации Остроухова покупает у Валентина Серова «Девушку, освещенную солнцем».


1888, февраль — на XVI выставке ТПХВ выставляет пейзаж «Первая зелень», который вновь покупает П. М. Третьяков.

Первая зелень

Вместе с В. Д. Поленовым осматривает Эрмитаж, собрание графов Строгановых и
Кушелевскую галерею, зарисовывает наиболее выдающиеся картины, которые сопровождает собственными стихотворениями. Продолжает писать пейзажи в Абрамцеве.

Последний снег. Абрамцево


1889, апрель — поездка в Крым и знакомство с Надей Боткиной.

Севастополь. Графская пристань.1889.


25 мая — помолвка с Н. П. Боткиной.
16 июля — женитьба на Надежде Петровне Боткиной, дочери Петра Петровича Боткина, племяннице врача С. П. Боткина и коллекционера, академика живописи М. П. Боткина. Уезжает с женой в свадебное путешествие в Вену и Париж. Поселяется в доме в Трубниковском переулке, 17, полученном женой в качестве приданого.

Н.П. Боткина и И.С. Остроухов. 1890-е гг.
Ранней весной.
В Абрамцевском парке


1890, февраль — на XVII выставке ТПХВ выставляет пейзаж «Сиверко», который покупает П. М. Третьяков. «Сиверко» не только крупнейшая, но и последняя значительная картина Остроухова–художника.

СИВЕРКО.1890


Ноябрь — участвует в выставке Московского общества любителей художеств. Дарит Зоологическому музею Московского университета коллекцию птичьих яиц.
1891, 6 марта — вместе с Левитаном, Касаткиным, Архиповым выбран в члены Товарищества Передвижных художественных выставок.
Лето и осень — путешествует с женой по Европе.
25 июля — в Петербурге скоропостижно скончался Сергей Михайлович Третьяков. П. М. Третьяков завещает свою галерею вместе с собранием брата Москве; перестает быть ее собственником и становится пожизненным попечителем. В случае его смерти попечителем должен стать племянник, единственный сын С. М. Третьякова Николай Третьяков.

Лесная заводь. 1880-е.


1897 — 25–летний юбилей Товарищества передвижников. Остроухов увлечен фотографией.
1898 — в Петербурге открыт Русский музей императора Александра III.
6 декабря — в Москве скончался П. М. Третьяков. Попечителем Галереи становится городской голова князь В. М. Голицын. Иван Щукин продает Илье Остроухову «Портрет Антонена Пруста» Эдуарда Мане.
В Петербурге выходит в свет первый номер журнала «Мир искусства». Рождение объединения «Мир искусства».
1899, 4 июня — Дума утверждает положение об управлении галереей — Совет из пяти членов (председатель Совета, он же попечитель, представитель семьи и три члена — один художник и двое коллекционеров).
27 июля — в Совет галереи как представительница семьи введена дочь П. М. Третьякова Александра Павловна Боткина. От художников в Совет избран В. А. Серов, от коллекционеров — И. С. Остроухов и И. Е. Цветков. Совет по управлению галереей приступает к перестройке дома Третьяковых и здания галереи. Начало многолетней переписки А. П. Боткиной и Остроухова.
11 сентября — Савва Иванович Мамонтов арестован за финансовые нарушения и помещен в Таганскую тюрьму, на все его имущество наложен арест. Группа деятелей искусства отправляет С. И. Мамонтову письмо поддержки, в числе подписавшихся — Илья Остроухов.
Знакомится с собирателем древнерусской иконописи Н. П. Лихачевым, который помогает систематизировать и описать собрание икон П. М. Третьякова.
1900, май — Виктор Васнецов безвозмездно, «в память высокочтимого П. М. Третьякова» делает эскиз нового фасада Галереи: заново сделанный фасад должен соединить оба здания в единое целое. И. С. Остроухов выбран устроителем Русского отдела на Всемирной выставке в Париже. Благодаря знакомствам и связям среди любителей ему удается получить первоклассные художественные произведения. По окончании выставки награжден орденом Почетного легиона.
24 июля — в Москве скончался Исаак Левитан; Илья Остроухов возлагает к его портрету в Русском отделе Парижской выставки венок из живых цветов со словами «Дорогому другу и товарищу И. И. Левитану».
Переводит 500 рублей в кассу журнала «Мир искусства».
1901 — примыкает к обществу «36–ти» и становится одним из руководителей объединения. Избран гласным Московской городской думы.
1902, январь — обострение разногласий в Совете Галереи. Повод к открытому столкновению — приобретение «Портрета девушки» Федора Боткина (родственника жены Остроухова) и карикатуры П. Г. Щербова.
21 февраля — выставка конкурсных проектов на памятник Н. В. Гоголю (44 проекта), приуроченная к 50–летию со дня смерти писателя. Ни один из проектов не устраивает Комитет по постановке памятника. Остроухов предлагает отказаться от конкурсов и поручить работу над проектом скульптору Николаю Андрееву. Приглашает на должность хранителя Галереи Н. Н. Черногубова.
25 февраля — вместе с А. П. Боткиной отбирает работы для Галереи на выставке Петербургских художников в Пассаже и на Весенней — в Академии художеств. Непрекращающаяся критика последних приобретений Совета: «В Третьяковской галерее наступает новая эра, эра плохих работ» (М. Суворин, «Новое время»).
В залах Исторического музея открылась XIX выставка Московского товарищества художников, при ней устроена посмертная выставка скоропостижно скончавшейся Елены Дмитриевны Поленовой.
2 апреля — Серов и Остроухов участвуют в работе комиссии по составлению записки о «Настоятельной необходимости отмены… цензуры по отношению ко всем произведениям печати и искусств» и представляют «Записку о нежелательности цензуры в области изобразительных искусств».
Май — Серов, Остроухов и Поленов, выразив свое отрицательное отношение к деятельности И. Е. Цветкова, складывают с себя звание членов Совета Третьяковской галереи.
Июнь — выходит книга А. Бенуа «История русской живописи в XIX веке».
20 августа — В. А. Серов единогласно переизбран членом Совета Галереи. Серов работает над портретом Остроухова.

Двор зимой
Весна.


1903, 6 января — открытие выставки Константина Сомова в Петербурге;
Остроухов, Серов и Боткина приобретают для Галереи «Даму в голубом». Князь В. М. Голицын называет это приобретение излишним, а И. Е. Цветков считает цену картины чрезмерно высокой, равно как и цену купленной Советом картины Николая Рериха «Город строят».
13 февраля — открытие пятой и последней выставки картин журнала «Мир искусства» в залах ОПХ. В. А. Серов выставляет портреты Михаила Морозова и Ильи Остроухова.
16 февраля — общее собрание участников выставок «36–ти» и «Мира искусства» принимает решение о прекращении существования объединения «Мир искусства»; члены последнего вливаются в московское общество. В результате слияния возникает объединение «Союз русских художников» (1903—1924), в которое входит Остроухов.
Апрель — разногласия в Совете Галереи по поводу приобретений просачиваются в прессу.
15 апреля — открытое письмо вдовы С. М. Третьякова Елены Андреевны. И. Е. Цветков и В. М. Голицын ставят вопрос о пересмотре положения об управлении Галереей. Создана специальная думская комиссия во главе с С. А. Муромцевым.
21 апреля — совещание в Галерее о размещении икон из собрания И. М. Третьякова. По инициативе Остроухова иконы включены в экспозицию галереи как произведения искусства. «Наши даже крупные музеи, точно стесняясь икон, хранили их небрежно в худших углах своих зал, он [Остроухов] вынул их на свет» (Н. М. Щекотов).
Июнь — по истечении срока полномочий в Совете Галереи И. С. Остроухов отстранен от дел; ему вменяются в вину слишком большие траты на новые приобретения. Уезжает в Европу, лечится в санатории в Вогезах.
Конец года — в Строгановском училище проходит первая выставка «Союза русских художников». Вошедшие в новое объединение старые члены ТПХВ Ап. М. Васнецов, К. К. Первухин, И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, А. С. Степанов, С. В. Иванов, С. А. Виноградов покидают передвижников.

Пейзаж


1905, 28 января — в первом туре выборов попечителя Галереи в Московской городской думе кандидатура Остроухова забаллотирована.
Март — открытие «Историко–художественной выставки портретов» в Таврическом дворце в Петербурге, организованной Сергеем Дягилевым (на ней выставлен «Портрет С. П. Боткина», написанный Остроуховым в 1889 году). «В Дягилевской нечто сногсшибательное. Это не выставка, а ценнейший музей». (Остроухов — Боткиной).
Дягилев, который, по словам Остроухова, «непрактично вел журнал», вынужден распродать свою коллекцию и предлагает купить у него ряд работ.
Выставка «Союза русских художников» в Москве. Галерея покупает «Февральскую лазурь» Игоря Грабаря, «Сумерки» Леонарда Туржанского, портреты Бориса Кустодиева и Ильи Репина. С 33–й Передвижной выставки Остроуховым отобраны два скульптурных бюста работы Н. А. Андреева — П. П. Боборыкина и Л. Н. Толстого.
10 марта — И. С. Остроухов избран на пост председателя Совета и попечителя Городской художественной галереи братьев Третьяковых. Дягилев и Серов отправляют ему телеграмму: «Сердечно поздравляем. Радуемся и надеемся».
19 марта — Дягилев сообщает Остроухову, что журнал «Мир искусства» прекращает существование. Остроухов устраивает подписной обед в честь С. П. Дягилева, желая почтить его за шестилетнее руководство редколлегией «Мира искусства» и «за создание феноменальной выставки портретов в Таврическом дворце».

Березы


1906 — И. С. Остроухов избран действительным членом Академии художеств, перестает участвовать в выставках.
Октябрь — на Осеннем салоне в Париже проходит ретроспективная выставка «Два века русской живописи и скульптуры» (около 750 произведений).
1908, весна — страшное наводнение в Москве, затоплено Замоскворечье.
Остроухов делает все возможное, чтобы не дать воде хлынуть в залы Галереи.
1 августа — октябрь — путешествие по Европе: Карлсбад, Биарриц, Испания, Париж.
1909, 10 марта — в «Новом времени» опубликована статья Н. Кравченко, обвиняющая Совет в кумовстве: «В Третьяковской галерее со времен воцарения там последнего комитета приобретается не то, что интересно и сильно в нашем искусстве вообще, а то, что мило их приятельскому сердцу, вечно беспокоящемуся об успехе своих людей».
15 марта — на 88–м году жизни в Москве скончался отец И. С. Остроухова — Семен Васильевич, похоронен на Даниловском кладбище.
Апрель — Гоголевские торжества в Москве. Памятник писателю работы Николая Андреева, установленный в начале Пречистенского бульвара, подвергается резкой критике. «На карикатурном памятнике Гоголю в Москве мы видим, до какой степени опасно дело государственной и народной благодарности замечательным людям поручать декадентским комиссиям и декадентским художникам». Рикошетом это задевает И. С. Остроухова, почти пять лет руководившего работой над проектом и возведением памятника.
1 ноября — Остроухов покупает первую икону своей будущей коллекции древнерусской живописи — новгородскую икону «Илья Пророк в житии». Начало раскрытия икон московскими коллекционерами. Первыми применяют расчистку (снятие записей и потемневшей олифы) Остроухов и П. П. Рябушинский. С 1909 года Остроухов включен в Комиссию по ремонту и реставрации Успенского собора Московского Кремля (состоит по 1918 год).
1910, январь — скончался муж Александры Павловны Боткиной, доктор Сергей Сергеевич Боткин.
1911 — журнал «Аполлон» публикует статью Николая Врангеля о собрании Остроухова.
Октябрь — знакомится на Осеннем салоне с Анри Матиссом. Составляет программу пребывания французского художника в Москве и проводит с ним много времени.
22 ноября — скончался Валентин Серов. Остроухов берет на себя все хлопоты по похоронам и становится душеприказчиком покойного друга.
1912, 14 февраля — отказывается баллотироваться на должность попечителя Галереи и заявляет о своем решении на заседании в Думе. Предлагает перенести Третьяковскую галерею на другую территорию.
Лето — едет вместе с Черногубовым и реставратором Брягиным по древнерусским городам (Ярославль, Вологда, Ростов Великий и др.).
1913, 16 января — душевнобольной Абрам Балашов с криком «Довольно крови!» бросается на картину Ильи Репина «Иван Грозный» и успевает несколько раз полоснуть полотно садовым ножом. Хранитель Галереи Е. М. Хруслов кончает с собой.
13 февраля — Московский археологический институт устраивает в Москве выставку «Древнерусское искусство» из собраний М. И. Тюлина, М. П. Лихачева, Г. О. и М. О. Чириковых, И. К. Рахманова и Остроухова (14 икон). Выставка приурочена к 300–летию дома Романовых. Общественное признание иконы, которая отныне поставлена в ряд с самыми значительными явлениями мировой культуры.
Весна — в Московской городской думе обсуждается вопрос о постройке нового здания для Третьяковской галереи на Девичьем поле. Письмо группы противников переноса Третьяковской галереи в редакцию газеты «Новое время».
Уход И. С. Остроухова из Галереи, назначение И. Э. Грабаря новым попечителем Галереи. Остроухов отказывается лично «сдать» галерею новому попечителю и поручает эту миссию Н. Н. Черногубову. Выходит из членов Совета Приюта вдов и сирот русских художников имени П. М. Третьякова.
Фотосъемка интерьеров особняка в Трубниковском переулке.
1914 — начинает выходить журнал «София», посвященный древнерусскому искусству. Публикация П. П. Муратовым монументальной книги «Древнерусская иконопись в собрании И. С. Остроухова». Под наблюдением Остроухова в Благовещенском соборе Кремля реставратором Г. О. Чириковым раскрыта икона «Богоматерь Донская».

Золотая осень


1916, май — Дума одобряет начатую в 1913 году реформу И. Э. Грабаря, проведенную Советом галереи. Остроухов едет в Крым, живет на даче Гучковых, находящейся на территории нынешнего молодежного лагеря «Артек»; вновь возвращается к живописи. Навещает служащего в Севастополе П. П. Муратова. Едет в Новгород, где приобретает произведения древнерусского искусства для своей коллекции. Покупает у киевского археолога–любителя Виктора Евгеньевича Гезе коллекцию древних крестов.
1918, январь — после многолетнего перерыва участвует в выставке Союза русских художников.
25 декабря — на заседании Комиссии по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса обсуждается национализация собрания. Коллегия единогласно постановляет предложить И. С. Остроухову стать пожизненным ответственным хранителем составленного им собрания.
Декабрь — собрание в Трубниковском переулке (собственный дом, № 17) преобразовано в филиал Третьяковской галереи под названием «Музей иконописи и живописи И. С. Остроухова».
1920 — открытие «Музея иконописи и живописи И. С. Остроухова».
1921, июнь — выходит номер журнала «Среди коллекционеров», посвященный Илье Семеновичу Остроухову.
1925, 3 июля — юбиляр из–за болезни на торжествах отсутствует. Наркомпрос присваивает собранному Остроуховым музею его имя и переименовывает Музей иконописи и живописи в Музей И. С. Остроухова. Остроухов утвержден почетным пожизненным хранителем и заведующим музеем, ему предоставлена пожизненная пенсия, и за ним закреплена квартира в здании музея.
1926, 6 апреля — письмо группы художников и деятелей культуры наркому А. А. Луначарскому в защиту музея: «Коллекция имеет выдающийся интерес прежде всего для нового поколения наших художников… Раздел — иконопись — единственное в Москве сопоставление в одном месте различных и в то же время перекликающихся художественных эпох. Распыление коллекции уничтожит оригинальный и редкий музейный организм…»
1927, 22 июня — скончался В. Д. Поленов.
30 июня — в Совнаркоме обсуждается идея переноса Музея иконописи и живописи И. С. Остроухова в особняк Зубаловых на Садово–Черногрязской. Музей удается отстоять. 1 октября — И. С. Остроухов, спустя два года после принятия решения, получает уведомление, что согласно распоряжению Наркомпроса № 281 ему присвоено звание «Директора Музея его имени».
1928, лето — у Остроухова проблемы со зрением, ухудшение состояния здоровья.
1929, март — Остроухов лишен избирательных прав как «бывший домовладелец и совладелец чайной торговли». Пишет письмо в Замоскворецкую районную избирательную комиссию с просьбой восстановить его в правах.
8 июля — в Москве, в доме в Трубниковском переулке, на 71–м году жизни скончался Илья Семенович Остроухов. Похоронен на Даниловском кладбище. Через месяц Музей иконописи и живописи И. С. Остроухова ликвидирован.

Сергей Малютин. Портрет И.С. Остроухова. 1915.

http://www.tphv-history.ru/books/moskovskie-kollektsyonery.html

This entry was posted in Виртуальные выставки, медиалекция, Новости. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий