Виртуальная выставка работ нашего земляка — художника М.И. Ершова (1901-1982)

На Бойковщине. 1946

Михаил Ершов вошел в историю искусства прежде всего, как мастер пейзажа. Он много писал городские пейзажи, самобытный горный край Бойковщины, степи Луганщины, живописные берега Днестра, виды российской глубинки. Ершов относится к тому поколению художников, которые, пройдя через горнило испытаний войны, по-новому стали смотреть на жизнь.
Перенесенные потрясения очень сильно обострили чувство любви к миру. Опаленные войной художники словно заново открывали для себя красоту природы. У людей, претерпевших неимоверные страдания, появилось стойкое ощущение ценности каждого мгновения жизни.
Это ощущение, которое Михаил Ершов сохранил до конца своих дней, в полной мере претворилось в его искусстве. Он с самозабвением писал пейзажи, воплощая в них свою любовь к жизни, к миру, к окружающей его красоте. Красоту же он находил в самых обыденных вещах.

Зимний город. 1969


Сюжетами его картин становились простые, незатейливые мотивы — обычные, ничем не примечательные городские улочки, скромные деревенские дворы, стога сена, коровы на водопое, рыбаки на реке, последний снег в овраге, сушащееся белье, грачи, пасущиеся на пашне. Наслаждаясь каждым мгновением жизни, художник жадно ловил ускользающие мимолетные состояния природы и пытался запечатлеть динамичность и быстротечность момента.
Виды города, написанные Ершовым почти с одного ракурса, но в разное время года и в разное время суток, полны нежного лирического чувства. С удивительной проницательностью художник наблюдает за меняющейся реальностью и цикличностью жизни, подмечает любые вариации света и цвета в зависимости от освещения и погодных условий.

Во дворе.

Простые городские пейзажи, характерные изгибы улочек, дворики и крыши домов воспринимаются как нечто значительное, объединяя в целостный образ природный и архитектурный мотив и связанную с ним жизнь людей. Эта связь, на первый взгляд неприметная, неизменно подчеркивает пульс жизни.
В сельских пейзажах художник воплощает скрытую энергию природы в упругой пластике кряжистых стволов деревьев, в весеннем таянии снегов, в размеренном ритме течения рек, в остроконечности стогов сена, расположившихся в строгие ряды на полях.
Полны пленительного очарования романтические мотивы: тихие вечера со сгущающимися серебристо-жемчужными сумерками, яркие закаты с красным шаром солнца, медленно уплывающим за горизонт, лучи света, проникающие сквозь листву и озаряющие деревья скользящими бликами.
Для всех пейзажей Михаила Ершова характерна камерная, очень интимная интонация. Художник не стремится к монументальному выражению природы. Как правило, в своих композициях использует высокий горизонт и близкую точку зрения, тем самым привлекая внимание зрителя к тому, что рядом.
Красота в его понимании — не что-то далекое и невиданное, а она — поблизости, ею полнится родная земля.

Грачи. 1954

Но за частным и конкретным в его работах просматривается основополагающее — тема быстротечности жизни человека, находящей свое отражение в круговороте жизни природы.
Михаил Ершов является продолжателем классических традиций реалистического искусства второй половины XIX — начала XX века. Его произведения отличает необыкновенная внутренняя теплота, которая является одной из основных привлекательных особенностей его творчества.
Исполненные тонкого лиризма и живой прелести, произведения Михаила Ершова подкупают своей простотой и очарованием, озаряют тихим светом душу.

Начало зимы.1960.
This entry was posted in Виртуальные выставки, История елецкого хуудожественного музея, медиалекция, Новости, Художники-земляки. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий